Труд является важнейшим средством воспитания детей. Знания о трудовой деятельности людей необходимы для понимания задач общества, роли отдельного человека в реализации данных задач, значения труда в жизни общества. Способность к труду не дается человеку с рождения, а развивается в нём в процессе воспитания, начиная с детства. В этот же период закладывается отношение человека к труду.
Актуальность рассматриваемой темы объясняется одним из направлений образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на формирование у детей положительного отношения к труду.
В процессе систематической и целенаправленной работы по воспитанию дошкольников происходит расширение представлений детей о мире профессий, об их значимости для жизни человека и о труде в целом. Чем раньше начинается знакомство детей с разными направлениями деятельности человека, тем лучше расширяется их кругозор, а также проявляются возможности для выражения себя, своих интересов [1, с. 17].
Образовательный процесс в детском саду должен быть построен так, чтобы дети учились понимать важность и пользу труда для себя лично и для общества в целом. Ребёнок испытывает радость от труда только при его хорошей и правильной организации.
Формирование трудовых навыков детей осуществляется при помощи различных средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомлением с трудом взрослых, художественных средств [5, с. 49].
Достичь высоких показателей при формировании у детей дошкольного возраста трудовых навыков позволяет совместная работа дошкольного учреждения и родителей. Воспитание у детей трудолюбия невозможно в отрыве от воспитания в семье. Приобщение детей к трудовой деятельности, первый совместный труд у них происходит в семье: малыш вытирает тряпочкой пыль как мама, лепит с нею пирожки, помогает папе чинить кран и подаёт ему инструменты. Детский сад, опираясь на эти данные, уже продолжает развивать трудовые навыки детей.
В рамках деятельности по формированию у детей общих трудовых навыков проводится работа с родителями, которая заключается в проведении родительских собраний, бесед, консультаций, трудовых акций.
Исследование трудовой деятельности детей разного возраста показывает, что у детей разное отношение к труду и разный уровень владения трудовыми навыками. Одни дети легко справляются с выполнением работы, проявляют инициативу. Другие – с готовностью берутся за дело, но не всегда их уровень владения трудовыми навыками позволяет им без затруднений выполнить работу. Третьи – могут показать полное нежелание выполнять предлагаемую работу.
Различия в трудовых навыках детей и в отношении к труду возникают из-за различных методов воспитания в семье. Одних детей приучают к самостоятельности с раннего детства, их учат одеваться, ухаживать за собой, поддерживать чистоту в комнате. Таким детям в семье прививают любознательность, интерес к трудовой деятельности, целеустремленность, аккуратность в выполнении деятельности.
Другим детям не доносят ценность труда, не развивают у них трудовые навыки, они не получают необходимого трудового воспитания в семье. Чаще всего за ребенка все делает взрослый, не давая ребенку проявить самостоятельность. Часто это происходит из-за загруженности родителей, которым проще и быстрее сделать самим. У таких детей не развита настойчивость, им сложнее преодолеть препятствия, решить какую-то задачу.
Осознание труда взрослых дается детям не всегда легко. Им проще осознать общественную значимость конкретных профессий, чем сам процесс выполнения трудовой функции.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых оказывает влияние на формирование у детей общих представлений о роли труда и значении разных профессий для общества [10, с. 57]. Система знаний о труде у дошкольников сказывается на их поступках, формирует и изменяет их мотивы и отношение к собственному труду, а также труду взрослых. В связи с этим знаниям о труде взрослых отводится важная роль при построении образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В детском саду предметно-развивающая среда для трудовой деятельности оформляется в соответствии с требованиями ФГОС с учетом санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, а также эстетических требований. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Предметный мир, который окружает ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливаясь к новообразованиям определенного возраста. Все, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Создавая предметно-развивающую среду дошкольного учреждения, учитываются следующие моменты:
- дизайн современной среды дошкольного учреждения;
- психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
- возрастные особенности детей, на которых нацелена данная среда.
Самый понятный и доступный для детей дошкольного возраста вид деятельности – это игра [8]. Поэтому процесс социализации ребенка, а также его знакомство с трудом взрослых происходит посредством данного вида деятельности.
Самый распространенный вид игр, который помогает познакомить детей с трудом взрослых – сюжетно-ролевая игра. Она является средством конкретизации и расширения представления детей о трудовой деятельности взрослых, их общении с другими людьми, о профессиях и средствах труда. В играх реализуется возможность воспитывать уважение к труду, показывать пользу труда, организовывать совместный труд детей со взрослыми. Правильно организованная игра способствует развитию положительных качеств личности, которые необходимы в будущем для осуществления успешной трудовой деятельности [7, с. 105]. В процессе игры появляется возможность для формирования у детей привычки трудиться, проявления творческих способностей. Игры, знакомящие детей с трудом и многообразием профессий, требуют подготовки, которая состоит из следующих компонентов:
- получение информации о труде, о профессиях от родителей;
- получение знаний в процессе образовательной деятельности от воспитателей;
- получение знаний взаимодействия с ровесниками и детьми старшего возраста;
- наблюдение за родителями и другими окружающими людьми;
- получение навыков, которые напрямую не связаны с игрой, но которые могут быть в ней использованы (рисование, лепка, изготовление аппликаций).
При организации игры задача воспитателя увлечь детей, создать условия для обогащения детей знаниями об окружающем мире, об общении людей при осуществлении профессиональной деятельности [4].
Ознакомление детей с трудом взрослых представляет собой не только действия формирования комплекса знаний, но также важный социально-эмоциональный инструмент приобщения к труду взрослых, получение детьми опыта общения с окружающими, упорядоченный процесс социализации детей дошкольного возраста [9].
Ежедневная работа воспитателя дошкольного образовательного учреждения включает также выработку у детей самостоятельности при выполнении гигиенических процедур, при одевании, при наведении порядка в шкафчиках, подготовке к образовательной деятельности или подготовке к художественно-эстетической деятельности в свободное время, а потом уборка своего рабочего места после творчества. Посредством бесед и в форме игр дошкольникам показывается важность здорового образа жизни, поддержания чистоты, правильного ухода за телом. Важно вовлекать детей в процесс уборки в группе. Необходимо давать детям возможность участвовать в составлении плана уборки и распределении задач. Тем самым у детей появляется стимул к выполнению работы (собрать игрушки, вытереть полки, разложить книги). Если позволяют погодные условия, детей можно задействовать в работе по уходу за растениями. Они могут рыхлить почту, поливать растения, вырывать сорняки на клумбе, собирать природные материалы для поделок.
Детский сад предоставляет много возможностей для ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности взрослых: няни, повара, дворника, медсестры, садовода. Эти направления деятельности имеют ярко выраженный общественный характер, и дети могут принять непосредственное посильное участие. Из этого следует, что эффективность обучения детей трудовым навыкам достигается путем комбинирования методов обучения – проведение занятий по теме профессий, работе взрослых и включение детей в выполнение посильной работы.
Важно отметить, что наиболее заметные результаты в ходе группового приобщения к труду достигаются при распределении обязанностей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Объединение для совместного труда детей с разными характерами дает положительные результаты.
Ознакомление детей с работой дошкольного образовательного учреждения также оказывает положительное воздействие на их трудовое воспитание [2]. Можно знакомить детей с работой кухни в детском саду, прачечной, медицинского кабинета, вовлекать детей в сюжетно-ролевые игры по теме профессиональных видов деятельности.
Когда труд взрослых осуществляется на глазах у детей, происходит формирование знаний об этом труде, его пользе для общества, прививается уважение к труду. В таких ситуациях имеет большое значение вызвать у детей желание трудиться, выполнять работу со старанием и ответственностью.
Значение совместного труда детей со взрослыми заключается в том, что, при выполнении дела, они чувствуют старание, каждый ребенок ощущает себя помощником взрослого, начинает осознавать полезность своего труда. Важным условием вовлечения детей в труд взрослых является соответствие выполняемой работы возрастным возможностям ребенка [3, с. 126].
Совместный труд детей со взрослыми ценен еще тем, что с его помощью удовлетворяется потребность в общении с близкими. Детям нравится выполнять работу с родителями, а родители в процессе совместного труда с детьми могут контролировать детскую деятельность. На собственном примере взрослый показывает ребенку, как правильно выполнять ту или иную работу, передаёт ему рациональные приёмы труда. Ребёнок старшего возраста может помогать в уборке квартиры, мыть игрушки, стирать свои носки, под наблюдением взрослого гладить небольшие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды - мыть сырые овощи, нарезать варёные, вырезать из готового теста печенье, лепить пирожки, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду.
Кроме того, важен также ручной творческий труд – родители вместе с детьми выполняют поделки из бумаги, картона, природных и других материалов, ремонтируют игрушки, склеивают порвавшиеся книги, шьют одежду для кукол, учат детей вышивать, вязать крючком и на спицах.
Взрослым, выполняющим с детьми совместную работу, следует подавать высокие образцы трудового поведения [6]. Только живым примером можно увлечь ребят, вызвать у них желание трудиться так, как взрослые.
Таким образом, совместный труд взрослых и детей является одной из весьма действенных форм организации трудовой деятельности детей, позволяющей формировать у них любовь и уважение к труду и к окружающим людям. Правильное приучение к труду детей с раннего возраста оказывает положительный эффект и является основой для успешной реализации себя в профессии в будущем.