Вступление
В последние десятилетия во всем мире наблюдается рост интеграции финансовых рынков. Несомненно, этому способствовала либерализация международных потоков краткосрочного капитала. Любая валюта или любой финансовый рынок, это всего лишь средство, обеспечивающее экономические результаты в реальном секторе. Следовательно, поскольку финансовая глобализация происходит одновременно с высокой волатильностью обменных курсов, с международными финансовыми кризисами, с усилением дисбаланса в мировом распределении богатства и бедности [1] или, наконец, с ростом социального неравенства, начались как академические, так и институциональные дебаты, касающиеся возможного регулирования международных движений капитала. Можно сделать умозаключение, что некоторая форма защиты от пагубных последствий финансовой глобализации необходима для автономии самой национальной экономической политики.
Процесс международной финансовой либерализации и регулирование международных движений капитала
Считается, что начало либерализации международных финансовых рынков приходится на начало семидесятых годов, когда исчезла система фиксированных ставок, на которой была основана международная финансовая система. Крах Бреттон-Вудской системы способствует глобальной интеграции рынков капитала, что неизбежно сопровождается политикой дерегулирования и революцией в экономике.
Основным преимуществом процесса финансовой либерализации, несомненно, является значительный рост международной торговли, а также более тесная интеграция развивающихся стран [2]. Однако, отчасти именно финансовая либерализация стала причиной финансовых кризисов и нестабильности валютных курсов, поэтому особое внимание стало уделяться международному регулированию движений капитала.
Регулирование международных движений капитала
Из-за финансовой нестабильности, вызванной либерализацией, перед миром встал вопрос: как регулировать трансграничное движение капитала? Мера, которую в настоящее время активно рассматривают многие неправительственные организации, а в некоторых странах она даже предпринята [3], – это введение пошлины на спекулятивные финансовые операции, так называемая ставка Тобина. Джеймс Тобин, лауреат Нобелевской премии 1981 года, предложил ее более двадцати лет назад (Тобин, 1978). Он преследовал две цели при взимании пошлины за внешнеторговые операции. Во-первых, повысить независимость денежно-кредитной политики, предполагалось ограничить движение капитала, вызванное различиями в процентных ставках. И, во-вторых, снизить волатильность номинальных обменных курсов, особенно волатильных, когда потоки капитала свободно пересекали международные границы. Метод расчета коэффициента Тобина приведен на рисунке ниже (рис.).
Рис. Формула расчета коэф. Тобина
Также налог Тобина был также предложен для защиты обменных курсов от спекулятивных атак. Однако налог Тобина – это прямое вмешательство в работу финансовых рынков, что само по себе нежелательно. Также, чтобы система работала, налог должен быть введен во всем мире.
В настоящее время в большинстве стран уже существует глобальная централизованная расчетная система, связанная с национальными платежными системами. В этой системе все транзакции регистрируются в электронном виде на расчетных сайтах, поэтому отслеживать их со стороны государственных органов и взимать соответствующие налоги относительно легко. Государства, в том числе Российская Федерация активно предпринимают меры по контролю за движением капитала [4] – действия властей отдельной страны по регулированию притоков и оттоков капитала. Эти меры могут быть как общеэкономическими, так и отраслевыми (обычно касаются финансового сектора или стратегических отраслей). Они могут применяться ко всем потокам капиталов или к различным по типу и продолжительности потокам (заемные средства, собственный капитал, прямые инвестиции; краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
К методам контроля за движением капитала относят валютный контроль, который запрещает или ограничивает покупку и продажу национальной валюты по рыночному курсу; ограничения на разрешенный объём международной торговли финансовыми активами; налоги на транзакции; минимальные требования к налоговому резидентству, требования об обязательном разрешении на вывоз денег гражданином из страны или ограничения на вывоз. Некоторые меры носят временный характер, вводятся центральными банками различных стран на определённый период, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию, некоторые же вводятся на законодательном уровне и являются частью экономической политики.
Некоторые считают, что введение налога на внутренние платежи позволит центральным банкам стран-участниц отказаться от платежей среди не участвующих в системе стран, в качестве примера можно привести так называемых налоговые оазисы. Если страны коллективно откажутся проводить транзакции через офшорные зоны, то непрозрачные потоки капитала будут представлять незначительную часть международных потоков капитала, что значительно упростит регулирование.
Государственный долг
Одно из ключевых понятий, связанных с потоками капитала, – государственный долг – это сумма непогашенных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Государственный долг подразделяется на: капитальный, текущий, внутренний, внешний. Расплата по долгам – это довольно значимая часть оттока капитала, который важно учитывать. В России особенно большую роль в оттоке капитала госдолг играл в начале 2000-х годов, когда он был достаточно высок, вот почему госдолг играет не последнюю роль в оттоке капитала.
Заключение
Высокая волатильность обменных курсов и котировок на финансовых рынках, международные финансовые кризисы, а также непредсказуемость, валютных рынков, оказали пагубное влияние на реальный сектор экономики во многих странах, особенно в развивающихся: это вызвало широкую академическую и институциональную полемику по поводу регулирования международных движений капитала.
Сторонники ставки Тобина как механизма регулирования транзакций считают, что обе поднятые проблемы будут решены; и, кроме того, важно учитывать, что деньги, полученные государствами от этого налога, могут пойти на борьбу с бедностью и улучшение состояния окружающей среды. Кроме этого, после череды финансовых потрясений, государства активно принимают регулирующие движение капитала меры: валютный контроль, налогообложение, регулирование ввоза и вывоза денег. Стоит отметить, что развитие информационных технологий за последние десятилетия значительно облегчило работу надзорных органов, что в итоге привело к довольно серьезному контролю движения капитала. И, конечно, при подсчёте движений капитала не стоит забывать о госдолге, который всегда учитывается при макроэкономических расчетах.