Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в системе дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

нравственно-патриотическое воспитание
дошкольное образование
патриотизм
подвиг
самопожертвование

Аннотация статьи

В нашей современной жизни всё происходит быстро и стремительно. Мы постоянно развиваемся, двигаясь вперёд, забываем о нашей истории. Но, не зная прошлого невозможно построить гармоничное будущее. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является ключевым критерием формирования у них патриотических чувств.

Текст статьи

Патриотическое воспитание – важнейшая задача, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Каждый человек любит свою Родину, уважает ценности семьи и общества, любознательный, активно познающий мир. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка. Поэтому, нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образовательного учреждения. Суть нравственно-патриотического воспитания наш коллектив видит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Чувство любви к Родине, к родному городу – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.

В нашем дошкольном образовательном учреждении знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных дошкольнику мест – с их дома, района, города. У нашего края богатое боевое прошлое. Его историю хранят многочисленные памятники, что позволяет создать благоприятную основу для формирования чувства гордости за свой край. Наш детский сад расположен возле памятного места – парка Железнодорожников. Парк был основан в честь тружеников железной дороги Великой Отечественной войны. На территории парка находится паровоз «СУ-211-75». Памятник установлен в 1979 году в честь трудового подвига железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, обеспечивших подвоз вооружения и снаряжения войскам Центрального и Воронежского фронтов. В небольшом сквере рядом с парком возвышается на мраморном постаменте памятная фигура воина, опёршегося левой рукой на венок-победителя. В центре памятника текст: «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины!». Неподалеку установлен памятник-мемориал «Строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава», посвящен подвигу женщин, которые в рекордно короткие сроки, всего за 32 дня, с 15 июня по 15 июля 1943 года проложили 95 км железнодорожного пути, во многом обеспечив победу советских войск на Огненной дуге летом 1943 года. Они перенесли на своих хрупких плечах тонны земли и щебёнки, изо всех сил помогая приблизить день Победы. Скульптурная композиция представляет собой три женские фигуры в момент работы по укладке рельс. Каждый год наши воспитанники и их семьи чтут память героев ВОВ, в памятные даты проводятся мероприятия, приглашаются ветераны и труженики железной дороги, дошкольники возлагают цветы к мемориалам, посещают музей железнодорожников. В группах детского сада используется различный наглядный материал – альбомы «Достопримечательности города», фотографии «Героев ВОВ», рассказы об истории тех или иных мест. Созданы мини-музеи героям-железнодорожникам ВОВ. В день освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков и 9 Мая родители вместе с детьми приходят на Площадь Победы к «Памятнику полководцу Георгию Жукову». Они возлагают цветы у архитектурно-скульптурной композиции «После боя», стелы «Город воинской славы», аллеи «Славы Героев Советского Союза», чтобы почтить память погибших, отдать почести живым защитникам Родины. Это воспитывает у детей чувства сострадания, уважения к героям войны.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач нашего ДОУ. Идея проекта «Создание Аллеи Славы на территории МБДОУ ДС №123 «Тополёк» зародилась в стенах музея детского сада «Железнодорожный узел г. Старый Оскол». Имея богатый материал по данной теме, мы решили увековечить героизм и трудолюбие работников локомотивного депо станции Старый Оскол, создать свою Аллею Славы (музей под открытым небом). Вовлечение 100% педагогов, детей и родителей в социально-значимую деятельность по сохранению памяти о героях-железнодорожниках Старого Оскола.

Аллея для двадцати героев труда и войны появилась прямо во дворе дошкольного учреждения. Высадили каштаны и пихты, создали именные таблички героев, информационные стенды, смонтировали бордюр. Теперь первое, что видят малыши, заходя на территорию, – ряд стройных молодых деревьев.

На территории учреждения расположена библиотека на открытом воздухе, где воспитанники могут познакомиться с литературой о подвигах героев ВОО, послушать стихи и рассказы о войне, посмотреть иллюстрации. Взаимодействие со школой, также помогает дошкольникам получить новые знания. Познавательная экскурсия с историями о судьбах наших героических земляков ребятам очень нравится.

Стало уже традицией приглашать в детский сад сотрудников Центральной детской библиотеки, они привозят «Музей в чемодане», демонстрируют детям военные экспонаты, рассказывают о «подвиге», «самопожертвование».

Усвоение основ патриотического воспитания требует системности. И чем больше будет напоминаний, тем лучше ребенок поймет и примет для себя понятие «подвиг», «самопожертвование». В нашем дошкольном учреждении не один год проходит тематическая неделя: «Старый Оскол – город воинской славы». За эту неделю педагоги помогают детям представить, какой жизнь была раньше. Как люди любили свою Родину, совершали ради нее подвиги, как помогали людям в трудную минуту. Эта работа проводится в системе согласно тематическому плану. Она включает в себя несколько этапов: ознакомление, закрепление и практический этап – действие.

Основная цель работы по формированию основ нравственного, патриотического – воспитания качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, воспитание уважения к культуре и истории родного края, родному городу, в сопереживании близким и родным, к людям нуждающихся в помощи.

Педагогами ДО решаются следующие задачи:

  1. Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, через все виды детской деятельности.
  3. Формирование ведущих интегративных качеств личности.
  4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Согласно годового календарно-тематического планирования нами был разработан перспективный план.

Перспективный план по нравственно-тематическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Старый Оскол – город воинской славы!»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию дошкольников ДО дает устойчивое, положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, проявляется доброжелательное отношение к окружающим, сопереживание другому человеку. Только тогда вырастут настоящие патриоты своей Родины, способные на героические поступки, ведь наши дети – будущее нашей страны.

Список литературы

  1. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Патриотическое воспитание дошкольника / Н.В. Алешина. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 15 с.
  2. Комратова, Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М., 2012. - 156 с.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: «Просвещение», 2009. – 24 с.
  4. https://geocaching.su/?pn=101&cid=21210
  5. https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Поделиться

410

Гольцова Е. Э., Кулик Е. О., Молотникова К. И. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО // Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 50-53. URL: https://apni.ru/article/5003-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-starsh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа