Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоу...

Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления на примере администрации городского округа «Город Чита»

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

муниципальная служба
муниципальный служащий
профессиональная подготовка
местное самоуправление
сотрудники местного самоуправления
профессиональное развитие человеческих ресурсов

Аннотация статьи

В статье проведен анализ деятельности Администрации городского округа «Чита» как показатель профессионального развития сотрудников, обозначены тенденции развития муниципалитета в зависимости от профессионализма муниципальных служащих. Определены направления профессиональной подготовки муниципальных служащих.

Текст статьи

В современной России муниципальная служба является особым видом профессиональной деятельности граждан. Муниципальная служба и ее осуществление требует от муниципального служащего соответствующего уровня квалификации.

Следует отметить, что сегодня профессионализм и компетентность муниципальных служащих является одним из главных условий стабильности муниципальной службы [1]. Данный принцип отражается в том, что муниципальный служащий исполняет свои должностные обязанности на профессиональной основе.

Так, в Администрации городского округа «Чита», по состоянию на 01.01.2022 года замещают выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в администрации городского округа «Город Чита» 419 человек. По возрастной структуре до 40 лет работает 43,4% муниципальных служащих, старше 40 лет – 56,6%. 99,3% муниципальных служащих имеют высшее профессиональное образование. Более 58,0% муниципальных служащих имеют стаж муниципальной службы более 10 лет.

Однако, среди руководителей, высшее образование имеют лишь 80 % сотрудников Администрации города Читы, при чем муниципальные служащие, занимающие руководящие должности, не всегда имеют образование в сфере государственное и муниципального управления.

Профессионализм и компетентность муниципального служащего возможно определить через реализацию Администрацией основных направлений. Так, по итогам 2021 года профицит бюджета в г. Чита составил 81,0 млн. руб. при утвержденном в бюджете дефиците 30,7 млн. рублей. Объем расходов муниципального дорожного фонда составил 38,0 млн. рублей. Муниципальный долг на 1 января 2022 года составил 1290,0 млн. руб., при установленном в бюджете верхнем пределе 1786,8 млн. рублей.

Работа администрации в части защиты интересов казны за 2021 год в качестве истца, ответчика и третьего лица по оконченным делам характеризуется следующим образом:

  • по 7 делам о взыскании убытков, причиненных в результате ДТП к администрации городского округа удовлетворено 1 дело на общую сумму 0,3 млн. руб., остальная сумма взыскана с подрядчиков;
  • по 6 делам о взыскании задолженности по кредитным договорам за счет наследственного имущества с администрации городского округа взыскана задолженность по 2 делам на общую сумму – 0,6 млн. руб., по остальным делам в удовлетворении исковых требований к городскому округу отказано. Задолженность взыскана с наследников.
  • по 3 делам о понуждении возместить затраты за ремонт жилого помещения по 2 делам задолженность взыскана с администрации городского округа на общую сумму – 0,3 млн. руб. В удовлетворении требований по 1 делу отказано.
  • по 9 делам о взыскании материального ущерба, причиненного в результате затопления жилых помещений в результате выпадения атмосферных осадков в 2020 году к городскому округу в удовлетворении отказано. Ущерб взыскан с управляющих компаний, Забайкальского фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
  • по 2 делам о возмещении вреда, причиненного здоровью, компенсации морального вреда. Из заявленных исковых требований удовлетворено с городского округа 0,1 млн. руб., по 1 делу отказано в полном объеме.
  • по 24 делам о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Из заявленных исковых требований удовлетворено с городского округа 2,9 млн. рублей.
  • по 6 делам о взыскании задолженности за содержание муниципального имущества в пользу управляющих компаний, ПАО «ТГК-14», АО «Читаэнергосбыт». Требования удовлетворены на общую сумму 0,6 млн. рублей.
  • по 1 делу о возмещении материального ущерба, причиненного, преступлением на общую сумму 4,7 млн. рублей. Требования удовлетворены.
  • по 1 делу о взыскании денежных средств за выполненные подрядчиком дополнительных работ в детском саду (пристройка) в отсутствие заключенного дополнительного соглашения к муниципальному контракту. В удовлетворении исковых требований к городскому округу отказано.
  • по 4 делам о признании незаконными действий (бездействия) администрации городского округа и ее структурных подразделений по искам физических лиц и юридического лица (в связи с отказом комитета образования в согласовании купли-продажи недвижимого имущества, при нахождении на иждивении несовершеннолетнего, отказом комитета по управлению имуществом в получении социальной выплаты, отказом администрации Черновского административного района во включении в список молодой семьи, отказом администрации городского округа в выплате денежных средств Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края). По 3 делам требования удовлетворены, по 1 делу в удовлетворении требований отказано.
  • по 11 делам об обязании органа местного самоуправления совершить определенные действия (изъятии земельного участка с целью выкупа, о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма, провести обследование аварийного жилья, осуществить переселение из аварийного фонда, обеспечить с частной территории жилого дома водоотведение воды, образовавшейся в результате выпадения атмосферных осадков, произвести оценку технического состояния дорог, обязании нанести дорожную разметку, установить ограждение на территории, где строительство не ведется по причине ликвидации юридического лица в целях избежания несанкционированного доступа лиц на территорию и т.д.). Требования удовлетворены.

В течение 2021 года подготовлено и подано 4 исковых заявления в Арбитражный суд Забайкальского края о взыскании денежных средств с Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Забайкальского края за предоставление из муниципального жилого фонда в 2019-2020 годах жилых помещений лицам, страдающим хроническими заболеваниями, а также за присмотр и уход в детских садах в 2017-2018 годах за детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с туберкулезной интоксикацией. Требования городского округа удовлетворены на общую сумму – 52,9 млн.рублей.

Согласно информации комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», и Управления федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю установлено, что в 2019-2020 гг., в рамках исполнения судебных решений, администрацией городского округа «Город Чита» было предоставлено 14 жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. В течение 2021 года в районные подразделения УФССП по Забайкальскому краю предъявлены исполнительные документы о взыскании денежных средств с физических и юридических лиц в пользу бюджета на общую сумму – 17,1 млн. рублей. В 2021 году в производстве комитета по финансам окончено 83 судебных дела. Начато в 2021 году и перенесено на 2022 год – 64 судебных дела [3].

В целях выполнения задачи увеличения доходов бюджета городского округа «Город Чита» в процессе исполнения бюджета администрацией городского округа принимались все меры, направленные на обеспечение наполняемости доходной части бюджета и эффективному расходованию средств.

В рамках реализации мероприятий Комплексного плана администрацией городского округа совместно с налоговыми органами продолжена работа межведомственных комиссий: по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, по легализации объектов налогообложения, на которые было приглашено 114 плательщиков. По результатам деятельности комиссий за 2021 год дополнительно поступило в бюджет 16,8 млн. рублей.

Проводилась масштабная информационная кампания по уплате налогов, взимаемых с физических лиц. В рамках кампании размещались информационные материалы Межрайонной ИФНС России №2 по г. Чите по исполнению налогоплательщиками обязанности по уплате имущественных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог), по подаче налогоплательщиками деклараций, о способах получения налоговых уведомлений, и прочим вопросам на сайте администрации городского округа «Город Чита», на информационных стендах структурных подразделений администрации городского округа «Город Чита», в местах массового сосредоточения людей (кинотеатры, отделения Почты России, общественный транспорт), направлялись письма плательщикам, у которых образовалась задолженность по налогам.

Уровень профессионализма муниципальных служащих позволил проводить ежедневный мониторинг собственных доходов, оперативное взаимодействие с администраторами доходов, применение мер принудительного взыскания задолженности, проведение претензионно-исковой работы, вручение уведомлений об уплате имущественных налогов работникам структурных подразделений администрации и информирование о наличии задолженности, позволило своевременно реагировать на динамику поступлений в течение года и принимать эффективные меры по мобилизации доходов в бюджет и эффективному использованию бюджетных средств[2]. За 2021 год отрегулировано и возвращено в бюджет городского округа невыясненных поступлений на сумму 12,5 млн. рублей.

Своевременно принимались меры по снижению задолженности по платежам в бюджет городского округа, сумма недоимки по налоговым доходам по состоянию на 01.12.2021 года составила 101,8 млн. руб., что на 67,2 млн. руб. ниже уровня недоимки, сложившейся по состоянию на 01.01.2021 года в сумме 169,0 млн. рублей [3].

В рамках выполнения Комплексного плана и муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом на 2017-2026 годы» все контрольные события наступили в установленные для них сроки, результаты реализации мероприятий находятся в пределах установленных уровней, а именно:

  • не допускались нарушения бюджетного законодательства при составлении проекта бюджета, исполнении бюджета и формировании бюджетной отчетности, что подтверждается положительными заключениями органов внешнего финансового контроля;
  • полностью были обеспечены условия для своевременности кассовых выплат при исполнении бюджета городского «Город Чита»;
  • доля расходов, распределенных по муниципальным программам, по отношению к общему объему расходов бюджета городского округа за 2021 год, составила 85 процентов (при установленном значении не менее 90). Для достижения установленного показателя дополнительно будут приняты меры по разработке и принятию муниципальных программ, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития городского округа «Город Чита» до 2030 года, в том числе: в рамках мероприятий, посвященных накоплению человеческого капитала г. Читы - МП «Создание благоприятных условий для жизни и занятости молодежи в г. Чите на 2022 – 2026 годы», в рамках экономического развития города - МП «Развитие туризма в г. Чите на 2022 – 2026 годы», в рамках пространственного развития – МП «Сбалансированное развитие административных районов г. Читы на 2022 – 2026 годы»;
  • все главные распорядители бюджетных средств городского округа охвачены оценкой качества финансового менеджмента;
  • в части управления муниципальным долгом городского округа проводились мероприятия, направленные на удержание объема муниципального долга на безопасном для городского округа уровне. В течение 2021 года муниципальный долг удалось погасить на сумму 18,7 млн. рублей и заместить коммерческий кредит бюджетным на сумму 391,3 млн. рублей, что позволило сократить расходы на обслуживание долговых обязательств на сумму 33,6 млн. рублей в год [3]. Обязательства по уплате процентов за пользование бюджетными и коммерческими кредитами также в течение года выполнялись своевременно и в полном объеме.

Также муниципальные сотрудники должны иметь не только юридическое и экономическое образование и грамотно исполнять свои должностные обязанности, они так же должны уметь работать с гражданами.

Так, Администрацией городского округа «Город Чита» получено и рассмотрено в 2021 году всего 4007 обращений граждан. 1144 обращений направили граждане через официальный сайт администрации, раздел «Виртуальная приемная», а также на электронную почту администрации. В 2021 году через портал Госуслуги. Досудебное обжалование поступило 22 жалобы [3].

В связи с ограничениями, введенными в целях принятия мер по недопущению и предупреждению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 23.03.2020 № 17, в 2021 году личные приёмы граждан не проводились. Однако руководителем администрации в течение 2021 года пять раз проводился прием устных обращений граждан в рамках прямого эфира на ГТРК «Чита». Всего в ходе этих прямых эфиров было принято 255 обращений. Кроме этого, в целях оперативного разрешения наиболее волнующих горожан вопросов, руководителем администрации неоднократно проводились и прямые эфиры в социальных сетях.

В 2021 году в адрес администрации посредством интернет-платформы «ОНФ.Помощь» направлено 555 сообщений граждан, поступивших в рамках проведения Прямой линии Президента Российской Федерации в декабре 2020 и июне 2021 года. В целом, в 2021 году вопросы улучшения жилищных условий, предоставления жилья по решению суда, переселения из аварийного жилья, предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, бездействия управляющих компаний, организации транспортного обслуживания населения, ремонта дорог, безопасности дорожного движения (обустройство пешеходных пешеходов, установка дорожных знаков и искусственных неровностей), ремонта дорог – наиболее актуальные темы обращений граждан.

С сентября 2019 года в Забайкальском крае работает интернет-портал «Голос забайкальца». В 2021 году через указанный интернет-ресурс в адрес администрации поступило 2495 сообщений граждан, в т.ч. направленных через портал обратной связи на платформе «Госуслуги». По результатам рассмотрения администрацией городского округа 2182 вопроса решены.

Муниципальные служащие постоянно повышают свой образовательный уровень самостоятельно, однако, практически все сотрудники Администрации г. Чита отмечают не достаточное количество знаний при постоянно изменяющимся законодательстве, общественной, экономической и политической ситуации.

В связи с чем необходимо совершенствовать профессиональную подготовку муниципальных служащих, в частности организовывать курсы повышения квалификации по экономическим и юридическим направлениям, проводить информирования по изменению законодательства.

Список литературы

  1. Гарифуллина А.Р., Юн Л.В. Дефицит квалифицированных кадров в органах местного самоуправления: общетеоретические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. N 3. С. 3-5.
  2. Колесников А.В. Отдельные проблемы профессиональной квалификации лиц, замещающих муниципальные должности // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2020. N 3. С. 5-8.
  3. Официальный сайт Администрации городского округа Чита // http://admin.msuchita.ru/

Поделиться

817

Капустин С. А. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов местного самоуправления на примере администрации городского округа «Город Чита» // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 23-27. URL: https://apni.ru/article/5044-sovershenstvovanie-professionalnoj-podgotovki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря