О роли торговли и торговых отношений в Дагестане накануне Каспийского похода Петра I

Важную роль в экономической жизни Дагестана в рассматриваемый период играла торговля с Россией, с которой народы Дагестана вступили в непосредственные экономические контакты в конце XVII – начале XVIII вв. Усиление торговых связей с соседними государствами дает толчок дальнейшему развитию земледелия, скотоводства и различных отраслей домашней промышленности.

Аннотация статьи
промыслы
Тарки
торговые отношения
Кизляр
ремёсла
экономика
Дагестан
Россия
Дербент
торговля
Ключевые слова

Материальную основу торговли в XVII – I четверти XVIII вв. составляли продукты земледелия, животноводства, садоводства, изделия домашних промыслов и ремесел, минеральное сырье (соль, свинец, нефть и т.д.) В ходе торгового обмена приобретался необходимый товар. Перемещение товаров, их реализация происходила в разных формах торговли: развозной, ярмарочной и стационарной [13, с.9]. Стационарная торговля (через торговые лавки) имела распространение в Дербенте, Кизляре, Эндери. В рассматриваемое время в Эндери проживали кумыки, горские евреи, армяне и др.

Огромную роль в дальнейшем развитии экономических, торговых отношений и взаимосвязей играла и усилившаяся в XVII - начале XVIII вв. специализация производства в различных районах на базе дальнейшего совершенствования отдельных видов ремесла и домашних промыслов, а также дальнейшего развития сельского хозяйства. Совершенствуются отдельные отрасли обработки металла, оружейное и кузнечное дело, медное литье, медночеканное производство. Ковроделие, войлочное и бурочное производства также совершенствуются. Наибольшее развитие получают художественные промыслы, в связи, с чем такие населенные пункты как Кубачи, Микрах, Касумкент, Кумух, Балхар, Гоцатль, Унцукуль и многие другие превращаются в большие промысловые центры и являлись поставщиками производимой продукции не только по дагестанским районам, но и на российские рынки.

Из Кайтага в этот город было прислано на продажу 30 кулей пшеничной муки [11, с.125]. Привозили из Кайтага и Табасарана также фрукты.

Через г. Терки и Дербент на российский рынок из Дагестана шли изделия кубачинских и других мастеров, оружейников, ковры, войлоки, паласы, овчины, бараньи шубы, товары иностранного производства, попадавшие в Дагестан разными путями и др. Дагестанские феодалы стремились использовать торговлю как источник своих доходов. Они взимали с проезжавших через их владения восточных и русских купцов большие пошлины натурой. Так, например, кайтагский уцмий брал с каждого провозимого купцами вьюка по три куска ткани. В руках феодалов скапливалось немало иноземных товаров, и они торговали ими на внутреннем и внешнем рынках [10, с. 142].

Дербент в середине XVII в. представлял торгово-экономический центр, имевший широкие связи с соседними народами, в том числе и с более отдаленными государствами [13, с.127].

В торговле с Россией через Астрахань активное участие принимал Дербент, сохранявший в XVII в. значение не только города-крепости, но и важного торгового центра, несмотря на большую конкуренцию в этом отношении со стороны Баку. Дербентские торговцы везли в Астрахань товары частично местного производства, но в большей части «заморского товару», как отмечается во многих русских документах того времени [12, с. 204-210].

Дербентские и другие купцы контрабандой ввозили из России порох, селитру, табак и другие запретные товары. К примеру, в 1676 г. тарковцы Абекхан и Алиг привезли в Астрахань табак, продажа которого в России была запрещена. Данный товар был задержан на таможне, но после многочисленных просьб со стороны тарковцев, был отдан под честное слово [2, с. 29].

В XVII в. Терки становится важным центром политических и экономических связей для народов Северного Кавказа не только между собой, но и с Россией. По некоторым данным, нерусское население Терков в 1669 г. составляло более тысячу дворов. Большинство населения составляли дагестанцы и вайнахи [7, с.50]. Через Дербент в другие регионы местные жители и купцы вывозили яблоки, груши, орехи и т.д. наряду со злаковыми культурами в Дагестане широкое распространение имели и садовые культуры. Садоводство, позволяло дагестанцам вести широкую торговлю фруктами на Северном Кавказе, с Россией [9, с. 289].

Особенно ярко отражали интересы народа, возраставшие с каждым годом русско-дагестанские торгово-экономические связи. Из России в Дагестан поступали самые разнообразные товары хозяйственно-бытового назначения: мука, зерно, сахар, сукна, меха, кожи, пух гусиный, медная посуда, котлы, кубки, зеркала, наперстки, иглы, ножи, обувь, тазы, сковороды, которые пользовались спросом у рядовых дагестанцев.

Большая торговля велась и дагестанцами в Астрахани. В торговле с Астраханью особенно активно участвовали Тарковские шамхалы, добившиеся освобождения от пошлины в пользу царской казны товаров стоимостью до 600 рублей.

Из Дагестана в Терский городок, в Астрахань и Москву вывозились товары дагестанских ремесленников, продукция сельского хозяйства, сухофрукты, рыба и т. д. Рыболовством занимались в основном приморские жители, но поскольку реки Койсу (Сулак), Самур и другие также богаты рыбой, то можно полагать, что рыболовством занимались и на этих реках [1, с.107].

Россия вывозила из персидских провинций и из Дербента «сырец-шелк, хлопчатая бумага, парчи шелковые и бумажные и овчинки, кофе, пшено и фрукты». А из России в Персию: сукна, кружева серебряные, кружевные полотна, иглы, бумага, кожи телятенные, красные и черные, мехи бельи, собольи, корольки красные, сталь, железо, медь, олово, свинец [6, с.86].

Таким образом, на протяжении XVII- I четверти XVIII вв. торговые отношения Дагестана и России прошли несколько этапов. Первоначально посольско-торговые отношения, затем – усиление частной торговли и, наконец, шел процесс образования торговой компании. Характерной чертой торговых отношений изучаемого периода являлось активное вмешательство и заинтересованность правительства, намечалось стремление контролировать частную торговлю.

Важную роль в экономической жизни Дагестана в рассматриваемый период играла внешняя торговля, в первую очередь, торговля с Россией, с которой народы Дагестана вступили в непосредственные экономические контакты в конце XVII – начале XVIII вв. Усиление торговых связей с соседними государствами дает толчок дальнейшему развитию земледелия, скотоводства и различных отраслей домашней промышленности.

Будучи взаимозависимыми, народы Дагестана и России поддерживали между собой тесные торгово-экономические связи. Причем предметами обмена были продукты сельского хозяйства, ремесла и др.

Истоки торгово-экономических связей народов Дагестана и России уходят вглубь веков и были обусловлены рядом исторических, естественно-географических и других факторов.

Однако основной линией процесса, ясно выступающей по данным источников XVII-XVIII в., было, складывание классовых, феодальных отношений, своеобразных и осложненных патриархальными пережитками, более сильными в горной части и уже слабевшими в плоскостных районах Дагестана [9, с.48].

Исторически в Дагестане существовал также целый ряд торговых центров, игравших важную роль в экономической жизни народов Северо-Восточного Кавказа и России. В XVII в. такими центрами являлись Тарки, Эндирей, Костек и Аксай, где проживали не только кумыки, но и армяне, горские евреи, чеченцы и др.

Как отмечает Акбиев А.С., занятию торговлей способствовало выгодное географическое расположение кумыкских земель, через которые проходил кратчайший торговый путь из России в Закавказье и Персию [2, с.27]. Важное место в хозяйственной жизни кумыков занимала торговля, которая имела на плоскости непрерывные вековые традиции.

Районы Южного Дагестана также включались в торговые сношения с Русским государством. Судя по архивным данным, в XVII вв. русские купцы приобретали у дагестанцев ковры и сумахи [2, с.29]. Это способствовало и усилению контактов Табасарана с Россией. Обычно торгово-экономические связи Табасарана с Московским государством осуществлялись через Дербент. Торговые связи жителей Табасарана с Россией осуществлялись и через Тарки, Астрахань [2, с.29].

Однако внутренняя торговля была преимущественно меновою, так как в Дагестане не было своей монеты. Значительную часть необходимых вещей они выменивали на скот и продукты скотоводства.

Как известно, в начале XVII в. усиливается османская экспансия на Северный Кавказ. Шли беспрерывные войны между Османской империей и Сефевидским Ираном, в ходе которых Кавказ играл большую роль, так как его территория имела важное стратегическое значение для обоих государств. Несмотря на все попытки султана подчинить народы Северного Кавказа своему влиянию, местное население упорно отстаивало свою независимость и оказывало сопротивление агрессии турок и крымского хана [7, с.48].

По Волге и Каспийскому морю установилась постоянная судоходная связь. Товары шли в Астрахань через земли кумыков и кабардинцев и сухим путем [10, с.136]. Всё это способствовало сближению России с народами Северного Кавказа. Заинтересованным в сближении с Россией был и Дагестан.

Из России вывозились предметы мелкой промышленности (железные и деревянные изделия, кожи и кожаные изделия, льняные ткани) и промыслов, особенно меха, сбыт которых на Востоке имел существенное значение для русской казны.

Дербент, Тарки, Эндери были центрами международной торговли [2, с.29]. Через них проходила сухопутная трасса международного волжско-каспийского торгового пути, соединявшего Закавказье и Иран с европейскими странами через Россию. В XVII в. в связи с ростом торговых связей между Закавказьем, с одной стороны, и Россией и странами Западной Европы – с другой, усиливается значение волго-каспийского пути (Москва – Казань – Астрахань – Тарку – Дербент – пристань Низабад – Шабирин – Шемахи). По торговой трассе Шемаха – Дербент – Терки – Астрахань шли с товарами большие караваны [4, с.25]. Этой же дорогой часто пользовались и грузинские послы.

Русские купцы предоставляли свои суда дербентским купцам для провоза товаров в Дербент и обратно в Астрахань. Через Дербент осуществляли торговые отношения с Россией не только дербентцы, но и другие народы Дагестана. Например, среди купцов, вывозивших товары из Астрахани в Дербент, встречаются кубачинцы, кайтагцы и др. [8, с. 152].

Дербент служил перевалочной базой товаров, провозившихся по суше и по морю из Закавказья на Север, через Дагестан и Россию и обратно. В нем встречались товары как дагестанского и закавказского, так и российского и европейского производства и происхождения. В нем, по сообщению Гербера, «кроме воинских людей», проживало «много купецких людей из персиянов, армянов, грузинов и индийцев» [6, с.86]. В начале XVII в. Дербент подпал под власть Турции, правители которой «получили с торгового оборота в нем 247 мешков денег» [1, с.85].

Значительно способствовало росту торгового значения Дербента в XVII в. наличие в нем караван-сараев, достаточных для размещения прибывших в город торговых караванов [13, с.11].

Другим известным торговым центром в Приморском Дагестане являлся аул Тарки, который находился на сухопутной трассе волжско-каспийского мирового торгового пути, где шла торговля как сельхозпродуктами, зерном, хлопчатобумажными тканями, так и невольниками. Тарки в исследуемое время являлся крупным торговым и ремесленным центром, а также связующим звеном в транзитной торговле России с Востоком. Кроме того, Тарки в конце XVII в. выполнял функцию торгового порта на Каспии. Хоть и пристань была тут неудобной, тем не менее, торговцы имели свои суда, на которых ходили с товарами в Терки и Астрахань, а также в Дербент. В Тарках, как и во многих торговых центрах того времени, имелся квартал, где в основном было сосредоточено торгово-ремесленное население [5, с.89].

В Эндирее и Тарках существовали своеобразные купеческие организации, следившие за правильным заключением торговых сделок, при осуществлении которых употреблялись расписки и векселя [2, с.117].

Популярен был и цудахарский базар. По сведениям Э. Челеби, в Цудахаре в середине XVII в. было два постоялых двора [14, с.118].

Торговлю России со странами Востока, осуществляли как купцами, так и в форме торговли царского двора с восточными правителями при посредстве послов и особо назначаемых гостей (аналогичных торговых агентов иранских шахов на Руси именовали «купчинами») [2, с.45].

О том, что дагестанцы предпочитали торговую связь с москвичами, нежели с иранцами свидетельствуют данные Э. Челеби, который отмечал, что «дагестанцы не любят иранцев и не вступают с ними в торговую связь, зато они поддерживают такую связь с москвичами» [14, с.90].

В начале XVII века Терский город становится военно-стратегическим, политическим, экономическим центром Северо-Восточного Кавказа. Из Астрахани в Терский город через Дербент привозили металлические изделия, в том числе ярославские висячие замки, в небольшом количестве железо и цветные металлы, льняные ткани, кожевенные изделия, меха и др. [10, с.65]. В Астрахань стали прибывать «гости» из Дербента, шамхальства и других владений Дагестана.

Торговля в Дагестане до присоединения к России носила в целом меновой характер. Еще в середине XVII в. Челеби писал о Дагестане, что «в этой стране денег – акче и пулов – нет. Но в каждом городе раз в неделю на площади устраивается громадный торг: каждый выносит на площадь свои товары и ведет куплю и продажу» [14, с.110]. Однако говорить, что дагестанцы в XVII в. не знали денег, не приходится. Знали в Дагестане так называемые «ханские деньги», русские рубли и персидские аббасы и т.д.

Но в Дагестане XVII в. в силу отсутствия единого государства со всеми его институтами не сложилась единая денежная система [13, с. 17].

 Торговая политика периода конца XVII – I четверти XVIII вв., которая была связана, уже непосредственно с именем Петра I заключалась в том, чтобы направить восточную торговлю по каспийско-волжскому пути и сделать Россию посредницей в торговле между Востоком и Европой.

Текст статьи
  1. Алиев Б., Ахмедов Ш, Умаханов М.С. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970.
  2. Акбиев А.С. Кумыки. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Махачкала, 1998.
  3. Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся» М, 1979.
  4. Гасанов М.Р. Каспийский поход Петра I 1722-1723 гг. Махачкала, 2015.
  5. Гасанов М.Р., Магомедова Э.М. История Дагестана. Махачкала, 2018.
  6. Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728. // ИГЭД.
  7. Кидирниязов Д.С. Взаимоотношения ногайцев с народами Северного Кавказа и Россией в XVI-XIX вв. – Махачкала, 2003.
  8. Киласов Р.К. Из истории торговли Дагестана (конец XVII – первая половина XVIII вв.). – Махачкала, 1980.
  9. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связь с Россией в XVI-XVII вв. М., 1963.
  10. Магомедов Р.М. История Дагестана с древнейших времен до конца XVIII в. – Махачкала, 1968.
  11. Очерки истории Дагестана. Т. I. – Махачкала, 1957.
  12. Русско-дагестанские отношения в XVII – первой четверти XVIII вв.: Док. и материалы / Сост. Р.Г. Маршаев. Махачкала, 1958.
  13. Умаханов М.-С.К. Торговые центры Дагестана XVII-XVIII вв. и их роль в развитии товарно-денежных отношений // Товарно-денежные отношения в дореволюционном Дагестане. – Махачкала, 1991.
  14. Челеби Э. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Пер. и комментарии. Вып. 2. – М., 1979.
Список литературы