Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Информационные технологии как средство повышения эффективной коммуникации юриста

Информационные технологии как средство повышения эффективной коммуникации юриста

Научный руководитель

Гарбовская Надежда Брониславовна

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

информационные технологии
LegalTech-специалисты
коммуникации

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу существующих в настоящий момент в юридической деятельности информационных технологий. Автор выделяет характерные черты этих технологий, раскрывает сущность, положительные и отрицательные стороны, а также их влияние на эффективную коммуникацию юриста в современной России. В частности, раскрывается обоснованность необходимости в LegalTech-специалистах, на основе исследования тенденций развития технологий сделаны выводы о возможностях дальнейшего внедрения информационных технологий в современность юриста в России при помощи LegalTech-специалиста.

Текст статьи

Сегодня сложно представить какую-либо сферу нашей жизни без информационных технологий. В юридической деятельности новые технологии внедряются также активно, поэтому работа становится намного рациональнее, быстрее и удобнее. Каждый юрист работает с большим объемом информации, осуществляя передачу, получение, хранение и переработку данных. Многообразие задач в работе обеспечивает необходимость работать с информационными технологиями от привычных всем текстовых редакторов до автоматизированных систем-консультантов.

Что же такое информационные технологии в юридической деятельности?

Для начала необходимо разобраться с понятием «информационная технология».

Согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ в последней редакции информационные технологии – это процессы и методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения, информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Для юриста использование информационных технологий дает ряд преимуществ, которые помогают облегчить работу и повысить эффективность:

  • повышение продуктивности за счет облегчения работы и автоматизации процесса (поиск информации, более быстрая обработка данных, доступ к хранилищу информации, сокращение издержек и максимальное удобство для участников спорных правоотношений);
  • информационное взаимодействие с другими людьми (возможность получить консультацию по любому вопросу в любом месте и в любое время);
  • экономия времени за счет автоматизации процессов. Иногда на поиск необходимой информации может понадобиться долгое время, но быстрая и удобная обработка данных, доступ к хранению всей информации, оперативная связь и возможность получить необходимые знания в ускоренном режиме значительно помогают юристу в работе;
  • получение и распространение знаний. Часто в юридической практике необходимо получить информацию по ряду вопросов у других специалистов, а также обменяться данными по какой-либо ситуации. Это помогает не затягивать бюрократические процессы, быстрее и качественнее выполнять работу.

Какие информационные технологии используются сегодня в правовой сфере?

Юридическое дело сложно представить без информационных технологий, ведь юристы работают с большим массивом данных, поэтому часто используют программы для работы с информацией.

  1. Базы данных и системы управления ими – это структурированные данные, которые позволяют быстро находить информацию и ориентироваться, например, в базе клиентов и завершенных процессов.
  2. Базы знаний и экспертные системы – это структурированное хранение знаний и сведений из различных областей, к которым юрист может получить доступ в любое время. Например, специалист может найти мнение экспертов по какой-либо проблеме из юридической практики.
  3. Информационные технологии подготовки и обработки процессуальных документов помогают автоматизировать обработку текста. Работа юриста связана с составлением документации, а различные программы помогают не допускать ошибок, форматировать и структурировать текст.
  4. Сетевые информационные технологии помогают юристу искать информацию, организовать электронный документооборот и создать цифровую подпись.
  5. Автоматизированные информационные системы помогают специалистам обмениваться служебной информацией.
  6. Справочные правовые системы – еще один популярный ресурс. Например, «КонсультантПлюс» и «Гарант» – сервисы, которые помогают юристам намного быстрее ориентироваться в законодательстве и находить все необходимые документы.

Как используются информационные технологии в юридической сфере?

Сегодня работа в юридической сфере во многом облегчается за счет использования информационных технологий. Электронный документооборот, базы данных, структурирование данных, справочные правовые системы и многие другие технологии стали неотъемлемой частью работы. Все больше компаний интересуются цифровой трансформацией, чтобы оптимизировать работу.

Согласно множественных исследований, больше половины респондентов считают, что основной задачей юридических кампаний является автоматизация процессов, ведь сегодня от юристов ждут быстрых и качественных услуг. Применение новых технологий legal technologies делает работу эффективнее, поэтому в настоящее время появились LegalTech-специалисты, которые отвечают за цифровую трансформацию юридической деятельности.

Пандемия и переход на удаленную работу повлияли на распространение LegalTech, поскольку большую часть коммуникации и покупок вынужденно пришлось перенести в онлайн. И как это случилось с другими сферами, в LegalTech ускорились многие цифровые процессы, которые раньше казались далеким будущим. Например, если раньше нужно было содержать штат юристов и консультантов, то сейчас появляется все больше сервисных компаний, которые позволяют решать юридические вопросы по подписке. Опрос юридических фирм показал, наверное, главный тренд 2021 года – возросшее желание компаний вкладывать деньги в онлайн технологии.

Кто такие LegalTech-специалисты и почему они так нужны?

LegalTech-специалисты – люди, которые помогают внедрить технологические решение в правовую сферу, чтобы автоматизировать работу юристов, а также оказывать услуги быстрее и качественнее.

Например, с внедрением новых технологий типовые договоры будут создаваться в один клик, хотя раньше на формирование документации требовалось намного больше времени. Также инструменты LegalTech помогут сократить время проверки документов при проведении сложных сделок (например, слияния и поглощения).

LegalTech-специалисты должны интересоваться не только юридической сферой, но и знать, как современные технологии могут применяться в юридическом едином информационном пространстве. При этом сам специалист может не писать программы и коды, но должен иметь представление обо всех этапах производства продукта для облегчения жизни юристам.

Цифровой трансформацией управляет руководитель, в компетенции которого входит не только знание LegalTech-инструментов, но и знание организационных структур для грамотного распределения обязанностей и коммуникаций в отделе, навык управлять и принимать управленческие решения, а также вести переговоры. Руководитель – это человек, который будет управлять цифровой трансформацией, изучать новые инструменты и технологии, чтобы оптимизировать деятельность юридического отделения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сокращение временных, трудовых и финансово-экономических затрат благодаря использованию информационных технологий как средства повышения эффективной коммуникации юриста, безусловно, произойдет, однако при этом велик риск дополнительных затрат на устранение негативных последствий информатизации юридической системы, – в частности, на ликвидацию последствий технических ошибок работы информационных технологий или «специального использования во зло» «слабых мест» информационных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новые legal technologies стремительно внедряются в систему российской юриспруденции, имеют положительный опыт их применения и требуют дальнейшего планомерного развития по таким направлениям как дальнейшее информирование граждан о возможностях и потенциале новых legal technologies, как дальнейшее развитие новых legal technologies. Обращаю внимание, на необходимость привлечения профессиональных специалистов для разработки эффективных средств внедрения и использования новых продуктов.

Список литературы

  1. Информационные системы и технологии управления: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: Юнити, 2013. - 591 c.
  2. Экономическая политика и ее инструменты (системное моделирование и информационные технологии). Труды Института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН) / Под ред. М.Г. Завельского. - М.: КомКнига, 2006. - 152 c.
  3. Технологии создания интеллектуальных устройств, подключенных к интернет: Учебник / Под ред. Приемышев А. В., Крутов В. Н., Треяль В. А., Коршакова О.А. - 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2022. – 100 с.
  4. https://www.garant.ru/
  5. https://www.consultant.ru/

Поделиться

2169

Большакова Ю. О. Информационные технологии как средство повышения эффективной коммуникации юриста // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.I.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/5042-informatsionnie-tekhnologii-kak-sredstvo-povi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (227)

Прием материалов

2 ноября - 8 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

13 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября