Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире
Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности у детей р...

Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности у детей раннего возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

театр
речь
театрализованная деятельность
театрализованные игры
речевая активность детей
дети раннего возраста

Аннотация статьи

В статье рассматривается развитие речевой активности детей раннего возраста с помощью театрализованной деятельностью, особенности к организации театрализованной деятельности и этапы работы с детьми данного возраста.

Текст статьи

Ранний возраст, особый период в жизни ребенка. Главным и важнейшим приобретением этого возраста – речь. Речь – специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Самым главным в речевом развитии детей данного возраста является стимулирование его активной речи. Поэтому важно именно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, способствуя полноценному развитию ребенка.

Развитие речевой активности в детском саду мы осуществляем во всех видах деятельности детей: через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности, а также на занятиях по развитию речи с использованием наглядных средств. Но наиболее эффективная, на мой взгляд, театрализованная деятельность. Потому что театр для ребенка – это всегда праздник и яркие незабываемые впечатления.

Особенность театрализованной деятельности в раннем возрасте заключается в использовании театрализованных игр. Театрализованные игры – один самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. А играть дети любят в любом возрасте, особенно перевоплощаясь в кого-то или во что-то. В процессе этой деятельности стимулируется активность речи за счет расширения словарного словаря, совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонетический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения [1, с. 6].

Для того чтобы работа принесла положительный результат мы преобразовали предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она обеспечивала творческое и речевое развитие детей на основе театрализованной деятельности, расположив близко друг к другу центр книг и центр театрализованной деятельности и ряженья.

В центре книг поместили книги по возрасту и по изучающей теме, иллюстрации к сказкам.

В центре театрализованной деятельности и ряженья – ширму, предметы ряженья, шапочки, маски, декорации, пальчиковый театр и театр игрушек.

Оборудование расположили так, чтобы малыши могли свободно пользоваться ими, не прибегая к помощи взрослого, легко включались в игровую ситуацию.

Для решения поставленных задач всю работу мы разбили на этапы:

Ⅰ этап: формирование пассивного и активного словаря малышей с помощью игр-драматизаций;

ⅠⅠ этап: работа над звукоподражанием с использованием театрализованных игр;

ⅠⅠⅠ этап: драматизация любимых сказок, с использованием упражнений для развития речи.

На первом этапе для развития речевой активности мы формировали у детей раннего возраста умение слушать образную речь, запоминать разнообразные слова и речевые обороты [2, с. 10].

Когда только малыши пришли в детский сад, для установления эмоционального контакта со всеми детьми, для их знакомства с группой, с игрушками мы использовали игры-драматизации, такие как:

  • игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробушки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
  • игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево);
  • игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку» и т.д.)
  • однотемные бессловестные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог («Катя, Катя маленькая…», «Заинька поплеши…», «Киска, киса брысь» и т.д.) [2, с. 15].

Театрализованные игры проводили с начала индивидуально, а затем со всеми детьми. Более смелого малыша сажали на колени и приговаривали: «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» или «Сорока-ворона». Так постепенно вовлекая одного ребенком в игру, все дети включались в игровую деятельность: подходили ближе и выполняли простые движения. Таким образом дети превращались из пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизировалась, и они уже с желанием вступали в речевое взаимодействие.

На втором этапе особое внимание мы уделяли звукоподражанию, используя для этого мягкую игрушку, резиновую фигурку или куклу из театра. Например: «Посмотрите к нам гости пришла кошка. Как она мяукает?». Дети принимали участие в деятельности с большим интересом.

Для развития речевой активности в раннем возрасте мы также использовали коллективные задания со звукоподражанием, как один из эффективных методических приемов. Например: «Ребятки, сейчас мы с вами в лесу, и я превращаю вас в медвежат…» (дети ходят как медвежата и рычат), «Сейчас я превращаю вас в маленьких мышат. Вы стали такими маленькими, что я вас не вижу. А может быть я вас тогда услышу…» (дети пищат). Моментально группа наполнялась ожившими животными. Пассивных детей не было. Все малыши изображали то злого волка, то храброго петушка. Мы сопереживали вмесите с детьми, показывали движения и голоса героев, а дети, в свою очередь подражая нам закрепляли звуки, запоминали определённые слова [3, с. 8].

На третьем этапе выполняли драматизацию любимых сказок с использованием упражнений по развитию речи. Театрализация сказок очень увлекает детей. Дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, малыши стараются говорить, чтобы их все поняли.

Перед инсценировкой сказки мы проводили предварительную работу, показывая небольшие этюды. В них мы сами показываем образы героев и проговариваем их характер, например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. И так каждый персонаж сказки мы показывали и проговаривали.

Затем мы проводили драматизацию сказок в НОД по развитию речи, но рассматривали это не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

Так например: пальчиковый театр «Репка». Дети проговаривали отдельные слова, коротенькие фразы по тексту сказки договаривая за воспитателем. При этом совершенствовалось умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Дети старались отчетливо произносить слова и короткие фразы.

А после инсценировки сказки мы повторяли ее в различных режимных моментах играя в театрализованные дидактические игры («Назови сказку», «Расскажи сказку»). Использование таких игр формирует умение рассказывать сказки по алгоритму, развивает желание включаться в речевое взаимодействие, учит детей отвечать полными точными предложениями, активизирует словарь, способствуя развитию связной речи детей [3, с. 11].

Так же для закрепления и обобщения знаний малышей о сказках мы изготовили лэпбук «В гостях у сказки». С помощью театрализованных игр, представленных в лэпбуке мы вовлекали детей в диалог. Дети учились отвечать на вопросы: что это? кто это? что лишнее в этой сказке? Что делает герой сказки? Это способствовало обогащению их активному словарю, развитию навыка фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие их речевой активности.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи детей раннего возраста: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй и способствует его речевой активности. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Список литературы

  1. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада, М.: Мозаика-синтез, 2012г.
  2. Гончарова О.В. Театральная палитра, М.: ТЦ Сфера, 2010г.
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников, М.: Вако, 2011г.

Поделиться

1463

Диденко И. А., Ансимова В. В., Королькова Е. А., Кириченкова А. Н. Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности у детей раннего возраста // Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/5001-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-ra

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января