Современные образовательные стандарты ориентируют студентов на формирование набора необходимых компетенций. Остаются актуальными вопросы усиления социального партнерства как системы договорных отношений, призванной согласовать интересы каждой из сторон: образовательной организации, работодателей, профсоюзов, службы занятости, обучающихся и их родителей. Социальное партнерство опирается на принципы социальной справедливости, становится эффективным средством выражения потребностей, интересов, ценностных ориентиров участников коллабораций.
На примере Калужского региона обозначим полезный опыт коллаборации вуза и учреждений профессионального среднего образования при проведении ежегодного молодежного проектного марафона. Традиционно в финале проектного марафона участвуют не менее 5 команд студентов специальных учебных учреждений. Ребята демонстрируют овладение операциональной стороной проектного мышления: умением формулировать проблему, трансформировать ее в исследовательскую задачу, выдвигать идеи и гипотезы, умением передавать информацию другим и обеспечивать ее понимание на вербальном и невербальном уровнях, проявлением терпимости к другим мнениям и позициям; опыту координирования коллективных действий, делового общения, умением работать в команде.
В данном случае с проектным мышлением мы связываем инновационный тип мышления, когда студент не только может формулировать проектное решение, вытекающие из формулирования проблемы (демонстрируя проблемный и предметно-преобразующий компоненты), но и прогнозировать ожидаемые результаты от нововведения, планировать возможность их тиражирования для решения сходных социальных вопросов. По отношению к проектной деятельности выделяются проектные умения, цель которых – построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач. К их специфическим признакам отнесём: применяемость в различных видах учебно-познавательной деятельности; выраженность интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую; вариативность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности. Показателями эффективности формирования проектных умений становятся: степень самостоятельности, которая определяется количеством выбора личных вариантов действий; количество предложений по нестандартному решению проектных заданий; количество участников, проявивших желание выполнять дополнительные проектные задания; сроки выполнения проектного задания.
Алгоритм проведения проектного марафона предполагает регистрацию команд, тестирование на выявление актуального уровня развития компетенций (кооперации, уровня критического мышления, креативного мышления, стратегического мышления) на платформе Центра развития компетенций Калужского филиала РАНХиГС; проведения проектного интенсива с участием спикеров и выполнения индивидуальных заданий для команд [2].
Тематика вебинаров интенсива меняется ежегодно. В целом, она посвящена рассмотрению стадий проектного мышления: обозначение трендов, формулирование проблем, генерирование проектных идей, создание алгоритмов для реализации проектного мышления, прогнозирование ожидаемых результатов, поиск ресурсов, выявление партнёров, оценка рисков и их минимизации, составление бюджета, написание пресс-релиза проекта. По итогам участия в интенсиве команды формируют рейтинги вовлеченности и самые активные становятся полуфиналистами, получая возможность встретиться на площадке вуза для очных состязаний.
В финале социального проектного хакатона потенциальные работодатели, органы власти, НКО формулируют проблемы, которые предлагается обсудить командам и защитить проектное решение по решению предложенных проблем перед компетентным жюри. Команда–победитель получает возможность реализовать своё проектное решение при поддержке экспертов и практиков [3].
В 2022 году кейсы проектного марафона были посвящены Году народного искусства и нематериального культурного наследия. Для команд, допущенных к финальному состязанию, готовится аннотация противоречий в Калужском регионе, связанных с вопросами сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности народов и этнических обществ, проживающих в Калужском регионе.
Наши исследования студенческих команд-финалистов показывают, что условиями эффективного формирования проектного мышления становятся личные качества участников (ответственность); потребность в сохранении и развитии команды, коллективная рефлексия, уровень коммуникативных умений спикеров. Под коммуникативными умениями будем понимать типовые модели реагирования, способы обращения, возникающие в учебных ситуациях. В структуре коммуникативных умений выделим следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [3].
К когнитивному компоненту отнесём знания о типах партнёров, о характере ситуации. Они могут оказаться как истинными, так и ложными.
К эмоциональному компоненту отнесём переживание опыта общения с партнёрами или переживания по поводу содержания социальной ситуации взаимодействия.
К поведенческому компоненту отнесем готовность студента воспроизвести сложившиеся установки в реальной ситуации взаимодействия.
Инструментами исследования выступили следующие методики: Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, Стратегия поведения в конфликте.
По итогам исследования мы получили следующие результаты. Наиболее показательны выводы при анализе коммуникативных умений у студентов первого и четвёртого курсов.
Признаки негативной установки есть у 100 % студентов 1 курса и 65 % 4 курса. Это свидетельствует о завуалированной жестокости в отношениях к людям, в суждениях о них.
Открытая жесткость в отношении к людям присутствуют у 51 % студентов 1 и 42% студентов 4 курсов. Это означает, что личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.
Обоснованный негативизм в суждениях о людях есть у 80 % студентов 1 курса и 20 % 4 курса. Он выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, присутствует у 34 % студентов 1 и 21 % студентов 4 курсов.
Негативный личный опыт общения с окружающими есть у 80 % студентов 1 и 4 курсов.
Из проведенного опроса можно сделать вывод, что у студентов всех курсов присутствуют негативные коммуникативные установки. Их степень выраженности уменьшается по мере взросления студентов, но сохраняется на протяжении всего периода обучения.
Полученные результаты отражают актуальность дальнейшей работы по совершенствованию критериальной базы измерений уровня сформированности проектного мышления.
Вместе с тем опыт проведения проектных марафонов показывает, что взаимодействие проектных команд студентов во внеучебной деятельности позволяет повысить качество и уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, сокращать сроки адаптации выпускников на предприятиях, обеспечивать их конкурентоспособность на рынке труда.