Автор(-ы):
Реймер Валерий Викторович
Зияйдинов Усманали Юсупович
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается роль физической культуры как обязательного предмета в школьной программе. Сегодня физическая культура является неотъемлемой составляющей физического воспитания и занимает особое место практически во всех воспитательных системах, так как способствует формированию у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и впоследствии трудовой деятельности.
Текст статьи
Физическая культура всегда рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса воспитания и оздоровления школьников любого возраста, и представляет собой поступательно организованный вектор комплексного воздействия физических упражнений и факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды) на организм. Сегодня физическая культура как обязательная дисциплина занимает особое место практически во всех воспитательных системах, так как способствует формированию у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и впоследствии трудовой деятельности [1, 4].
Дисциплина физическая культура в рамках школьного курса регламентируется учебными программами для различных возрастных категорий и программами занятий с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе, и является неотъемлемой составляющей процесса физического воспитания, организация и содержание которого дополняются программами по внеклассной спортивной работе. В целях оценки состояния здоровья и физического развития школьников ежегодно проводится медицинский осмотр перед началом учебного года, по результатам которого устанавливают медицинские группы физического воспитания:
Значение физической культуры для школьников переоценить достаточно сложно, так идет постоянный процесс физического воспитания направленный на:
Комплексный процесс физического развития и воспитания школьников включает в се6я:
Последние три формы целесообразно рассматривать как дополнительные к уроку физической культуры. И в рамках школьного курса физическая культура является парадигмой физического воспитания и формирует физический онтогенез обучающегося.
Физическая культура в жизни школьников выполняет ряд важнейших функций:
К проведению урока физической культуры предъявляются специфические методические требования в силу того, что физическое воспитание в школе представляет собой правильный организационно-педагогически процесс, направленно воздействующий на физическое, нравственное и духовное развитие школьников, основная форма которого заключается в двигательной деятельности общеразвивающей направленности. Исходя из разнообразия приемов и методов, применяемых в физическом воспитании школьников, уроки физической культуры должны иметь различную направленность: образовательно-познавательную, образовательно-обучающую и образовательно-тренировочную [8].
В процессе организации и проведения занятий по физической культуре со школьниками объективно необходимо учитывать следующие моменты:
Необходимо акцентировать внимание на том, что физическая культура – это учебный предмет, содержание и преподавание которого направлено на формирование физически и психически здоровой личности, социально активной и способной к дальнейшему саморазвитию. Целью физического воспитания сегодня является воспитание человека, способного и умеющего использовать физическую культуру в дальнейшей жизни после окончания школы. Это достигается специально организованным учебным процессом, где в процессе двигательной деятельности решается отельные задачи, направленные на достижение общей цели.
В структуре школьного образования по физической культуре используется большой арсенал средств физического воспитания (физических упражнений), который структурируется по видовым признакам спорта: упражнения на материале легкой и тяжелой атлетики, гимнастики с основами акробатики, спортивных игр (волейбол, футбол, баскетбол и т.д.), плавания, лыжного спорта и т.д. При этом на каждом этапе возрастного развития существуют свои специфические особенности:
Таким образом, на уроках физической культуры используется большой арсенал приемов и методов физического воспитания, которые проходят эволюционный путь от простого к сложному. Например, игровой метод (определяющий в начальной школе) постепенно заменяется на метод строго регламентированного упражнения, который к окончанию обучения в школе становится превалирующим. Это связано с возрастными особенностями школьников и усложнением выполняемых двигательных заданий.
Целевая установка всестороннего развитие личности в школе предполагает овладение основами физической культуры, успехами которой являются:
К задачам, решаемым в процессе физического воспитания в школе, относятся:
Физическая культура в школе как составляющая физического воспитания неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультурой происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывается способность принимать решениям экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает проявить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умение и навык. Занятия по физической культуре формируют у обучающихся добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Также они развивают в себе способность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, проявляющиеся в движении, борьбе, преодолении препятствий [6, 9].
В последние годы закладывается новая система школьного образования, совершенствуется педагогическая деятельность учителя, которая направлена на развитие и саморазвитие обучающегося. Сегодня следует организовать эффективно-структурированный процесс физического воспитания школьников и сформировать новое педагогическое мышление учителя физической культуры.
Одним из направлений трансформации физического воспитания является концепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влияния на проблему формирования привычек ведения школьниками здорового образа жизни. В формировании данной концепции прослеживается два тренда: первый – это преимущественная социализация личности школьника, учитывающая максимальную адаптацию ребёнка в коллективе; второй – ориентирован на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков школьника, учитывает его индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Сегодня данные направления активно разрабатываются и несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты [1, 6]. В ближайшей перспективе научные исследования в области методики преподавания физической культуры и поиск новых, и совершенствование сложившихся методических подходов в подготовке учителей должны быть сконцентрированы на разработке концепции дифференцированного физического воспитания. Объективно считается, что только при условии комплексных исследований в этом направлении и при проведении всесторонних медицинских обследований можно правильно оценить степень физического состояния и развития школьника и наметить пути его дальнейшего совершенствования посредствам дифференцированного физического воспитания [1].
На каждом этапе физического воспитания в рамках школьного курса решаются свои индивидуальные задачи, которые способствуют достижения общей цели – физическое и духовное совершенствование личности через физическую культуру и спорт, что образует целостно-структурированную педагогическую систему занятий двигательными действиями как в школе, так и дома.
Список литературы
Поделиться
Реймер В. В., Зияйдинов У. Ю. Физическое культура как неотъемлемый элемент системы школьного образования // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 123-127. URL: https://apni.ru/article/5014-fizicheskoe-kultura-kak-neotemlemij-element-s