Форма проведения ООД: игра-путешествие, в процессе которой воспитанники издают стенгазету «Мы – патриоты!»; может быть приурочена к празднованию Дня города.
Цель:
Развивать у детей чувство патриотизма и любви к малой родине.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать знания детей о малой родине. Закрепить знание детей о Старом Осколе – городе воинской славы, о символике города: гербе. Уточнить представление детей о достопримечательностях родного города и выдающихся земляках.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память, умение вести диалог. Активизировать словарь детей: город, городской округ, область, старооскольцы, Родина, Россия, памятники, достопримечательности, земляки.
Воспитательные:
Воспитывать: патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к малой родине, государственным символам.
Материалы:
Глобус, карта Старооскольского городского округа, изображения достопримечательностей Старого Оскола, его герба, ватман, линейки, карандаши, клей, ножницы, текстовки к фотографиям.
Предварительная работа:
Беседы на тему «Город воинской славы – Старый Оскол», беседы о значении малой родины в жизни человека; чтение стихотворений местных авторов о Старом Осколе, (например, стихотворения Сергея Леонтьева или Тамары Ярошенко), рассматривание карты, фотографий города и его достопримечательностей, герба; сюжетно-ролевые игры «Путешествие по памятным местам», «Мы – журналисты».
Творческая работа:
- создание стенгазеты «Мы – патриоты!»: дискуссия, оформление материалов, фотографий, тематические рисунки;
- коллективное фото с результатом работы.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим!
Воспитатель: - Ребята что это такое? (глобус)
- А что такое глобус? (модель Земли)
- А что на нём изображено? (моря, океаны, страны)
- А ещё здесь мы можем увидеть нашу Родину. Что такое Родина, дети?
Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где жили наши предки, у каждого человека Родина – одна.
Воспитатель: - Давайте на этой модели нашей планеты отыщем место расположения нашей Родины – России, а затем малой родины – Старого Оскола. На глобусе он будет маленькой точкой, но занимающей очень много места в наших сердцах. (вместе с воспитанниками находим место, где территориально расположен Старый Оскол)
Воспитатель: - Ребята, наша малая родина достойна самого лучшего, давайте вместе расскажем всем о том, какой замечательный у нас город! И даже посвятим ему выпуск стенгазеты.
Дети: -Давайте! Хотим!
Воспитатель: - Название газеты я вам скажу, а вот рубрики, в которых мы будем рассказывать о Старом Осколе вам придётся придумать самостоятельно!
Ребятам помогает метод мозгового штурма, пока сыплется песок в песочных часах, они предлагают любые названия для рубрик. С рубриками определились (в нашем случае выбрали три рубрики: «По следам героев», «Наша гордость», «В нашем краешке»)
Далее по желанию мы выбираем ответственных за рубрику. По числу рубрик ребята самостоятельно выбирают три редактора и делятся на три команды. Каждая команда со своим редактором работают над своей рубрикой.
Воспитатель: - Ну что же, пора приступать к работе! Но для начала давайте вспомним, что является символом нашего города?
Дети: - Герб!
Из нескольких предложенных гербов воспитанники выбирают правильный вариант. Кто-то из редакторов предлагает разместить изображение герба рядом с названием газеты.
Воспитатель: - Отличная идея! Так и сделаем.
Ребята приклеивают на ватман рядом с названием газеты герб Старого Оскола. (Ватман с названием подготовлен педагогом заранее).
Воспитатель: -А теперь давайте поиграем! Я буду показывать вам памятные места и достопримечательности Старого Оскола, а вы постараетесь назвать микрорайоны или улицы, где находятся эти памятники! (д/и «Найди памятник в своем микрорайоне», педагог сам выбирает 4-5 известных в городе памятников или мемориалов).
Дети рассматриваю заранее подготовленные фотографии памятных мест города, например, «Площадь Победы» или «Стелла «Город воинской славы», памятник Георгию Жукову, Мемориальный комплекс в Атаманском лесу, «Памятник строителям железной дороги старый Оскол – Ржава», «17 Героям-бронебойщикам» и т.д. Иногда ребята затрудняются отвечать, но в целом группа справляется.
Воспитатель: - А теперь давайте подумаем, команда чьей рубрики могла бы заняться оформлением этих фотографий в газете?
Дети: - «Наша гордость!»
Воспитатель: - Правильно!
Ребята принимаются за оформление рубрики. Визуально делят лист ватмана для своей рубрики. Располагают и приклеивают фото. Обводят карандашами. Воспитатель помогает подписать снимки.
Воспитатель: - А теперь познакомимся с нашими героями – людьми, которые отдали жизни за наше мирное будущее. Так же познакомимся с деятелями искусства и культуры, которые прославили наш город во всех уголках мира!
Так, можно рассказать ребятам о Героях Советского Союза, участников Великой Отечественной войны, бюсты которых расположены на Аллее Славы на площади «Победы». Стоит упомянуть знаменитого земляка Василия Яковлевича Ерошенко, поэта-сказочника, публициста музыканта, педагога, путешественника. Достоин упоминания Михаил Гаврилович Эрденко, известный скрипач, чьим именем названа одна из школ искусств Старого Оскола.
Воспитатель: - Чья команда займется оформлением рубрики о выдающихся земляках?
Дети: - «По следам героев!»
Команда занимается оформлением рубрики. Приклеивает фотографии и подпись к каждому снимку. (фотографии и описание к ним подготовлены педагогом заранее)
Воспитатель: - А теперь немного отвлечемся и проведем физкультминутку.
Физкультминутка
А теперь вставайте в круг!
Слева друг и справа друг!
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Любим Родину свою!
(дети встают в круг, берутся за руки, затем поднимают руки ввысь, машут ими, снова берутся за руки, подходят друг к другу в самый центр, вверх поднимают свои скрепленные руки)
Воспитатель: - Ребята, продолжим наше увлекательное путешествие по родному краю! Чтобы оно было полезным и увлекательным, надо подсказать читателям нашей будущей газеты, где можно познакомиться с историей Старого Оскола поближе.
Дети: - В музее.
Воспитатель: - Правильно! Но музеи бывают разные. Давайте вспомним, какие есть в нашем городе.
Дети вспоминают, в каких музеях бывали с родителями, какие выставки посещали, что интересного узнали. Воспитатель перечисляет музеи Старого Оскола и объясняет, в каком музее о чем можно узнать (Краеведческий музей, Художественный музей, Дом-музей В.Я. Ерошенко, Музей боевой и трудовой доблести, «Железно!», Минералогический музей, Музей народного образования и т.д.)
Воспитатель: - А теперь, ребята рубрики «В нашем краешке», давайте оформим для наших читателей путеводитель по старооскольским музеям. Что нам понадобится?
Дети: - Карандаши, фломастеры, клей, ножницы, фотографии!
Воспитатель: - Приступаем!
Воспитанники размещают материалы в газете, оформляют. Подписываем названия музеев, указываем их адреса и контактные телефоны.
Итог занятия:
Воспитатель: Мы завершили наше путешествие по родному городу и работу над спецвыпуском газеты «Мы – патриоты»!
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Воспитатель: - Удивителен наш край, – хлебосольный, с богатой историей, с замечательными людьми. Хоть и мала наша родина – а дела и люди великие!
Спасибо всем! Наша стенгазета стала итогом занятия и настоящим путеводителем по памятным местам Старого Оскола. Давайте сфотографируемся на память с итогом нашей работы!