Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Методы прогнозирования природных и техногенных опасностей, рисков возникновения ...

Методы прогнозирования природных и техногенных опасностей, рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, динамики их последствий, оценке ущерба

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

прогнозирование
чрезвычайные ситуации
мониторинг
предотвращение
потенциально опасные объекты
вероятность возникновения

Аннотация статьи

Природные и техногенные катастрофы страшны своей внезапностью и большой разрушительной силой. За короткое время они могут унести множество жизней, опустошить территорию, разрушить дома, коммуникации, уничтожить имущество и лишить целые регионы нормального жизненного процесса. Своевременный и качественный мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить чрезвычайные ситуации, спасти жизни людей и сократить финансовые потери.

Текст статьи

Введение. Одной из первостепенных задач государства является защита населения от чрезвычайных ситуаций. Катастрофы представляют большую опасность, так как часто происходят внезапно и наносят значительный ущерб имуществу и коммуникациям, уносят жизни людей и разрушают дома. Люди, работающие на техногенных объектах, находятся под постоянной угрозой.

Чтобы предотвратить стихийные бедствия и ликвидировать последствия, которые они приносят, требуются глубокие знания их природы, причин, механизма и способа проявления. Постоянный мониторинг ситуации, точный своевременный прогноз являются важнейшими предпосылками обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Это один из ключевых элементов процесса управления рисками.

Основная часть.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций предназначена для мониторинга, контроля и прогнозирования опасных явлений и процессов в природе, в технологической сфере и динамики их развития. Прогнозирование аварий позволяет определять масштабы бедствий, предотвращать их возникновение и организовывать эффективные мероприятия по их предотвращению [8, с. 48-49].

Мониторинг осуществляют многие учреждения и организации. Например, подразделения Росгидромета занимаются прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций гидрометеорологического характера. Эта служба следит, в том числе, за состоянием атмосферы, почвы и воды.

Сейсмические наблюдения и прогнозы землетрясений обрабатываются одновременно несколькими отделами. Среди них МЧС РФ, Госстрой, Минобороны, РАН и др.

Минприроды играет особую роль в прогнозе. Это ведомство координирует работу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также деятельность других структур, осуществляющих контроль за состоянием природы. Министерство и его подразделения организуют и контролируют:

  • Источники антропогенного воздействия на окружающую среду.
  • Растительный и животный мир.
  • Водная среда в местах сброса сточных вод и водозабора.
  • Опасные геологические явления [3, с. 13].

Социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения осуществляются и в России. Эту деятельность осуществляет Департамент здравоохранения и социального развития.

Контроль за состоянием техногенных учреждений осуществляют надзорные органы: Госатомнадзор и Госгортехнадзор России, а также подразделения, входящие в структуру федеральной исполнительной власти. Органы контроля также формируются на региональном уровне. В компаниях мониторинг и прогнозирование аварийных ситуаций осуществляют отделы охраны труда.

Качество мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций определяет эффективность снижения рисков бедствий и их масштабов.

Всероссийский центр прогнозирования при МЧС России осуществляет методическое руководство и координацию деятельности системы на федеральном уровне. В федеральных округах, субъектах Российской Федерации работу проводят региональные и территориальные управления надзора, прогнозирования и лабораторного контроля.

Система в целом включает множество межведомственных, территориальных и ведомственных подсистем. К ним относятся прежде всего:

  • Всероссийский центр видеонаблюдения.
  • Региональные подразделения, входящие в состав органов гражданской защиты и управления чрезвычайными ситуациями.
  • Сеть управления лабораториями.
  • Система экологических наблюдений.
  • Специальные учреждения и центры, подчиненные исполнительным структурам региональных и местных органов власти.

Центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в регионах и муниципалитетах осуществляют:

  • Сбор и исследование информации о возможных и потенциальных источниках опасности, причинах их возникновения, передачей этой информации в компетентные государственные органы.
  • Прогнозирование возникновения и серьезности чрезвычайных ситуаций.
  • Организационно-методическое руководство, контроль, координация деятельности подразделений территориального и регионального уровня системы.
  • Организацию и проведение контрольных анализов микробиологического и химико-радиологического состояния природных объектов, кормов, пищевого сырья, продуктов питания, воды, являющихся потенциальными источниками опасности в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
  • Создание и развитие информационной базы по чрезвычайным ситуациям, геоинформационных систем.
  • Организацию обмена информацией между территориальными центрами [6, с. 212].

Основу технического обеспечения составляют авиационно-космические и наземные средства министерств и ведомств, территориальных подразделений государственных органов, предприятий и организаций по областям компетенции.

Ключевым элементом технического обеспечения являются наземные объекты системы лабораторного контроля и наблюдения объектов гражданской обороны, подведомственных Минздраву, Росгидромету, Минсельхозу, Федеральной службе по экологическому, атомному и технологическому надзору.

Космическое и авиационное наблюдение предназначено для обнаружения и уточнения ситуаций, связанных с пожарами, наводнениями и другими масштабными природными явлениями с малой динамикой.

Кроме того, авиационные средства предназначены для получения информации о радиационном фоне, обстановке на участках разрушений, состоянии магистральных трубопроводных систем и т.д.

Они имеют большие возможности по сравнению с космическими средствами как по составу объектов наблюдения, так и по эффективности.

Функционирование системы определяется в зависимости от ситуации, величины возникшей или прогнозируемой ситуации:

  1. Повседневная деятельность.
  2. Повышенная готовность.
  3. Чрезвычайная ситуация.

Прогнозирование и мониторинг направлены на достаточно широкий круг объектов. Их состав зависит от управленческих задач и целей.

К наиболее актуальным направлениям относятся прогнозы:

  • Вероятность возникновения источников опасности (техногенные аварии, природные и экологические катастрофы, болезни животных, эпидемии и т.п.) и масштабы ЧС, площадь пораженных территорий.
  • Возможные продолжительные последствия при ЧС определенных масштабов, типов, временных интервалов, их совокупностей.
  • Потребность в ресурсах и рабочей силе для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для решения этих задач используются соответствующие методы. Результаты прогнозирования и мониторинга служат основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, целевых программ и решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций [7, с. 3].

В последнее время активно используются методы планирования, основанные на анализе рисков чрезвычайных ситуаций. Его основными задачами являются:

  • Обнаружение и идентификация потенциальных источников стихийных бедствий на конкретной территории.
  • Оценка частоты/вероятности возникновения аварийных ситуаций.
  • Прогнозирование последствий воздействия опасных факторов на население.

Изучение источников осуществляется на начальном этапе анализа рисков. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций расследуются, в результате чего:

  • Нормальная жизнь людей на соответствующих территориях серьезно нарушена.
  • Возможна потеря населения или ущерб здоровью значительного числа людей.
  • Возможны значительные материальные потери.
  • Возможный ущерб природе.

При выявлении источников опасности особое внимание уделяется объектам, отнесенным к потенциально опасным. В ходе анализа оценивается техническое состояние, вероятность и степень угрозы для местных жителей, проживающих рядом с ними. Также анализируются объекты, находящиеся в зоне вероятных неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений [2, с. 8].

На втором этапе исследования оценивается вероятность возникновения аварий, стихийных бедствий, техногенных природных катастроф. Анализируется сумма возможного ущерба от них. Все эти показатели, по сути, характеризуют уровень риска соответствующих опасных ситуаций.

Оценку вероятности возникновения аварий на предприятиях и их последствий осуществляют руководители и ответственные специалисты этих предприятий.

Прогнозирование рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, техногенными природными катастрофами, стихийными бедствиями, которые возможны на территориях субъектов и общин, осуществляется компетентными районными центрами.

Оценка вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории страны осуществляется МЧС в тесном взаимодействии с другими соответствующими органами исполнительной власти [5, с. 384].

Чрезвычайная ситуация – ситуация на территории, сложившаяся в результате опасного явления, стихийного бедствия/техногенного бедствия, стихийного бедствия, повлекшего или могущего причинить вред здоровью либо гибель людей, ущерб окружающей среде, значительный материальный ущерб, нарушение нормальной жизни населения.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным основаниям. В зависимости от масштаба различают чрезвычайные ситуации местного, муниципального, межмуниципального, регионального и федерального значения.

Локальные – это ситуации и нарушения условий жизни населения, не выходящие за границы объекта. Количество пострадавших или погибших в таких случаях не превышает 10 человек, а сумма ущерба природе и имуществу не превышает 100 000 рублей.

Муниципальные чрезвычайные ситуации - ситуации, при которых зона поражения не выходит за пределы населенного пункта или внутригородской зоны (в городах федерального значения). Количество пострадавших в таких случаях не превышает 50 человек, а сумма ущерба не превышает 5 млн рублей.

Межмуниципальные чрезвычайные ситуации – это ситуации, когда пострадавший район включает в себя два или более населенных пункта, район между населенными пунктами или внутригородскую территорию. Число пострадавших по этому делу составляет более 50 человек, а сумма ущерба не превышает 5 млн рублей.

Региональные чрезвычайные ситуации – это ситуации, когда зона поражения находится в пределах границ одного субъекта Российской Федерации. Число пострадавших составляет более 50 человек, а сумма ущерба не превышает 500 млн рублей.

Чрезвычайными ситуациями федерального значения считаются ситуации, когда число погибших и пострадавших превышает 500 человек или сумма ущерба составляет более 500 млн рублей [9, с. 285-286].

Тип ЧС:

  • Техногенные. Возникновение таких ситуаций связано с техническими объектами. К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся пожары, взрывы, выбросы радиоактивных веществ, аварии на химических предприятиях, обрушения конструкций, транспортные аварии и др.
  • Природные. К ним относятся землетрясения, извержения вулканов, ураганы, штормы, торнадо, цунами, лесные пожары, оползни и т. д.
  • Экологические. Это ненормальные изменения в природной среде. Это может быть разрушение озонового слоя, загрязнение биосферы, кислотные дожди и т.д.
  • Биологические. К ним относятся болезни животных, эпидемии и т. д.
  • Социальные. Такие чрезвычайные ситуации случаются в обществе. Среди них: этнические конфликты, теракты, войны, насилие, геноцид и т.д.
  • Антропогенный. Такие чрезвычайные ситуации возникают из-за ошибочных действий человека.

В связи с возникновением чрезвычайных ситуаций их делят на преднамеренные и случайные. К первым относятся, например, теракты, экстремистские и иные умышленные действия.

В большинстве случаев аварийные ситуации носят случайный характер. Однако это не означает, что их возникновение не регулируется законом.

Причины ЧС можно разделить на:

  • Внутренние. Появление этих причин обусловлено сложностью технологий, недостаточной квалификацией рабочих, недостатками конструкции, моральным и физическим износом оборудования, недостаточной технологической и трудовой дисциплиной.
  • Внешние. К ним относятся терроризм, внезапная остановка поставок технологической продукции, источников энергии, стихийные бедствия и т.д.

Изучение причин и развития чрезвычайных ситуаций различного типа указывает на одну общую черту всех ситуаций – их стадийность. Есть 5 уровней:

  1. Накопление негативных воздействий, способствующих возникновению аварии.
  2. Развитие катастрофы.
  3. Экстремальный уровень. Это высвобождает большую часть энергии.
  4. Уровень затухания.
  5. Этап ликвидации последствий [4, с. 27].

Возникновение чрезвычайных ситуаций определяется наличием так называемого остаточного риска. Согласно его концепции, абсолютная безопасность невозможна. Соответственно, принимается такая степень, которую компания принимает в определенный период времени.

Для возникновения чрезвычайной ситуации необходимо:

  • Источник опасности. Это могут быть высоконапорные, ядовитые, взрывоопасные, радиоактивные вещества и т.д.
  • Действие фактора риска. К ним относятся, например, взрыв, воспламенение, выделение газа и т. д.
  • Нахождение людей, сельскохозяйственных угодий, животных, имущества в очаге.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций – это не только человеческие потери, но и материальный ущерб, выраженный в денежном эквиваленте. Оценка материального ущерба требуется при классификации чрезвычайных ситуаций, определении размера бюджетных отчислений из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансирование аварийно-спасательных работ после чрезвычайных ситуаций, оказание социальной помощи гражданам (выплата различных компенсаций пострадавшим).

Согласно действующей классификации чрезвычайных ситуаций основными критериями отнесения чрезвычайной ситуации к чрезвычайной ситуации соответствующего характера являются количество погибших и (или) нанесенного вреда здоровью людей, а также размер причиненного окружающей среде и имуществу ущерба (размер материального ущерба).

Оценка материального ущерба от чрезвычайных ситуаций является основой для определения характера чрезвычайных ситуаций, обеспечения источника финансирования мероприятий по ликвидации их последствий и планирования мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций [1].

Методика устанавливает общие положения, на основании которых осуществляется оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций предполагает определение размеров следующих компонентов:

  • Оценка размера ущерба жизни и здоровью людей, имуществу и недвижимому имуществу.
  • Оценка размера ущерба имуществу государственных и муниципальных учреждений.
  • Оценка степени ущерба окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Заключение. Чрезвычайные ситуации негативно сказываются на развитии экономики и государства в целом. Когда они происходят, ресурсы перенаправляются на устранение последствий.

В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации существующие программы социально-экономического развития могут быть прерваны, так как средства используются для восстановления нормальных условий жизни населения в пострадавшем районе.

В регионе, где возникла чрезвычайная ситуация, может возникнуть безработица, вероятно падение производства.

Поэтому своевременный и качественный мониторинг и прогнозирование позволяют предотвратить последствия, спасти жизни и снизить финансовые потери.

Список литературы

  1. Абрахин С.И. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с применением ГИС технологий. Современные наукоемкие технологии. 2008. № 3. С. 20.
  2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Учебное пособие. В. А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. М. Высшая школа, 2007.
  3. Безопасность жизнедеятельности. Гриценко В. С. Уч. Пос. МЭСИ, 2004, - 244с.
  4. «Безопасность жизнедеятельности» – С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. Ф. Козьяков, Л. Л. Морозова, В. С. Спиридонов, В. П. Сивков, Д. М. Якубович. Высшая школа, М. 2000.
  5. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под ред. Э.А. Арустамова - М.: Изд-во «Дашков и К°», 2006. – 476 с.
  6. Блинов С. Ю., Зверев А. П. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. – СПб. 2014. – 218с.
  7. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Фалеев М.И. Безопасность жизнедеятельности: Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие для вузов. Высшая школа. Изд. 2-е, перераб. 2007.
  8. Петров С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебн. пособие / С.В. Петров, В.А. Макашев. - М.: ЭНАС, 2008. - 224 с.
  9. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: Лань, 2001. – 448с.

Поделиться

2184

Хадзегов А. С., Крейтор В. П. Методы прогнозирования природных и техногенных опасностей, рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, динамики их последствий, оценке ущерба // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 28-32. URL: https://apni.ru/article/5050-metodi-prognozirovaniya-prirodnikh-i-tekhnoge

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января