Проблема финансово-правовой системы тесно связана с проблемой определения объекта финансового права. Большинство ученых связывают существование финансово-правовых институтов с наличием соответствующих финансово-экономических учреждений. Они отрицали возможность существования финансово-правового института без существования аналогичного финансово-экономического института.
Изменения в политической и экономической системе государства не могли не коснуться основные категории финансового права. Появление новых элементов финансовой системы во многом оказали влияние на развития финансового права. В современной финансово-юридической литературе можно выделить два направления, рассматривающих развитие финансового права и дающих определение цели регулирования и институционализации отрасли права. Первое направление можно охарактеризовать как традиционное, в котором прослеживается тенденция модернизации существующего богатого теоретического наследия финансово-правовой науки. Второе направление можно охарактеризовать как революционное, поскольку оно фактически склоняется к полному пересмотру традиционных подходов к рассмотрению основных категорий финансового права.
Отдельные проблемы в новых политических и экономических условиях привели к весьма оригинальным тенденциям в теории финансового права.
Определение предмета финансового права через публичные финансы, а точнее – отношения, возникшие в процессе собирания, распределения и использования публичных фондов денежных средств, позволяют охватить весь массив разнообразных финансовых отношений, составляющих предмет этой отрасли [1]. Появление новой ветви профилирования права, имеет свою специфическую систему, а именно: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, право ценных бумаг, право о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законы о рынке ценных бумаг, финансовый контроль и аудит. Автор рассматривает финансовое право не только как общественный, но и как индивидуальный закон. Он определяет материальное право в рамках финансовых полномочий приобретения реальных активов наследия в определенной сумме их стоимости.
Система финансового права представляет собой сетевую структуру, в которой может быть конкретизировано множество различных иерархических подсистем.
Понятие, лежащее в основе определения объекта финансового права через финансовую деятельность субъектов публичного права в сфере формирования, распределения и использования денежных средств, в настоящее время не может раскрыть весь потенциал финансового права. Наличие собственного предмета и метода правового регулирования позволяет рассмотреть финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права [2]. Он унаследован от советского прошлого и не допускает новых экономических отношений, чтобы увидеть, что финансовый закон в рыночной экономике приобретает другие качества и свойства.
Следует признать, что в условиях рыночной экономики отношения, связанные с финансами государства разнообразны по своему характеру. Финансово-правовое регулирование связано со сложными общественными отношениями, охватывающими практически весь спектр как государственных, так и частных финансов. К сожалению, традиционные подходы к определению отрасли права через предмет и метод регулирования в настоящее время не объясняют многие явления правовой действительности.
В целом система источников финансового права ориентирована на всестороннее и детальное регулирование всей группы общественных отношений в области финансов [3]. Место в системе права определено общественной потребностью, которая основывается на том, что не должно быть приоритета публично-правовых образований в финансовом секторе. Частные лица в финансовой сектор также должны получить достойные инструменты взаимодействия и реализации своих интересов в области финансов.
Отдельная проблема как выявить в системе финансового права совокупность правил, регулирующих денежные отношения. Можно выделить в системе финансового права отдельную подотрасль, право денежного обращения, которое представляет собой совокупность юридических норм, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе движения наличных и безналичных денег.
Однако процесс движения денежных средств является предметом регулирования не только финансового права, но административного и гражданского права. Сам предмет предлагаемой подотрасли определяется в качестве общественных отношений, возникающих по поводу распределения денежных потоков. И метод закона денежного обращения совпадает с методом финансового права – метод государственного регулирования, основанный на императивном регулировании общественных отношений.
Финансовые правила системы можно разделить на четыре подсектора, а именно бюджетное право, налоговое право, денежное право, финансово-контрольное право. Каждый из этих подсекторов включает в себя большую группу финансово-правовых норм, которые, в свою очередь, объединены в финансово-правовые учреждения.
Следует учитывать, что элементы денежной системы государства находятся в процессе развития и модернизации. Например, современная денежная система государства немыслима без таких учреждений, которые активно развивают электронные платежные системы и электронные деньги. Что само по себе ставит вопрос о пределах финансово-правового регулирования отношений в сфере электронных денег. Иными словами «финансово-правовая категория определяется принадлежностью к таким категориям как финансы, финансовая деятельность государства и муниципальных образований, то есть особенность финансово-правовой категории обусловлено тем, что она отражает существующие связи в отношениях по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства [4].
По своей сути не только сектор государственных финансов, но и вся сфера финансирования зависит от функционирования всех элементов финансовой системы государства, которые находится в прямой зависимости от денежных потоков и механизмов, как экономических, так и юридических. Государство относится к стандартам другого финансово-правового института – банковского права. Банковская деятельность – очень сложное явление. Однако для государства хорошо функционирующая банковская система является важнейшим приоритетом, и вызвано это, в первую очередь, не только интересами государства, но и интересами отдельных лиц. На самом деле, самый надежные инвестиционные люди вкладывают деньги в банковские депозиты. Обеспечение имущественных интересов физических лиц побудило правительство разработать депозитную систему страхования в банках. Как следствие, государство усиливает государственное регулирование время банковской деятельности, которая приобретает разнообразные формы. Данный процесс функционирования денежной системы сегодня немыслим без важнейших экономических институтов – банков и кредитных организаций.
Система финансового права, регулирующая отношения в процессе функционирования денежной системы государства, является звеньями, обеспечивающими реализацию стандартов, таких как подсекторы и финансовые учреждения, как закон о бюджете, налоговое право, закон о финансовом контроле, государственный кредит, государственный долг и другие.
Традиционный подход к структурным элементам системы финансового права воспроизводится в подавляющем большинстве финансово-правовых исследованиях. Также представлены появление новых институтов и подотраслей финансового права, предложения по устранению традиционных институтов финансовой системы, в новую самостоятельную отрасль права. Особенная часть финансового права состоит из большого количества межотраслевых институтов. На самом деле связи с общественностью в сфере государственных и частных финансов подлежат регулированию отраслями публичного и частного права. Как следствие, неизбежность появления межотраслевых образований, в том числе в области финансового регулирования.