В современном литературоведении творчество Ф. М. Достоевского изучено сравнительно глубоко. Анализируя творчество Достоевского, его рассматривают как величайшего философа, мыслителя, идеолога, психолога, учителя жизни. Творческое наследие Ф. М. Достоевского занимает одно из центральных мест в художественной культуре второй половины XIX века. Оно во всей полноте обнаруживает, как и индивидуальные грани мировосприятия самого писателя, так и духовные, социально-исторические, культурные поиски своей эпохи. Сотни книг посвящены тому, о чём писал Достоевский. Значительно меньше сказано, как он писал, какова особенность его стиля. Художественные приемы Достоевского до сих пор изучены меньше, чем его философские страницы. «Мыслитель и психолог несомненно заслонял в сознании своих современников замечательного мастера слова и первоклассного романиста» [3, с. 3]. «Монография М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» с особой убедительностью показала своеобразие и значительность Достоевского-художника» [6, с. 3]. Достоевский действительно является подлинным мастером художественного слова. У него присутствует целостная, своеобразная и самобытная система изобразительных средств.
В произведениях Фёдора Михайловича существенными компонентами художественной формы являются цвет, свет, пейзажи. Сила художественной изобразительности проявилась во всех элементах его поэтики.
Особое место в достоевсковедении занимает работа С. М. Соловьёва «Изобразительные средства в творчестве Достоевского» [6]. В данной книге впервые проводится довольно подробный анализ использования писателем того или иного цвета из активного спектра Ф. М. Достоевского: голубого, чёрного, красного розового, жёлтого. Соловьёв раскрывает статистику их употреблений в творчестве писателя. По мнению исследователя, Ф. М. Достоевский «мало и скупо использует цвета» [6, с. 231], его творчество характеризует «крайняя сдержанность в использовании цвета» [6, с. 237]. Цветовая насыщенность произведений писателя является крайне низкой. Действительно, зачастую десятки страниц не содержат ни единого цветового пятна. Среднее цветовое число не превышает показателя 7,2 [6, с. 242]. Но вопреки традиционному мнению, что Достоевский пренебрегал цветовым и красочным изображением мира, констатировано, что его колорит соответствует интенсивной духовной жизни героев его произведений. С.М. Соловьёв рассматривает цвет, прежде всего как средство психологической характеристики, которая служит преимущественно для передачи конфликта между внутренним миром героя и окружающим его внешним миром. Не выявляя общей цветовой тональности произведений Достоевского, а, наоборот, подчёркивая «отдельные цветовые разрозненные пятна», С. М Соловьёв приходит к выводу, что «его [Ф. М. Достоевского – Е. С.] письмо – это живопись отдельными штрихами на почти бескрасочном фоне» [6, с. 231]. Функциональными особенностями цвета и света в художественном мире Ф. М. Достоевского являются следующие: описательная и изобразительная функция; психологическая, связанная с передачей внутреннего состояния героев, организацией эмоциональной атмосферы эпизодов и произведения в целом.
Цвет и свет являются самостоятельным образным слоем поэтики Ф. М. Достоевского, участвуют в организации внешнего и внутреннего единства художественного произведения. Это позволяет приблизиться к пониманию авторского смысла. Светоцветовые образы у Достоевского выстраиваются в композиционную целостность произведения, его сюжет и конфликт, передают широкий спектр проблем (нравственных, философских, эстетических, религиозных), обозначенный автором. Для поэтики Ф. М. Достоевского значима изобразительная роль цвета и света, которые помогают создать чувственно воспринимаемые читателем картины и образы.
Ин. Анненский уловил особенность живописной манеры самого Ф. М. Достоевского – семантическую образность употреблённых цветовых эпитетов. У Ин. Анненского не складывалось в упрощённую ассоциацию чёрного и белого цветовое видение Петербурга в «Преступлении и наказании». Цветовыми эпитетами: «в полутёмных переходах чёрных лестниц», «мышастость серых ступеней», «голубоватость стен», «небо цвета спелой дыни» [1], поэт значительно расширил стереотип «жёлтого Петербурга» Достоевского. А у Вячеслава Иванова изобразительные приемы Ф. М. Достоевского вызвали типологическое сравнение «колорист-импрессионист» [4]. «Достоевский подобно Рембрандту весь в тёмных скоплениях теней по углам замкнутых затворов, весь в ярких озарениях преднамеренно брошенного света, дробящегося искусственными снопами по выпуклостям и очертаниям впадин» [5].
Теорию полифонического романа Достоевского разработал М. Бахтин еще в 1920-е годы. По мысли ученого, особенностью романов Достоевского является «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов» [2]. Звук зачастую имеет не только семантическую нагрузку, но ещё и эмоционально-психологическую и экспрессивную. «Звук единичного голоса, голосов, сливающихся в хоре, напряженные звуки криков, стонов, воплей, стенаний часто во внеязыковом, внесловном звучании дают поразительную по силе экспрессии гамму переживаний» [6, с. 5].
Говоря о «голосе», Бахтин имеет в виду и особый статус героя у Достоевского: герой интересует писателя не как явление действительности, с социально-типическими определенными чертами, а как «особая точка зрения на мир и на себя самого» [2]. Ф.М. Достоевский глубоко проникал в суть окружающей его действительности. «Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для самого себя» [2]. Цвет, свет и звук в его произведениях выступают как средство авторской оценки происходящего и опосредованной характеристики героев. С помощью данных компонентов художественной формы автор делится с нами проблемами надежды и отчаяния, бытия человека и природы, проблемой места человека в мироздании.