Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Мир семейных и личных финансов позволяет дошкольнику максимально эффективно осваивать принятые в обществе нормы и правила поведения в интересах общества, семьи, человека, а также социокультурные ценности. Дошкольник понимает, что его потребности и интересы могут быть реализованы не всегда из-за отсутствия финансовых средств в семье и материальных возможностей.

Аннотация статьи
отношение
дошкольное образование
финансовая грамотность
образовательная деятельность
дошкольное детство
ребенок
дошкольник
мир взрослых
окружающий мир
финансовая сфера
Ключевые слова

Экономическое воспитание и образование детей дошкольного возраста – это новейшее назначение в дошкольной педагогике, например, как экономическая грамотность считается массовой общественной задачей, неотделимой от малыша с самых ранних лет его жизни. Дошколята, по-другому, рано подключаются в финансовую жизнь семьи: сталкиваются с бессчетной рекламой, средствами, прогуливаются с родителями в магазины, овладевая, этим образом, первичными финансовыми познаниями, пока же ещё на исходном уровне. К сожалению, финансовой грамотности практически не учат в детских садах. А грамотное отношение к личным деньгам и навык использования экономическими продуктами в раннем возрасте раскрывает неплохие способности и содействует денежному благополучию воспитанников, когда они растут.

Актуальность заключается в формировании нужных финансовых представлений, начиная с раннего возраста, это несомненно поможет избежать ребятам множества проблем по мере взросления и покупки экономической самостоятельности, а еще заложит базу экономической защищенности и благополучия на протяжении жизни. С детства ребятам необходимо прививать ощущение ответственности и долга во всех сферах жизни, так и в экономической. 

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, брать на себя ответственность по распределению валютных средств (жить по средствам) и компетентно их приумножать. Другими словами – это познание, позволяющее добиться денежного благополучия и оставаться на данном уровне жизнь.

Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в сфере государственного управления отношениями, возникающими при повышении финансовой грамотности населения, создании системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период.

Настоящая Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года рассматривает повышение финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Стратегия разработана на период до 2023 года. Первый этап ее реализации запланирован на период с 2017 до 2019 года.

Целью Стратегии – считается созданием почвы для формирования финансово грамотного поведения населения, как важного обстоятельства увеличения значения и свойства жизни людей, что во многом зависит за счет применения денежных товаров и предложений. Ожидаемым итогом реализации Стратегии считается достижение ключевой цели – создание почвы для формирования денежного грамотного населения, как важного благополучия и стойкого финансового подъема.

Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников.

Естественно, нужно верно объяснить функцию средств на понятном дошкольнику языке. Детально рассказать воспитанника, о методах заработка родителями. Детям необходимо понимать, что мать и папа обязаны ходить на работу, дабы в конце месяца получить заработную плату, на которую их семья будет существовать и расходовать целый месяц.

Не стоит заострять внимание на таких понятиях, как «бедный» и «богатый». В свое время воспитанники сами это поймут. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Не рекомендовано развивать потребительское отношение к родителям у детей. Воспитанники должны понимать, что в детский сад нужно ходить за познаниями, а не за одобрение в качестве покупок или же средств.
Возможно отыскать выход из истории с деньгами – предоставить карманные средства детям на личные покупки. Эти способы станут принадлежать лишь только ребенку.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

  • что такое доходы, какие они бывают;
  • что такое «важные покупки», и «желаемые покупки»;
  • что такое карманные расходы. Банковская пластиковая карта;
  • как планировать свои расходы;

 техника безопасности использования банковских карт.

Важно объяснять детям, что неправильное обращение с финансами может привести к разорению. Нужно помочь в понятии экономической грамотности. С детства знающий цену деньгам и способы их заработать с большой вероятностью во взрослой жизни станет очень успешным человеком.

Дети и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Методы обучения. В обучении дошкольников используются игровые и словесные методы обучения.

Игровые методы обучения. Игровое обучение – это конфигурация учебного процесса, нацеленная на создание и усвоение социального навыка во всех его проявлениях: познаниях, способностях, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Амбиция игровых способов изучения заключается в том, что они вызывают у воспитанников повышенный внимание, лестные впечатления, могут помочь акцентировать на учебной задаче, которая не навязанная. Заключение учебной задачки в процессе игры связано с наименьшими расходами нервозной энергии, с наименьшими волевыми стараниями.

Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь начальные представления об окружающем мире, конечно, недостаточно лишь почитать, рассказать – необходимо показать наглядно, сами предметы.

Текст статьи
  1. Антонова Ю. «Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.
  2. Ульева Е. «Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов: Феникс, 2018. – 45 с.
Список литературы