Участие органов ФТС России в борьбе с преступлениями, связанными с совершением валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов

Статья посвящена актуальным вопросам противодействия преступности, в сфере валютных операций связанных с переводом денежных средств на счета нерезидентов.

Аннотация статьи
валютные операции
перевод денежных средств
взаимодействие органов власти
валютный контроль
таможенный контроль
преступность
правовое обеспечение
Ключевые слова

Таможенные органы Российской Федерации, являясь субъектом право­охранительной деятельности, противодействуют преступлениям в сфере тамо­женного дела, осуществляя контрольную и фискальную функцию.

Основной задаче таможенных органов Российской Федерации являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие противоправных деяний, отнесенных к компетенции таможенного органа, к ним, в частности, относятся преступления в сфере валютного регулирования.

В целях реализации своей функций, таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность, уголовное производство по линии дознания (неотложные следственные действия по уголовным делам) и производство по линии административных правонарушений.

Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания таможенного органа Российской Федерации после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством считается обязательным.

При чем неотложные следственные действия необходимы в целях установления, а также фиксации следов преступления и собора доказательств преступного посягательства.

Ввиду того, что таможенные органы Российской Федерации являются уполномоченным органом валютного контроля, они в рамках своей компетенции выявляют преступления, связанные с нарушением валютного законодательства.

Поэтому таможенные органы Российской Федерации могут после возбуждения уголовного дела по статье 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации производить неотложные следственные действия и в течение 10 дней со дня возбуждения направить по подследственности в следственный орган МВД России все материалы уголовного дела.

После получения материалов уголовного дела, следственный орган МВД может поручить подведомственному органу дознания провести ряд следственных действия в отношении зафиксированного таможенным преступления, в результате в отношении материалов проверки могут быть осуществлены ряд следственных действий и оперативно-розыскные мероприятия.

В результате совместного планирования и проведение следственных действий при выявлении и расследовании преступлений по уголовным делам по статье 193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, органом следствия МВД и органом дознания ФТС России может вырасти эффективность раскрытия таких уголовных дел.

Однако отсутствие спланированной деятельности правоохранительных органов создает разобщенную ситуацию, что создает предпосылки низкой эф­фективности при противодействии преступности, связанной с нарушением ва­лютного законодательства.

В целях совершенствования межведомственного взаимодействия ФТС России и МВД России при выявлении преступлений, предусмотренных статьями 193, 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации представляется целесообразным руководителям органов внутренних дел и таможенных органов на уровне субъектов Российской Федерации:

  1. Обеспечить своевременный обмен информацией о принятых процессуальных решениях по материалам до следственных проверок и уголовным делам данной категории. Указанная информация должна содержаться в реестре сообщений и уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 193, 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  2. По каждому уголовному делу составлять совместные с таможенным органом и оперативным подразделением МВД России (ФСБ России) планы расследования с указанием конкретного перечня следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, сроков их выполнения и ответственных лиц.
  3. При планировании производства неотложных следственных действий необходимо привлекать руководителя следственного органа и следователей органов внутренних дел, которым впоследствии будет направлено уголовное дело для осуществления предварительного следствия.
Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2022 г.).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2022 г.).
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2022 г.).
  4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.11.2022 г.).
  5. Афанасьева О.Р. Криминология и предупреждение преступлений: учебник и практикум для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 360 с.
  6. Боровиков В.Б. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 265 с.
  7. Геращенко Г.П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / под ред. Г.П. Геращенко. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 356 с.
  8. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 489 с.
  9. Гладких, В.И. Уголовное право России в таблицах и комментариях. Общая часть: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 215 с.
  10. Джабиев А.П. Основы таможенного дела: учебник для вузов / под общей ред. А.П. Джабиева. 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 489 с.
Список литературы