Главная
Конференции
Технологии, образование, наука: стратегия прорыва
Методы оценки функционального состояния студентов

Методы оценки функционального состояния студентов

Автор(-ы):

Елистратов Дмитрий Евгеньевич

Ишмухаметова Наиля Фаритовна

Ильин Сергей Николаевич

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

функциональное состояние
насосная функция сердца
физическая работоспособность

Аннотация статьи

В данной статье мы рассматриваем способы определения показателей функционального состояния организма студентов. Показаны методы определения физической работоспособности по восстановлению ЧСС (проба Руфье-Диксона), Гарвадский степ-тест. Рассмотрены способы определения показателей наносной функции сердца. К данным способам относятся метод пальпации, метод определения артериального давления. Вопросы, затрагиваемые в данной статье, представляют научный и практический интерес для специалистов в области физической культуры и спорта.

Текст статьи

Тренировка представляет собой педагогический процесс, основной задачей которой является повышение спортивных результатов, а также физической работоспособности. Сердечно-сосудистая система является одним из главных факторов, лимитирующих функциональные возможности организма, от которой зависит физическая работоспособность. Поэтому особое значение уделяется изучению состояния сердечно-сосудистой системы и оно приобретает важное научно-практическое значение для физиологии спорта при разработке путей и методов совершенствования спортивного мастерства [1, с. 60]. Особый интерес представляют адаптивные возможности сердца при изучении физической работоспособности, т.к. в качестве критерия физической работоспособности применяется частота сердечных сокращений, один из важнейших показателей деятельности сердца.

В качестве главных критериев при оценке физической работоспособности в системе тестов с использованием физических нагрузок с последующим изучением быстроты восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) учитываются, прежде всего, стандартные реакции организма на нагрузку: экономичность реакции и быстрая восстанавливаемости [2, с. 37]. Рассмотрим, как оценить физическую работоспособность по скорости восстановления ЧСС с помощью пробы Руфье – Диксона.

У испытуемого считают пульс, сидя в состоянии покоя в течение 15 с. Затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 с. После этого у него регистрируют пульс на первых и последних 15 с первой минуты восстановления. Индекс Руфье – Диксона рассчитывают по формуле:

ИР = 4 (Р1 + Р2 + Р3) – 200/10,

где: ИР – индекс Руфье – Диксона;

Р1 – ЧСС в покое сидя за 15 с;

Р2 – ЧСС за первые 15 с первой минуты восстановления;

Р3 – ЧСС за последние 15 с первой минуты восстановления.

Оценка результатов производится по таблице 1.

Таблица 1

Оценочная таблица для расчета индекса Руфье-Диксона

Баллы

Работоспособность

0 – 3

Высокая

4 – 6

Хорошая

7 – 9

Средняя

10 – 14

Удовлетворительная

15 и более

Плохая

Есть и другой способ выполнения пробы Руфье – Диксона. У испытуемого стоя измеряют ЧСС за 15 с (Р1), затем он выполняет 30 глубоких приседаний (пятки касаются ягодиц). После окончания нагрузки сразу подсчитывается ЧСС за первые 15 с (Р2), а потом за последние 15 с (Р3). Оценка производится следующим образом: Индекс Руфье = (Р2 – 70) + (Р3 – Р1) / 10.

Результат от 0 до 2,8 расценивается как хороший, средний – от 3 до 6; удовлетворительный – от 6 до 8 и плохой – выше 8.

Рассмотрим оценку физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту [2, с. 38]. Тест был разработан в Гарвардском университете (США) и является универсальным методом оценки физической работоспособности. Величина индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) оценивает скорость восстановления пульса после стандартной физической нагрузки. В состоянии покоя у испытуемого регистрируют пульс за 30 мин. и АД.

Этот тест считают промежуточным между простыми и сложными тестами. Его достоинство заключается в методической простоте и доступности. Физическую нагрузку задают в виде восхождения на ступеньку. В классическом виде Гарвардский степ-тест выполняется при 30 восхождений в минуту. Темп движений задается метрономом, частота которого устанавливается на 120 уд/мин. Подъем и спуск состоит из четырех движений, каждому из которых соответствует один удар метронома: 1 – испытуемый ставит на ступеньку одну ногу, 2 – другую ногу, 3 – опускает на пол одну ногу, 4 – опускает на пол другую. Время восхождения составляет 5 мин при высоте ступеньки: для мужчин – 50 см; для женщин – 43 см. Для детей и подростков время нагрузки уменьшают до 4 мин, высоту ступеньки – до 30 – 50 см. В тех случаях, когда испытуемый не в состоянии выполнить работу в течение заданного времени, фиксируется то время, в течение которого она совершалась.

Регистрация ЧСС после выполнения нагрузки осуществляется в положении сидя в течение первых 30 с на 2, 3 и 4-й минутах восстановления.

Функциональную готовность оценивают с помощью индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по следующей формуле:

ИГТС = t × 100 / (f1 + f2 + f3) × 2,

где: t – время восхождения, с;

f1, f2, f3 – сумма пульса, подсчитываемая в течение первых 30 с на 2, 3 и 4-й минутах восстановления.

По полученным данным используя таблицу 2 мы можем оценить уровень физической работоспособности испытуемых.

Диагностическая ценность теста повышается, если в 1-ю и 2-ю минуты восстановительного периода определять и артериальное давление, что позволит дать не только количественную, но и качественную характеристику реакции (ее тип).

Таблица 2

Оценка результатов Гарвардского степ-теста

Оценка

Величина индекса Гарвардского степ-теста

У здоровых нетренированных лиц

У представителей ациклических видов спорта

У представителей циклических видов спорта

Плохая

Меньше 56

Меньше 61

Меньше 71

Ниже среднего

56 – 65

61 – 70

71 – 60

Средняя

66 – 70

71 – 60

61 – 90

Выше средней

71 – 80

81 – 90

91 – 100

Хорошая

81 – 90

91 – 100

101 – 110

Отличная

Больше 90

Больше 100

Больше 110

Изучение показателей насосной функции сердца, к которым относятся частота сердечных сокращений (ЧСС), ударный объем крови (УОК), минутный объем крови (МОК) вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Поскольку от того как работает сердце в различных условиях двигательной деятельности, выполняя насосную функцию, во многом зависит здоровье человека, его физическая работоспособность, функциональные и резервные возможности организма. В связи с этим изучение сердечно-сосудистой системы приобретает важное теоретическое и практическое значение для физиологии спорта при разработке путей и методов совершенствования спортивного мастерства, а также при отборе в различные виды спорта.

Одним из таких методов является – пальпация (от лат. palpatio «ощупывание») – метод медицинского ручного обследования больного. Как способ изучения свойств пульса, пальпация упоминается ещё в трудах Гиппократа. Пальпация основана на осязательном ощущении, возникающем при движении и давлении пальцев или ладони ощупывающей руки. С помощью пальпации определяют свойства тканей и органов: их положение, величину, форму, консистенцию, подвижность, топографические соотношения, а также болезненность исследуемого органа.

Важнейшим показателем деятельности сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). Она находит широкое применение во врачебном контроле и спортивной практике как один из объективных показателей тренированности спортсмена, помогая тренеру осуществлять контроль за функциональным состоянием сердца. В процессе роста и развития человека ЧСС снижается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых (табл. 3). У представителей видов спорта на выносливость ЧСС в покое находиться в пределах 40-50 уд/мин. Возникает так называемая брадикардия тренированности [2, с. 51].

На лучевой артерии, после нагрузки – в области сонной артерии находят пульс или в месте прощупывания верхушечного толчка сердца. Подсчет ведется за 10 секундный интервал времени с последующим пересчетом в минуту при помощи специально разработанной таблицы. Для этого испытуемый выполняет 20 приседаний за 30 секунд. После чего находит пульс в области сонной артерии, включает секундомер, считает пульс до 10 ударов, останавливает секундомер и по таблице 10 делает пересчет ЧСС в минуту

Таблица 3

Изменение ЧСС с возрастом (по А.Г. Хрипковой, 1978)

Показа

тель

Возраст в годах

0-1

1

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Взрослые

ЧСС

140-135

120

95

92

90

88

86

84

82

80

78

76

72

Пример. Найти частоту пульса в минуту, если 10 ударов пульса произошли за 5,6 с. В первом вертикальном столбце (табл. 4), находим 5 с., а в горизонтальном ряду, идущем вправо от этой цифры, против 0,6 с., находим значение частоты пульса, которое равно 107 уд/мин. Это и есть искомая величина.

Таблица 4

ЧСС в 1 минуту по времени 10 ударов пульса

Десятые доли секунды

С

0,0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

3

200

194

188

182

176

171

166

162

158

154

4

150

146

143

139

136

133

130

127

124

122

5

120

117

115

113

111

109

107

105

103

102

6

100

99

97

96

94

93

91

90

88

87

Одним из показателей насосной функцией сердца является величина артериального давления. Артериальное давление – это давление крови в крупных артериях человека. Различают два показателя артериального давления: систолическое (верхнее) артериальное давление – это уровень давления крови в момент максимального сокращения сердца, и диастолическое (нижнее) артериальное давление – это уровень давления крови в момент максимального расслабления сердца. Артериальное давление является один из важнейших показателей функционирования организма, поэтому каждому человеку необходимо знать его величину. Чем выше уровень артериального давления, тем выше риск развития таких опасных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфаркт, почечная недостаточность.

За 30 минут перед измерением необходимо исключить прием пищи, курение, физические нагрузки и воздействие холода. Перед измерением давления необходимо спокойно посидеть или полежать (в зависимости от выбранного положения тела, при котором будет производиться измерение) и расслабиться, измерение начинается через 5 минут после отдыха в вышеуказанном положении. При измерении давления в положении сидя спина должна иметь опору, т.к. любые формы изометрических упражнений вызывают немедленное повышение артериального давления. Средняя точка плеча должна находиться на уровне сердца (4-е межреберье). В положении лёжа рука должна располагаться вдоль тела и быть слегка поднятой до уровня, соответствующего середине груди (под плечо и локоть можно подложить небольшую подушечку). Во время измерения нельзя разговаривать и делать резкие движения, если проводится серия измерений, рекомендуется менять первоначальное положение. Интервал между измерениями должен составлять не менее 15 секунд.

Манжету тонометра устанавливают на средней части плеча. Правильно подобранная и установленная манжета должна закрывать более 2/3 длины плеча. Нижний край манжеты должен находиться на расстоянии 2,5 см от верхнего края локтевой ямки (ширина двух пальцев). Трубки, по которым в манжету подается воздух, должны проходить прямо по срединной линии плеча – это важно для получения правильных результатов измерения. Не стоит затягивать манжету слишком туго, между манжетой и плечом должен помещаться палец. Положение руки (на столе или поручне) и положение манжеты нужно подобрать таким образом, чтобы манжета располагалась на уровне сердца (рис. 1) [2, с. 60].

Рис. 1. Метод определения артериального давления с использованием тонометра

Для оценки уровня артериального давления используется классификация Всемирной организации здравоохранения, принятая в 1999 году, приведенная в таблице 5.

Таблица 5

Классификация артериального давления Всемирной организации здравоохранения

Категория артериального давления*

Систолическое (верхнее) артериальное давление мм рт. ст.

Диастолическое (нижнее) артериальное давление мм рт. ст.

Норма

Оптимальное**

Менее 120

Менее 80

Нормальное

Менее 130

Менее 85

Повышенное нормальное

130-139

85-89

Гипертония

1 степень (мягкая)

140–159

90-99

2 степень (умеренная)

160-179

100-109

3 степень (тяжелая)

Более 180

Более 110

пограничная

140-149

Менее 90

Изолированная систолическая гипертония

Более 140

Менее 90

Приведенные нами методы исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном просе для оценки функционального состояния организма студентов. Применяемые методы помогут освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению физической работоспособности, правильной организации учебно-тренировочного процесса, здорового образа жизни и психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности. Вопросы, затрагиваемые в данной статье, представляют научный и практический интерес для специалистов в области физической культуры и спорта.

Список литературы

  1. Ванюшин Ю.С., Хайруллин Р.Р., Елистратов Д.Е. Значение коэффициента комплексной оценки кардиореспираторной системы для диагностики функционального состояния спортсменов // Теория и практика физической культуры. – М., 2017. – № 5. – С. 59-61.
  2. Ванюшин Ю.С., Елистратов Д.Е., Федоров Н.А. Комплексная оценка функционального состояния студентов : учебное пособие. – Казань: Изд-во «Отечество», 2014. – С. 86.

Поделиться

31172

Елистратов Д. Е., Ишмухаметова Н. Ф., Ильин С. Н. Методы оценки функционального состояния студентов // Технологии, образование, наука: стратегия прорыва : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 6 марта 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 44-49. URL: https://apni.ru/article/505-metodi-otsenki-funktsionalnogo-sostoyaniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля