Таможенные органы Российской Федерации, являясь субъектом правоохранительной деятельности, противодействуют преступлениям в сфере таможенного дела, осуществляя контрольную и фискальную функцию.
Основной задаче таможенных органов Российской Федерации являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие противоправных деяний, отнесенных к компетенции таможенного органа, к ним, в частности, относятся преступления в сфере валютного регулирования.
В целях реализации своей функций, таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность, уголовное производство по линии дознания (неотложные следственные действия по уголовным делам) и производство по линии административных правонарушений.
Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания таможенного органа Российской Федерации после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством считается обязательным.
При чем неотложные следственные действия необходимы в целях установления, а также фиксации следов преступления и собора доказательств преступного посягательства.
Ввиду того, что таможенные органы Российской Федерации являются уполномоченным органом валютного контроля, они в рамках своей компетенции выявляют преступления, связанные с нарушением валютного законодательства.
Поэтому таможенные органы Российской Федерации могут после возбуждения уголовного дела по статье 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации производить неотложные следственные действия и в течение 10 дней со дня возбуждения направить по подследственности в следственный орган МВД России все материалы уголовного дела.
После получения материалов уголовного дела, следственный орган МВД может поручить подведомственному органу дознания провести ряд следственных действия в отношении зафиксированного таможенным преступления, в результате в отношении материалов проверки могут быть осуществлены ряд следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия.
В результате совместного планирования и проведение следственных действий при выявлении и расследовании преступлений по уголовным делам по статье 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, органом следствия МВД и органом дознания ФТС России может вырасти эффективность раскрытия таких уголовных дел.
Однако отсутствие спланированной деятельности правоохранительных органов создает разобщенную ситуацию, что создает предпосылки низкой эффективности при противодействии преступности, связанной с нарушением валютного законодательства.
В целях совершенствования межведомственного взаимодействия ФТС России и МВД России при выявлении преступлений, предусмотренных статьями 193, 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации представляется целесообразным руководителям органов внутренних дел и таможенных органов на уровне субъектов Российской Федерации:
- Обеспечить своевременный обмен информацией о принятых процессуальных решениях по материалам до следственных проверок и уголовным делам данной категории. Указанная информация должна содержаться в реестре сообщений и уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 193, 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
- По каждому уголовному делу составлять совместные с таможенным органом и оперативным подразделением МВД России (ФСБ России) планы расследования с указанием конкретного перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, сроков их выполнения и ответственных лиц.
- При планировании производства неотложных следственных действий необходимо привлекать руководителя следственного органа и следователей органов внутренних дел, которым впоследствии будет направлено уголовное дело для осуществления предварительного следствия.