Главная
АИ #47 (126)
Статьи журнала АИ #47 (126)
Методы контроля развития уровня общей выносливости гребцов на байдарках и каноэ

Методы контроля развития уровня общей выносливости гребцов на байдарках и каноэ

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

контроль
развитие
выносливость
гребцы
подготовка

Аннотация статьи

В данной статье подробно рассматривается контроль уровня развития общей выносливости гребцов байдаристов на этапе начальной подготовки и его виды, а также необходимость ведения учета уровня развития общей выносливости у юных спортсменов, виды выносливости и способы её тренировки.

Текст статьи

Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших проблем физического воспитания и спортивной подготовки. Воспитание выносливости в спортивных целях способствует массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с тем, что у детей дошкольного возраста часто встречается гипокинезия. Также влияние оказывает усугубляющаяся акселерацией физического развития. Общее развитие физических качеств предусматривает подготовку спортсменов к будущей специализации, а также. Контроль уровня развития общей выносливости гребцов байдаристов важен на этапе начальной подготовки, т.к. это фундамент всей дальнейшей подготовки гребца.

Целью исследования: выявление основных параметров контроля развития общей выносливости гребцов байдаристов на этапе начальной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Контроль – это средство получения информации о состоянии системы спортивной подготовки.

Различают три вида контроля:

  1. Оперативный контроль используется в тех случаях, когда необходимо проверить оперативное состояние спортсмена, его готовность выполнять упражнения. При этом виде контроля мы получаем оценку реакций организма спортсмена на тренировочную или соревновательную нагрузку, качества выполнения приемов и комбинаций в целом.
  2. Текущий контроль помогает оценить тренировку в микроциклах, результаты контрольных соревнований, динамику нагрузок и их состояние, фиксирует и анализирует ежедневные изменения уровня подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
  3. Этапный контроль используется при измерении и оценке результатов по окончанию этапа или периода подготовки различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузки и спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.

Выносливость в спорте – это способность организма выполнять работу максимально долгое количество времени без потери эффективности её выполнения [2, с 34].

На уровень развития выносливости в первую очередь влияют функциональные возможности сердечно-сосудистой и нервной системы, уровень обменных процессов, а также согласованность деятельности различных органов и систем. Определяющее значение для определения уровня развития выносливости имеет экономизация функций организма.

Общая выносливость – это способность выполнять длительные аэробные нагрузки на выносливость с относительно низкой интенсивностью в течение длительного периода времени [1, с. 10]. Общая выносливость на 50-70% является основой спортивных результатов. Общая выносливость в гребле развивается за счет кросса, лыж, плавания и других смежных нагрузок, не относящихся к специализации. Если конкретизировать, то это упражнения, которые максимизируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа мышц выполняется в основном за счет аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной, большой и переменной. Общая продолжительность упражнения от 10 минут. При этом используют большое многообразие методов: равномерный, переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный [3, с. 14]. Выбор методов определяется уровнем подготовленности занимающихся. Необходимо оптимально сочетать продолжительность и интенсивность нагрузки.

Контроль за уровнем развития общей выносливости гребцов байдаристов на этапе начальной осуществляется с помощью контрольных упражнений, представленных в Федеральном государственном основном стандарте по виду спорта, гребля на байдарках и каноэ. Представленные контрольные тесты (табл.), являются переводными для спортсменов между этапами подготовки, соответственно с увеличением требований к выполнению нормативов.

Таблица

Нормативы ФГОС по гребле на байдарках и каноэ

Контрольное упражнение

Норматив (юноши)

Норматив (девушки)

Бег на 800м

не более 4 мин 15сек

не более 4 мин 30 сек

Плавание 50м

без учета времени

без учета времени

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

не менее 15 раз

не менее 10 раз

 Контроль у групп начальной подготовке проводится не реже чем раз в три месяца, это связано с ускоренными темпами роста детского организма и началом полового созревания. Необходимо напомнить, что в гребле возраст 10 лет является минимальным для зачисления в группы начальной подготовки, так как гребля предъявляет большие требования к физическим нагрузкам организма и в более раннем возрасте можем оказывать отрицательное влияние.

Заключение. Проведя анализ научно-методической литературы, мы можем сделать вывод, о том, что контроль – это необходимое средство получения информации о состоянии физической подготовки спортсмена, он помогает определить приоритетные направления тренировочного процесса, показывает отстающие физические качества и позволяет тренеру иметь полную информацию о тренировочном процессе в целом. Контроль бывает оперативный, текущий и этапный. Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями организма. Критерий выносливости – время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность для выполнения упражнения. Используя этот критерий, выносливость измеряют прямым и косвенным способами. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу нагрузки. Основными методами развития общей выносливости являются: равномерный, переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный. Контроль уровня развития общей выносливости гребцов байдаристов на этапе начальной подготовки может осуществляться с помощью контрольных упражнений, прописанных в ФГОС по гребле на байдарках и каноэ. Умение проводить контроль рационально и своевременно должно стать для каждого тренера приоритетной задачей.

Список литературы

  1. Егоренко Л.А. Исследование системы физической подготовки юношей-новичков (13-15 лет) гребцов в годичном цикле подготовки / Л.А. Егоренко, Л.Я. Андреева // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта – 2006 – №20, – С.12-17 – Текст: непосредственный.
  2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и Спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 480с. –ISBN5-7695-0567- – Текст: непосредственный.
  3. Барчуков И.С. Физическая культура: учебное пособие / И.С.Барчуков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 201 – с 255. – ISBN 978-5-238-01157-8. – Текст: непосредственный.

Поделиться

1276

Васильев А. О. Методы контроля развития уровня общей выносливости гребцов на байдарках и каноэ // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 118-120. URL: https://apni.ru/article/5016-metodi-kontrolya-razvitiya-urovnya-obshchej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря