Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире
Теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания у сотрудников...

Теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания у сотрудников фармацевтических компаний

Автор(-ы):

Летушова Марина Валерьевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

синдром эмоционального выгорания
профессионализация
личность
фаза

Аннотация статьи

В статье обоснованы теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания у сотрудников фармацевтических компаний.

Текст статьи

В процессе исполнения своих профессиональных обязанностей в поведении личности происходят различные изменения. Исследователи психологи давно обратили своё внимание на данный факт и в своих научных работах проявляли немалый интерес в вопросах поведения человека как субъекта трудовой деятельности. В работах отечественных психологов описываются все стороны изменений личности в процессе профессиональной деятельности. Наряду с описанием эффективных механизмов профессионализации личности и позитивного отношения к развитию личности в рамках его трудовой деятельности формулировались и оформлялись знания о психических состояниях, имеющих негативное влияние на трудящегося человека, такие как стресс, утомление, истощение и др.

Понятие эмоционального выгорания возникло в трудах зарубежных авторов раньше нежели чем в отечественной литературе, однако вопросами о взаимосвязях между деятельностью производимой личностью и его эмоциональным состоянием задавались ещё в Древней Греции. Так в своих измышлениях философ Аристотель приходил к однозначному выводу о прямом влиянии профессии и социального положения человека на его душевные качества.

Изучая вопрос становления понимания учёными психологами такого понятия как эмоциональное выгорание следует обратить внимание, что лишь в конце двадцатого века рядом исследователей был отмечен факт наличия всё более явных признаков эмоционального истощения у людей как правило занимающихся деятельностью связанной с коммуникациями и взаимосвязью с другими людьми – медики, педагоги, психологи, юристы. Также они сделали вывод, что данная симптоматика больше была характерна именно для этой категории граждан, чем для представителей других специальностей. Эмоциональное истощение, как отмечалось исследователями, проявлялось в выраженной склонности к деструктивным привычкам и приверженности к созданию конфликтных ситуаций.

Ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания у сотрудников фармацевтических компаний является несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями сопровождающееся стрессом на рабочем месте.

Причины развития исследуемого синдрома у сотрудников фармацевтических компаний можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние причины – события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций: воздействие среды; отсутствие денежной мотивации; атмосфера в коллективе; поведение руководства.

Внутренними – особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.

Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.

Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности. В таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.

Повышенное эмоциональное напряжение сотрудник фармацевтической компании начинает испытывать в случае столкновения с негативными эмоциями вовлекаясь в них непроизвольно. Настоящий фармацевт в представлении потребителей его знаний, умений и навыков – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Грань между частной жизнью и работой у входящих в эту категорию личностей стирается ввиду того, что они зачастую ассоциируют свой труд с миссией, предназначением.

Выделяют три типа сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает «эмоциональное выгорание»: «1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. При выполнении рутинной работы этому типу сотрудников свойственна высокая степень истощаемости.

3-й тип сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает эмоциональное выгорание – «эмотивный». К данному типу людей относятся чувствительные и впечатлительные сотрудники. Находясь на грани с саморазрушением эти люди склонны воспринимать чужую боль как собственную и зачастую очень отзывчивы [10].

Негативное влияние работы на личную жизнь, редукция профессиональных обязанностей, постоянная усталость, утрата способности к сопереживанию клиентам, неадекватное реагирование своих коллег являются наиболее присущими проявлениями эмоционального выгорания у фармацевтов.

Оказание услуг клиентам является публичной деятельностью фармацевта и предполагает необходимость работы с большим количеством людей,  плохим самочувствием или психической неуравновешенностью. В результате продолжительности сталкивания с такого рода категориями лиц у фармацевта возникают физическая и психическая усталость, порождается циничное отношение к окружающим от чего всё ярче проявляется безразличие к работе, что неизбежно приводит к снижению качества оказываемых услуг и постепенному формированию синдрома эмоционального выгорания.

Во многих случаях нетрудоспособности y фармацевтов связывают со стрессом.

По определению В.А. Винокура, «профессиональный стресс – это в первую очередь следствие снижения профессиональной мотивации, а профессиональное выгорание и сохранение увлечённости работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии» [5].

Стресс среди работников фармацевтики, как отмечает Т.Б. Кодлубовская, вызван целым рядом особенностей данной профессией:

  1. огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, что тяжёлым грузом ложится на плечи фармацевтов;
  2. длительное пребывание в пространстве негативных эмоций, страданий, боли, отчаяния, раздражительности и т.д., определённым образом связаны с механизмом эмоционального заражения и передаются фармацевту;
  3. неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, нарушающие природные биоритмы жизнедеятельности и негативно влияющие на адаптационные способности организма;
  4. явное несоответствие зарплаты фармацевта и среднего медицинского персонала степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворённости своей профессией и связанные с этим фактом личностные конфликты.

Страдание обеим сторонам взаимодействия при оказании профессиональных услуг фармацевта причиняет в первую очередь давление и прибегание к критическим оценкам со стороны специалиста. Скрытно-агрессивное отношение к клиентам нередко нарастает при высокой степени выгорания [10].

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать нам следующие выводы:

  • сравнительно недавно в зарубежной, а затем и в отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания»;
  • некоторые авторы, насчитывают около 150 симптомов эмоционального выгорания;
  • синдром эмоционального (профессионального) выгорания – это симптомокомплекс, который содержит в себе истощение психоэмоционального характера, отрицательные установки по отношению к коллегам, родным и близким, пациентам, снижение эффективности работы;
  • исследуемому синдрому характерны 3 фазы каждую из которых описывают определённые симптомы. Фаза напряжения. Фаза резистенции. Фаза истощения.

Выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудников. Синдром эмоционального выгорания представляет собой многофакторный процесс, который зависит от внешних (организационных факторов) и внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей).

Развитие синдрома выгорания сотрудников необходимо рассматривать в соответствии с механизмом развития стресса. Именно, в связи с этим необходимо более подробно рассматривать проблему возникновения стресса и определять направления его преодоления.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.: СПб.: 2001.
  2. Бодров В. А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы. Москва: Институт психологии РАН, 2013.
  3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 1999.
  4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.: М.: 2004.
  5. Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.А. Винокур // Вестник МАПО. – 2002. – № 2.
  6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. 2009.
  7. Грабе М. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / пер. с нем. М. Грабе. СПб.: Речь, 2010.
  8. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. № 4.
  9. Колдубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2014. – № 2.
  10. Куликов Л.В., Психология эмоций и чувств: учебное пособие / Л.В. Куликов, Д.А. Донцов. – Москва: Русайнс, 2022. – 246 с. – ISBN 978-5-4365-9338-8. – URL: https://book.ru/book/944019. – Текст: электронный.
  11. Леви Л. Эмоциональный стресс / Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970;
  12. Рогов, Е.И., Психология общения + еПриложение: Тесты. : учебник / Е.И. Рогов. – Москва: КноРус, 2022. – 260 с. – ISBN 978-5-406-09984-1. – URL: https://book.ru/book/945072. – Текст: электронный.
  13. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. – М.: Медгиз, 1960. – 254 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.phantastike.com/other/adaptation_syndrome/djvu/view/ 
  14. Семенова В.В., Психология и этика в профессиональной деятельности: учебник / В.В. Семенова, И.С. Кошель. – Москва: КноРус, 2022. – 172 с. – ISBN 978-5-406-09230-9. – URL: https://book.ru/book/943022. – Текст: электронный.
  15. Семенова В.В. Управление человеческими ресурсами: управление личной эффективностью. (Управление стрессом): учебное пособие / В.В. Семенова, И.С. Кошель. – Москва: Русайнс, 2022. – 101 с. – ISBN 978-5-4365-9623-5. – URL: https://book.ru/book/945116. – Текст: электронный.

Поделиться

210

Летушова М. В. Теоретические подходы к проблеме синдрома эмоционального выгорания у сотрудников фармацевтических компаний // Социально-гуманитарные проблемы и вызовы в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 79-82. URL: https://apni.ru/article/5004-teoreticheskie-podkhodi-k-probleme-sindroma

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая