Главная
АИ #47 (126)
Статьи журнала АИ #47 (126)
Проблемы реализации программ профессиональной переподготовки по адаптивному спор...

Проблемы реализации программ профессиональной переподготовки по адаптивному спорту

Научный руководитель

Новокрещенов Александр Васильевич

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

адаптивный спорт
адаптивная физическая культура
состояние здоровья
профессиональная деятельность
специальная подготовка
тренировочный процесс

Аннотация статьи

В статье рассмотрены вопросы, связанные с разработкой и реализацией программы профессиональной переподготовки по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, проведен анализ профессионального стандарта тренера по АФК и АС, а также представлена функциональная карта этого вида профессиональной деятельности.

Текст статьи

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020, № 3081-р) [2, с. 5] было отмечено, что вопросам, связанным с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, будет уделяться очень серьезное внимание, в частности, количество человек, систематически занимающихся адаптивной физической культурой, должно значительно увеличиться. Кроме того, в данном документе рассматриваются вопросы, связанные с дальнейшим повышением доступности занятий для таких людей.

Учитывая важность и актуальность всего вышесказанного, представляется необходимой разработка дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт».

Программа должна быть составлена в соответствии с федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ от 29.12.2012, №273-ФЗ) [3], «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Приказ от 04.12.2007, №329-ФЗ) [4], с изменениями и дополнениями), она преемственна по отношению к профессиональному стандарту «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.04.2019 № 199н) [1].

Область профессиональной деятельности слушателей по данной программе заключается в выполнении нового вида профессиональной деятельности, а именно: коррекция отклонений в состоянии здоровья, компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку, спортсменов - инвалидов (далее - занимающихся) посредством их физической реабилитации, развития и поддержания спортивного потенциала для достижения высоких спортивных результатов.

Функциональная карта вида профессиональной деятельности «адаптивная физическая культура и адаптивный спорт» включает в себя пять обобщенных трудовых функций:

  • руководство общей физической и специальной подготовкой занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий;
  • организация тренировочного процесса занимающихся в группах начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
  • управление тренировочным процессом занимающихся в группах тренировочного этапа (этапа спортивной специализации) по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
  • управление тренировочным процессом занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства, этапе высшего спортивного мастерства по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
  • подготовка спортивной сборной команды Российской Федерации по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин), субъекта Российской Федерации по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине, группе спортивных дисциплин) (далее – спортивной сборной команды) к выступлениям на официальных и международных спортивных соревнованиях.

В свою очередь, в содержание каждой из этих обобщенных трудовых функций входят по 4-5 трудовых функций. Например, первая обобщенная трудовая функция включает в себя:

  • разработку планов и структуры тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающегося на период реабилитационных мероприятий;
  • проведение с занимающимися тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке;
  • измерение и оценка общей физической, функциональной и специальной подготовленности занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий в циклах тренировки;
  • консультирование тренеров и занимающихся по вопросам физиологического обоснования и организации общей физической и специальной подготовки.

Основная цель программы – сформировать у слушателей профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основанными на личностно-ориентированной аксиологической (аксиос – ценный, аксиология – учение о системе ценностей) концепции отношения к лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья и инвалидам.

В процессе обучения по данной программе должны реализовываться следующие задачи:

  • обеспечить освоение слушателями основ фундаментальных знаний теории и организации адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, целостное осмысление профессиональной деятельности, методологических подходов, общих закономерностей данного вида социальной практики;
  • сформировать у слушателей стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, обеспечить освоение ими опыта креативной деятельности;
  • обеспечить освоение слушателями опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, имеющим отклонения в состоянии здоровья и инвалидам и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации и их социальной интеграции.

Основополагающие принципы теории и методики физической культуры и спорта (они были отмечены автором в других, разработанных ранее программах) распространяются и на адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт, а именно:

  • принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (теоретической, практической, воспитательной и психологической работы, коррекционных и восстановительных мероприятий, педагогического, врачебного контроля и самоконтроля);
  • принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям уровня здоровья спортсменов-инвалидов на каждом этапе;
  • принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа тренировочных занятий, индивидуальных способностей и пола вариативность программного материала для практических занятий, характеризующегося разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной задачи.

Слушателями программы могут быть лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, или лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование (непрофильное).

Учебно-тематический план программы должен включать в себя три раздела: основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основы коррекционной педагогики и психологии, а также теорию и методику адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. В целом, содержание плана согласуется с содержанием профессионального стандарта «тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту».

Нормативный срок освоения программы составляет 512 час, из которых 336 час. – теоретические занятия, 176 час. – практика. Итоговый контроль заключается в сдаче итогового аттестационного экзамена. По итогам обучения выдается диплом установленного образца о профессиональной переподготовке, который предоставляет право слушателям данной программы на ведение профессиональной деятельности в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Таким образом, в данной программе представлена попытка обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физической культуре и адаптивном спорте как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Дальнейшая реализация программы позволит раскрыть ее методологическую основу с целью обеспечения фундаментализации образования в этой области. При этом, узкий, чрезмерно прагматический взгляд на адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт, сведение огромного потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и напрасной трате времени, сил и энергии, как тренера, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату.

Список литературы

  1. Приказ Минтруда России от 02.04.2019 № 199н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту».
  2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Приказ от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Приказ от 012.2007 №329-ФЗ, с изменениями и дополнениями).

Поделиться

869

Щербань А. О. Проблемы реализации программ профессиональной переподготовки по адаптивному спорту // Актуальные исследования. 2022. №47 (126). С. 133-135. URL: https://apni.ru/article/5024-problemi-realizatsii-programm-professionalnoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря