В статье рассматривается малый сад в качестве составляющей современной застройки, градостроительные аспекты его формирования в высоко урбанизированной городской среде. Даны признаки и образная классификация малого сада.

Аннотация статьи
малый сад
архитектурный объект
эстетика
социально-культурное развитие
Ключевые слова

Возросшие масштабы застраиваемых территорий, вновь и вновь обращают архитекторов к идее малого сада, подчеркивающего эстетику построек. Обрамленный зданиями, создающими четкие границы, малый сад целесообразен в высоко урбанизированной городской среде ради создания положительно-эмоционального, оздоровительного и эстетико-художественного воздействия на человека.

Функции малых садов развиваются, что требует новых композиционных и образных решений, на основе преемственности и новаторства.

В градостроительном аспекте формирование малых садов и их функциональную организацию можно охарактеризовать в зависимости от размещения: «внутри здания», «вблизи» или «на расстоянии» от него и по доступности: «открытые», «ограниченной доступности» и «закрытые». Это определяет приемы и средства их архитектурного решения.

Сточки зрения градостроительства, малый сад – небольшой участок искусственного ландшафта, необходимый для формирования полноценной архитектурной среды [1]. Градостроительный потенциал малого сада состоит

Рис. 1. Эскиз малого сада (а)

Рис. 2. Эскиз малого сада (б)

Рис. 3. Эскиз малого сада (в)

Эскизы выполнены в рамках дисциплины «Дизайн малого сада» в использовании таких его свойств как декоративность, независимость от существующего рельефа и взаимосвязь с архитектурным объектом, компактность организации, содержательность, индивидуальность решения. Проектирование малых садов требует выработки планировочных и композиционных принципов их организации, дифференцированных подходов, базирующихся на типологии таких объектов [7].

Его ключевыми признаками, которые отличают малый сад как самостоятельный объект проектирования являются:

  • Небольшие размеры и как следствие, “картинность” восприятия;
  • Искусственный рельеф и другие ландшафтные формы, взаимосвязь с архитектурой объекта;
  • Четкие границы и определенная принадлежность;
  • Символическая нагрузка.

Малые сады располагаются, как правило, внутри архитектурного сооружения или комплекса и ландшафтной организации характеризуются как:

  • на плоском или сложном рельефе;
  • "сухие" (без водные) или с водными объектами;
  • рокарии и композиции камней, дополненные растительностью (рис.1).

Многие малые сады расположены на террасах, крышах зданий, под землей, в искусственно созданных условиях [2]. Как и любой сад, малый сад невозможен без специального инженерного решения, обеспечивающего его экологическую устойчивость. По образному характеру малые сады можно классифицировать как:

«САД-БУКЕТ» – зрительно выделенный из естественного рельефа, и, так же как, букет цветов, поставленный в вазу, представляющий декоративную композицию, имитирующую живую природу.

«ВИСЯЧИЙ САД» – расположенный, как правило, в структуре сооружения, прорастающий из его архитектурных форм и неотделимый от него.

«САД-МЕСТО ВСТРЕЧ» – расположенный вблизи оживленных участков городской среды, обеспечивающий создание уютной атмосферы социального общения, имеющий вполне ощутимые физические границы и отличающийся изобразительностью, замкнутостью композиции и изоляцией от окружения.

«САД-СИМВОЛ» – обладающий значительной символической нагрузкой и способный передать в символической форме информацию об идеальных, гармонических отношениях человека и природы.

«ЛИЧНЫЙ САД» – в котором ясно читается индивидуальное решение, авторская концепция, воплощенная в названии, способе использования, функционально-планировочной организации.

Описанные образные типы, возможно, не исчерпывают всего функционального богатства малых садов и разнообразия вариантов их композиционно-пространственного решения. Ведь малый сад призван:

  • смягчать жесткость окружающей застройки разнообразной растительностью, рельефом, водными объектами;
  • придавать индивидуальность объектам застройки, оказывать положительное влияние на экологию;
  • создавать дополнительные рекреационные пространства и площади озеленения (в современной архитектурной практике сады на крышах могут быть предусмотрены в процессе проектирования здания и стать частью благоустройства и озеленения участка);
  • обладать значительной символической нагрузкой, воплощая идеи гармонии, единства человека и природы.

Поэтому, градостроительный потенциал малого сада состоит в использовании таких его свойств как декоративность, независимость от существующего рельефа и взаимосвязь с архитектурным сооружением, компактность организации, содержательность, индивидуальность. Широкая палитра возможностей малого сада в структуре архитектурного объекта требует новых композиционных и образных решений на основе преемственности и новаторства.

Текст статьи
  1. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. Лепкович И.П. Ландшафтное искусство. - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2004.
  3. Немова Е.М. Стилистика сада. - М.: ЗАО «Фитон+», 2001.
  4. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб, 2002.
  5. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
  6. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Учеб.для вузов: Спец. «Архитектура». - М.: Архитектура-С, 2014
  7. Сидоренко, М. В. Типология малых садов / М. В. Сидоренко // Архитектура : сборник научных трудов. – 2008. – Вып. 1. – С. 94-98.
  8. Трубицына Н.А. Лимонад М.Ю. О ландшафтном архитектурном языке / Архитектон // Известия вузов.2014.
Список литературы