В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены пять образовательных областей (п.2.6), среди которых отдельная область посвящена речевому развитию. В ее содержание входят в том числе такие аспекты, как «развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и «формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [3].
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становиться предметом внимания ребенка [2, с. 36-37].
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста [1, с. 2].
Таблица
Комплекс мероприятий, направленный на развитие звуковой и интонационной культуры детей младшего дошкольного возраста
Развитие умения восприятия и дифференциации на слух звуков речи |
Развитие умения правильного и отчетливого произношения звуков |
Развитие умения воспроизведения фразы с определенной интонацией |
---|---|---|
Игра «Угадай, кто кричит?». Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию. Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?» Цель: Добиваться у детей правильного воспроизведения различных звукоподражаний. Рассказ «Песня - песенка» Цель: Развивать фонематический слух побуждать детей воспроизводить звуки и звукосочетания по подражанию. Игра «Красный - белый». Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Игра «Что ты слышишь?» Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать неречевые бытовые звуки, разные по характеру звучания. Упражнение «Кукушка и дудочка» Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. Игра «Кто больше» Цель: Нахождение звука в названиях предмета по картине. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Цель игры: Различать животных и их детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Сказка о том как, ежик ходил за грибами. Цель: Учить детей дифференцировать и воспроизводить слова. Стихи «Скорая помощь», «Ракета», «Самолет». Цель: Учить детей воспроизводить звуки транспортных средств. |
Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси» Цель: Формировать у детей отчётливое и правильное произношение звука «к». Игра «Часы тикают» Цель: Формировать у детей правильное и отчётливое произношение звуков «к», «т», «ть». Игры – импровизации на стихи А. Усачева «Кто идет? Куда идет? Л.Пантелеева «Карусели». Цель: Отрабатывать четкое произношение звуков «к» Цель: Отрабатывать четкое произношение звуков «к», «г». В звукоподражаниях и словах; совершенствовать слуховое внимание; предоставить детям возможность импровизировать текст стихотворений А. Усачева и Л. Пантелеева. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?» Цель: Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Различать на слух близкие по звучанию звукосочетания. Дидактические игры на произношение звуков м - мь, п – пь, б – бь. Упражнение «Снегири». Игра «Воробьи и автомобиль». Цель: Упражнять в отчетливом произношении согласных звуков м - мь, п - пь, б-бь в звукопроизношениях. Чистоговорки «Гуси». Чистоговорки «Снегирь». Чистоговорка «Двор». Цель: Закрепить трудные звуки. Скороговорки «Жук», «Еж - Ежата», «Черный кот» и другие. Потешки про птиц. Звуковая культура речи: звук «а». Игры с куклой Аленушкой. Цель: Вызвать у детей симпатию к кукле, желание играть и разговаривать с ней, учить четкому произношению различных звукосочетаний, закреплять произношение звука «а» в отдельных словах и коротких словосочетаниях, учить договаривать слова. |
Игра «Идите с нами играть» Цель: Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом. Игра «Не разбуди Катю» Цель: Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Игра «Громко – тихо» Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Рассказ «Кто как кричит?» Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса. Игра «Дует ветер». Цель: Учить детей пользоваться громким или тихим голосом в зависимости от ситуации. Игра «Кот и мыши». Цель: Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом. Упражнение «Скажи по-разному» Цель: Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания. Упражнение «Сказочные голоса» Цель: Развитие тембра, силы и высоты голоса. Игра «Назови ласково» Цель: Закреплять умения передавать мелодику интонации завершенности экспрессивной речи. Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька скажи». Цель: Помочь запомнить стихотворение, воспитывать навыки интонационной выразительности речи. |