Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с использованием метода интелле...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с использованием метода интеллект-карт

Автор(-ы):

Слепченко Мария Николаевна

Колесникова Оксана Викторовна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

ранняя профориентация
метод
интеллект-карта

Аннотация статьи

В статье рассматривается эффективность использования педагогами ДОУ метода интеллект-карт в ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций К.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» находится в городе Валуйки Белгородской области, имеет благоприятное социокультурное окружение. В учреждение функционирует 16 групп для детей дошкольного возраста, где воспитывается 320 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Социальный портрет семей дошкольников имеет следующие особенности: 55% родителей имеют высшее образование, 39% среднее-специальное, 6% имеют среднее образование. Основную массу родителей составляют работники бюджетной сферы, затем идут предприниматели, и небольшой процент составляют рабочие.

Авторы статьи с большим педагогическим стажем и их всегда волновала проблема ранней профориентации. За годы работы в детском саду, через руки прошла не одна сотня детей. Они выбрали разные профессии: среди них есть врачи, швеи, водители, учителя, менеджеры, продавцы-консультанты, военные, строители и т.д.

В.А. Сухомлинский утверждал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [5, с. 6]. Поэтому дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, с развитыми продуктивным мышлением и способностями уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении.

Требования ФГОС дошкольного образования, к результатам освоения Программы дошкольников, представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации (п.4.6.): ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен выбирать себе род занятий. Пункт 2.6. – содержание Программы должно обеспечивать формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудится, приобретение личного трудового опыта – все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду. В детском саду на данном этапе, необходимо создавать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт.

Интеллект-карта (ментальная карта, mind map) – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.

Интеллект-карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. В центре всех интеллект-карт – главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра – ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [4, с. 4].

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

В старшей группе важно показать результат труда, его общественную значимость. Именно это все сделать позволяют интеллект-карты (ИК).

Причиной выбора данного метода в нашей работе явилось то, что метод интеллект-карт позволит повысить интерес детей к труду и разным профессиям, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.

По мере накопления знаний о профессиях, с целью закрепления полученного опыта дети отражали свои впечатления в творческой деятельности – составляя самостоятельно интеллект-карты, поделках из различных материалов, элементарном моделировании.

В подготовительной группе в образовательный процесс ввели понятие профессиональных праздников. Таким образом, наша страна отмечает важность труда своих граждан.

С помощью интеллект-карт дети не только пополняют свои представления новыми подробностями о профессии, но развивают свои творческие способности, что способствует положительному отношению к трудовой деятельности, понимают значимость труда в жизни людей. Дети проявляют чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Бережнее относятся к результатам труда.

Список литературы

  1.  Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников / Журнал Начальная школа, вып.7/12.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н.В. Алешина. - М.: "Педагогическое Общество России", 2000. - 128с.
  3.  Алябьева Е.А. Поиграем в профессии / занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет Издательство «ТЦ СФЕРА».
  4. Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2019 ISBN 978-5-00117-678-7.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  6. ФГОС Дошкольное образование Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384.

Поделиться

742

Слепченко М. Н., Колесникова О. В. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста с использованием метода интеллект-карт // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/5046-rannyaya-proforientatsiya-detej-doshkolnogo

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня