Авторы:
Лобанова Валентина Андреевна
Шашкин Андрей Владимирович
Рубрика
Технические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
В наше время в связи с развитием электроники вообще и автомобильной электроники в частности ставится задача создания прибора для автомобиля, который включает в себя задачи точного измерения и индикации параметров работы двигателя автомобиля и выработки рекомендаций для водителя.
Данный прибор должен измерять и отображать параметры работы двигателя, а также формировать рекомендации для водителя, в частности относящихся к правильному переключению коробки передач.
Индикация должна быть простой и понятной начинающему водителю. В настоящее время существует множество систем, выполняющих функции системы цифровой индикации частоты вращения коленчатого вала; системы квазианалоговой индикации частоты вращения коленчатого вала с линейной шкалой, цифровых спидометров и прочее. Проведя детальный анализ этих типов систем, находим присущие им недостатки:
У аналоговых приборов присутствует очевидный недостаток - повышенная погрешность отображения, связанная как с погрешностью самой шкалы прибора, так и с инерционностью прибора [1, 3].
В системах цифровой индикации измерения частоты вращения коленчатого вала существует неудобство использования, так как при вождении машины очень неудобно отслеживать изменения на цифровом индикаторе. Кроме того, многие аналоги измеряют число импульсов, а это приводит к увеличению инерционности (время подсчета составляет порядка 1 сек с небольшими вариациями от системы к системе) и абсолютной погрешности в области низких частот вращения вала (при частоте 400 об/мин - частота холостого хода число импульсов равно 6 и погрешность приближается к цифре 17%).
Для приборов квазианалоговой индикации частоты вращения коленчатого вала с линейной шкалой характерно объединение недостатков и тех и других.
Исходя из этих данных можно заключить, что актуальным является решение вопроса, создания прибора, выполняющей функции как цифрового, так и квазианалогового тахометра с учетом требований к точности измерения, а также к удобству считывания информации.
При разработке прибора надо иметь в виду следующее:
Известно, что быстро меняющиеся величины лучше измерять не цифровым способом, а аналоговым, так как человеку свойственно оценивать не точно, а по принципу больше-меньше. Данный тахометр как раз использует квазианалоговую индикацию оборотов – "растущая полоска" с фиксацией пика. Микроконтроллер измеряет периоды импульсов сигнала тахометра и преобразует их в данные для индикации. Фиксация пика осуществляется так: максимальное значение фиксируется одним горящим светодиодом на 2 секунды и потом пик "убегает" назад к основной полоске. При включении зажигания на 3 секунды зажигаются все светодиоды для контроля наличия неисправного.
Клапан отсечки топлива срабатывает при достижении 5900 оборотов в минуту. При падении оборотов до 5400 клапан снова включается. Это сделано для недопущения выхода двигателя на запредельный режим. Клапан необходим потому, что на таких оборотах свечи двигателя сильно раскалены, и если отключить зажигание, пропадут импульсы тахометра так еще и двигатель будет работать на калильном зажигании, что очень вредно.
Девайс имеет BUZZER (пищалку) (Пищалка – Пьезокерамический излучатель на 5 вольт с встроенным генератором (например HPA-05X, COS-06X и т.п.), которая начинает издавать звуковые сигналы при приближении к максимальным оборотам, также появляется лог.1 на флаговом выходе – ее можно использовать для управления речевым информатором или колокольчиком (BUZZER в этом случае нужно отключить джампером).
Список литературы
Поделиться
Лобанова В. А., Шашкин А. В. Цифровой тахометр с квазианалоговой шкалой // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 7-9. URL: https://apni.ru/article/5008-tsifrovoj-takhometr-s-kvazianalogovoj-shkaloj
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru