В процессе исполнения своих профессиональных обязанностей в поведении личности происходят различные изменения. Исследователи психологи давно обратили своё внимание на данный факт и в своих научных работах проявляли немалый интерес в вопросах поведения человека как субъекта трудовой деятельности. В работах отечественных психологов описываются все стороны изменений личности в процессе профессиональной деятельности. Наряду с описанием эффективных механизмов профессионализации личности и позитивного отношения к развитию личности в рамках его трудовой деятельности формулировались и оформлялись знания о психических состояниях, имеющих негативное влияние на трудящегося человека, такие как стресс, утомление, истощение и др.
Понятие эмоционального выгорания возникло в трудах зарубежных авторов раньше нежели чем в отечественной литературе, однако вопросами о взаимосвязях между деятельностью производимой личностью и его эмоциональным состоянием задавались ещё в Древней Греции. Так в своих измышлениях философ Аристотель приходил к однозначному выводу о прямом влиянии профессии и социального положения человека на его душевные качества.
Изучая вопрос становления понимания учёными психологами такого понятия как эмоциональное выгорание следует обратить внимание, что лишь в конце двадцатого века рядом исследователей был отмечен факт наличия всё более явных признаков эмоционального истощения у людей как правило занимающихся деятельностью связанной с коммуникациями и взаимосвязью с другими людьми – медики, педагоги, психологи, юристы. Также они сделали вывод, что данная симптоматика больше была характерна именно для этой категории граждан, чем для представителей других специальностей. Эмоциональное истощение, как отмечалось исследователями, проявлялось в выраженной склонности к деструктивным привычкам и приверженности к созданию конфликтных ситуаций.
Ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания у сотрудников фармацевтических компаний является несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями сопровождающееся стрессом на рабочем месте.
Причины развития исследуемого синдрома у сотрудников фармацевтических компаний можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние причины – события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций: воздействие среды; отсутствие денежной мотивации; атмосфера в коллективе; поведение руководства.
Внутренними – особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.
Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.
Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности. В таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.
Повышенное эмоциональное напряжение сотрудник фармацевтической компании начинает испытывать в случае столкновения с негативными эмоциями вовлекаясь в них непроизвольно. Настоящий фармацевт в представлении потребителей его знаний, умений и навыков – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Грань между частной жизнью и работой у входящих в эту категорию личностей стирается ввиду того, что они зачастую ассоциируют свой труд с миссией, предназначением.
Выделяют три типа сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает «эмоциональное выгорание»: «1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. При выполнении рутинной работы этому типу сотрудников свойственна высокая степень истощаемости.
3-й тип сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает эмоциональное выгорание – «эмотивный». К данному типу людей относятся чувствительные и впечатлительные сотрудники. Находясь на грани с саморазрушением эти люди склонны воспринимать чужую боль как собственную и зачастую очень отзывчивы [10].
Негативное влияние работы на личную жизнь, редукция профессиональных обязанностей, постоянная усталость, утрата способности к сопереживанию клиентам, неадекватное реагирование своих коллег являются наиболее присущими проявлениями эмоционального выгорания у фармацевтов.
Оказание услуг клиентам является публичной деятельностью фармацевта и предполагает необходимость работы с большим количеством людей, плохим самочувствием или психической неуравновешенностью. В результате продолжительности сталкивания с такого рода категориями лиц у фармацевта возникают физическая и психическая усталость, порождается циничное отношение к окружающим от чего всё ярче проявляется безразличие к работе, что неизбежно приводит к снижению качества оказываемых услуг и постепенному формированию синдрома эмоционального выгорания.
Во многих случаях нетрудоспособности y фармацевтов связывают со стрессом.
По определению В.А. Винокура, «профессиональный стресс – это в первую очередь следствие снижения профессиональной мотивации, а профессиональное выгорание и сохранение увлечённости работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии» [5].
Стресс среди работников фармацевтики, как отмечает Т.Б. Кодлубовская, вызван целым рядом особенностей данной профессией:
- огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, что тяжёлым грузом ложится на плечи фармацевтов;
- длительное пребывание в пространстве негативных эмоций, страданий, боли, отчаяния, раздражительности и т.д., определённым образом связаны с механизмом эмоционального заражения и передаются фармацевту;
- неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, нарушающие природные биоритмы жизнедеятельности и негативно влияющие на адаптационные способности организма;
- явное несоответствие зарплаты фармацевта и среднего медицинского персонала степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворённости своей профессией и связанные с этим фактом личностные конфликты.
Страдание обеим сторонам взаимодействия при оказании профессиональных услуг фармацевта причиняет в первую очередь давление и прибегание к критическим оценкам со стороны специалиста. Скрытно-агрессивное отношение к клиентам нередко нарастает при высокой степени выгорания [10].
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать нам следующие выводы:
- сравнительно недавно в зарубежной, а затем и в отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания»;
- некоторые авторы, насчитывают около 150 симптомов эмоционального выгорания;
- синдром эмоционального (профессионального) выгорания – это симптомокомплекс, который содержит в себе истощение психоэмоционального характера, отрицательные установки по отношению к коллегам, родным и близким, пациентам, снижение эффективности работы;
- исследуемому синдрому характерны 3 фазы каждую из которых описывают определённые симптомы. Фаза напряжения. Фаза резистенции. Фаза истощения.
Выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудников. Синдром эмоционального выгорания представляет собой многофакторный процесс, который зависит от внешних (организационных факторов) и внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей).
Развитие синдрома выгорания сотрудников необходимо рассматривать в соответствии с механизмом развития стресса. Именно, в связи с этим необходимо более подробно рассматривать проблему возникновения стресса и определять направления его преодоления.