Главная
АИ #47 (126)
Статьи журнала АИ #47 (126)
Педагогические условия развития звуковой и интонационной культуры детей младшего...

Педагогические условия развития звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Смолина Марина Александровна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

звуковая и интонационная культура
культура речи
комплекс мероприятий
педагогические условия

Аннотация статьи

В работе представлен комплекс мероприятий, направленный на развитие звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время актуальность темы воспитания звуковой и интонационной культуры детей дошкольного возраста обусловливается той уникальной значимостью, которую представляет родной язык в развитии личности дошкольника. Язык и речь рассматривались в психологии, философии и педагогике как «участок», в котором встречаются разные линии психического формирования - мышление, воображение, память, чувства. Являясь основным средством человеческого общения, постижения действительности, язык является ключевым каналом приобщения к ценностям нравственной культуры от поколения к поколению, обязательным условием развития и обучения. При создании педагогических условий и использовании данного комплекса мероприятий можно значительно повысить уровень развития звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста.

Текст статьи

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены пять образовательных областей (п.2.6), среди которых отдельная область посвящена речевому развитию. В ее содержание входят в том числе такие аспекты, как «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и «формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [3].

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становиться предметом внимания ребенка [2, с. 36-37].

Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста [1, с. 2].

Таблица

Комплекс мероприятий, направленный на развитие звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста

Развитие умения восприятия и дифференциации на слух звуков речи

Развитие умения правильного и отчетливого произношения звуков

Развитие умения воспроизведения фразы с определенной интонацией

Игра «Угадай, кто кричит?».

Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Стихотворение А. Барто

«Кто как кричит?»

Цель: Добиваться у детей правильного воспроизведения различных звукоподражаний. Рассказ «Песня - песенка»

Цель: Развивать фонематический слух побуждать детей воспроизводить звуки и звукосочетания по подражанию.

Игра «Красный - белый». Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Игра «Что ты слышишь?»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать неречевые бытовые звуки, разные по характеру звучания.

Упражнение «Кукушка и дудочка»

Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание.

Игра «Кто больше»

Цель: Нахождение звука в названиях предмета по картине.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Цель игры: Различать животных и их детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Сказка о том как, ежик ходил за грибами.

Цель: Учить детей дифференцировать и воспроизводить слова.

Стихи «Скорая помощь», «Ракета», «Самолет».

Цель: Учить детей воспроизводить звуки транспортных средств.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси»

Цель: Формировать у детей отчётливое и правильное произношение звука «к».

Игра «Часы тикают»

Цель: Формировать у детей правильное и отчётливое произношение звуков «к», «т», «ть».

Игры – импровизации на стихи А. Усачева «Кто идет? Куда идет? Л.Пантелеева «Карусели».

Цель: Отрабатывать четкое произношение звуков «к»

Цель: Отрабатывать четкое произношение звуков «к», «г». В звукоподражаниях и словах; совершенствовать слуховое внимание; предоставить детям возможность импровизировать текст стихотворений А. Усачева и Л. Пантелеева.

Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»

Цель: Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Различать на слух близкие по звучанию звукосочетания. Дидактические игры на произношение звуков м - мь, п – пь, б – бь. Упражнение «Снегири». Игра «Воробьи и автомобиль».

Цель: Упражнять в отчетливом произношении согласных звуков м - мь, п - пь, б-бь в звукопроизношениях.

Чистоговорки «Гуси».

Чистоговорки «Снегирь».

Чистоговорка «Двор».

Цель: Закрепить трудные звуки.

Скороговорки «Жук», «Еж - Ежата», «Черный кот» и другие. Потешки про птиц.

Звуковая культура речи: звук «а».

Игры с куклой Аленушкой.

Цель: Вызвать у детей симпатию к кукле, желание играть и разговаривать с ней, учить четкому произношению различных звукосочетаний, закреплять произношение звука «а» в отдельных словах и коротких словосочетаниях, учить договаривать слова.

Игра «Идите с нами играть»

Цель: Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Игра «Не разбуди Катю»

Цель: Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Игра «Громко – тихо»

Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Воспитание умения менять силу голоса.

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.

Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Игра «Дует ветер».

Цель: Учить детей пользоваться громким или тихим голосом в зависимости от ситуации.

Игра «Кот и мыши».

Цель: Учить детей говорить стихотворный текст тихо.

Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Упражнение «Скажи по-разному»

Цель: Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Упражнение «Сказочные голоса»

Цель: Развитие тембра, силы и высоты голоса.

Игра «Назови ласково»

Цель: Закреплять умения передавать мелодику интонации завершенности экспрессивной речи.

Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька скажи».

Цель: Помочь запомнить стихотворение, воспитывать навыки интонационной выразительности речи.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников // Учеб.пособие для студ.высш. и сред,пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия» 2000.С. 2.
  2. Лазуткина Л.Н. Основы педагогического мастерства преподавателя // Наука и школа. 2007. № 5. С.36-37
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный №30384

Поделиться

446

Смолина М. А. Педагогические условия развития звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 111-114. URL: https://apni.ru/article/4994-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-zvukovoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля