Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций К.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Калинка» комбинированного вида» находится в городе Валуйки Белгородской области, имеет благоприятное социокультурное окружение. В учреждение функционирует 16 групп для детей дошкольного возраста, где воспитывается 320 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Социальный портрет семей дошкольников имеет следующие особенности: 55% родителей имеют высшее образование, 39% среднее-специальное, 6% имеют среднее образование. Основную массу родителей составляют работники бюджетной сферы, затем идут предприниматели, и небольшой процент составляют рабочие.
Авторы статьи с большим педагогическим стажем и их всегда волновала проблема ранней профориентации. За годы работы в детском саду, через руки прошла не одна сотня детей. Они выбрали разные профессии: среди них есть врачи, швеи, водители, учителя, менеджеры, продавцы-консультанты, военные, строители и т.д.
В.А. Сухомлинский утверждал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [5, с. 6]. Поэтому дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.
Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, с развитыми продуктивным мышлением и способностями уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении.
Требования ФГОС дошкольного образования, к результатам освоения Программы дошкольников, представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, в которых можно выделить предпосылки формирования профессиональной ориентации (п.4.6.): ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен выбирать себе род занятий. Пункт 2.6. – содержание Программы должно обеспечивать формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудится, приобретение личного трудового опыта – все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду. В детском саду на данном этапе, необходимо создавать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт.
Интеллект-карта (ментальная карта, mind map) – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.
Интеллект-карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. В центре всех интеллект-карт – главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра – ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [4, с. 4].
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
В старшей группе важно показать результат труда, его общественную значимость. Именно это все сделать позволяют интеллект-карты (ИК).
Причиной выбора данного метода в нашей работе явилось то, что метод интеллект-карт позволит повысить интерес детей к труду и разным профессиям, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
По мере накопления знаний о профессиях, с целью закрепления полученного опыта дети отражали свои впечатления в творческой деятельности – составляя самостоятельно интеллект-карты, поделках из различных материалов, элементарном моделировании.
В подготовительной группе в образовательный процесс ввели понятие профессиональных праздников. Таким образом, наша страна отмечает важность труда своих граждан.
С помощью интеллект-карт дети не только пополняют свои представления новыми подробностями о профессии, но развивают свои творческие способности, что способствует положительному отношению к трудовой деятельности, понимают значимость труда в жизни людей. Дети проявляют чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Бережнее относятся к результатам труда.