Главная
Конференции
Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук
Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспит...

Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

декоративно-прикладное искусство
развитие
эстетическое отношение
дошкольник

Аннотация статьи

В наше время интерес к проблеме художественно-эстетического воспитания детей является стабильно устойчивым.Современные исследования (Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-прикладного искусства как средства развития эстетических чувств, формирования начал эстетического отношения к действительности как средства эстетического воспитания детей.

Текст статьи

В настоящее время особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Наблюдения за дошкольниками по методике Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой «Комплекс умений и способностей художественно-эстетического воспитания у дошкольников» показали, что большинство детей (46,7%) не владеют основными средствами выразительности и практическими умениями не могут создать художественный образ. 33,3% воспитанников пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности; отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены); иногда испытывают затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках. Только 20% участников диагностики создали (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений и высказали эстетические суждения и оценки.

Авторов заинтересовала проблема эстетического отношения дошкольников к окружающему миру. Педагоги считают, что приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции. Формируются образные представления, развивается мышление, воображение.

Таким образом, приобщение подрастающего поколения к эстетическим взглядам, восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать эту красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, содействует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.

Признаком мира, в котором живет ребёнок, является многообразие социальных ориентиров, представлений и знаний, которые образовались в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся к осмыслению педагогического процесса в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Большое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение вечных ценностей. К таким ценностям относится художественное мышление предков, выраженное в произведениях народного искусства, никогда нестареющее и не утрачивающее своей привлекательности.

Особое внимание к данному виду искусства закономерно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных организациях. В нынешнее время почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - гжельские чашки, хохломские ложки, тканые изделия, городецкие шкатулки, дымковские игрушки. В дошкольных организациях в группах раннего возраста дети знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, каталками, игрушкой-забавой и т.д.). В группах дошкольного возраста педагоги знакомят детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, филимоновской игрушкой, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Исследователи детского изобразительного творчества, искусствоведы, А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Н.Б. Халезова, Т.С. Шацкий, Т.Я. Шпикалова и др., отмечали важную роль народного искусства в целях воспитания детей. По их мнению, знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, побуждает в воспитанниках ярчайшие представления о Родине, о ее культуре, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.

За период дошкольного возраста происходят изменения восприятия, от обычных попыток рассмотреть и ощупать предмет, не отвечая на вопрос, каков он, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя более заметные особенности.

Познание ребёнком системы сенсорных эталонов существенно перестраивает его восприятие, поднимая ребенка на более высокий уровень. В процессе познания дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, главную роль при этом играет формирование у них обобщенных приемов обследования предметов. От приемов обследования зависит структура формируемых образов.

Анализ педагогической деятельности позволил выявить следующие противоречия:

– между высоким развивающим потенциалом применения декоративно-прикладного искусства и его недостаточной востребованностью в образовательном процессе;

– между изученностью сущностных и структурных особенностей декоративно-прикладного искусства и слабой теоретико-методической разработанностью возможностей его использования в качестве средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для повышения уровня эстетического восприятия у детей дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства.

Название «декоративно-прикладное искусство» происходит от лат. decoro − украшаю, а в термине «прикладное» обозначает то, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные потребности в эстетике.

Выделяют несколько общих художественных принципов, традиционных для народного искусства: утилитарность, тесное, всецелое соединение произведений народного искусства с окружающей действительностью, единство материала и технического приема, традиционность, коллективная природа творчества, близость к детскому творчеству, наглядная декоративность, праздничность впечатления.

Ознакомление детей с народным искусством опирается на принцип общей дидактики − систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, связи с жизнью, наглядности. Народное искусство − фактор гармонического развития личности. Посредством знакомства с таким искусством происходит обогащение внутреннего мира ребёнка, у детей пробуждаются патриотические чувства. Искусство народных умельцев хранит и передаёт потомкам национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к действительности.

Прямой классификации жанров декоративного искусства не существует. Обычно их различают по признакам материала, техники исполнения и типам назначения.

Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в дошкольной организации, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства. Поистине, изделия народных мастеров, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка — это проявление таланта, искусства и неиссякаемого оптимизма мастеров из народа. Великолепные образцы народного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, своему краю.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мировоззрение ребенка, обладает эстетической, нравственной, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Народное искусство, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит звуками, ощущениями, формами, красками [20].

Кроме ряда знаний художественных произведений, ребёнок должен приобрести некоторый объём сведений из сферы теории и истории народного искусства. Художественно-эстетическое воспитание средствами народного искусства требует развития в ребёнке способности правильно понимать явления красоты.

За период дошкольного возраста происходят изменения восприятия, от обычных попыток рассмотреть и ощупать предмет, не отвечая на вопрос, каков     он, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя более заметные особенности.

В учебнике дошкольной педагогики под редакцией В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой, эстетическое воспитание определено как «систематическое целенаправленное воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирование активной личности, способной оценивать и воспринимать прекрасное в труде, природе, общественных отношениях с позиции эстетического идеала общества, а также потребности в эстетической деятельности, преобразовании действительности «по законам красоты» [9].

Ветлугиной дано следующее определение эстетическому воспитанию — это развитие способности чувствовать, воспринимать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам «красоты» [2].

Только эстетически развитый человек будет испытывать постоянную необходимость в воспитывающем и формирующем личность влиянии большого искусства. Педагоги разделяют точку зрения А.А. Мелик-Пашаева о том, что практически единственную возможность решить серьезные воспитательные задачи становления целостной личности, личности творчески направленной, владеющей опытом созидательного, гармоничного, эстетического отношения к миру, представляет собой интегрированный художественный цикл: литература, музыка, изобразительное искусство. Эти предметы, в силу специфики их содержания, способны оказывать гуманное и духовное воздействие на внутренний мир растущего человека. В данном случае эстетическое воспитание понимается не как развитие у ребенка отдельных качеств (художественных способностей), а «становление целостной личности на основе ее эстетического опыта, где соприкосновение со сферой эстетического приводит к глубоким позитивным изменениям личности…» [15].

Таким образом, теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод, что формирование творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и оригинально решать проблемы в жизни, является условием последующего развития личности индивида, его благополучной творческой деятельности. Поэтому актуальным является поиск наиболее эффективных средств художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств. – М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок»: Монография [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: «Педагогика», – 1972. – 285 с.
  3. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.
  4. Выготский, Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки. – 3-е изд. М., 1991.
  5. Выготский, Л. С. Психология искусства. М.: искусство, 1986. 572 с.
  6. Грибанова, М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: на материале изобразительного искусства: дисс. … канд. пед. наук / М. В. Грибанова; ПГПУ. – Пермь, 1999. – 157 с.
  7. Грибовская, А.А. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного декоративного искусства: автореф. дисс.. к.п.н. М. 1988.
  8. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст].: метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений /Т.Н. Доронова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.
  9. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. М Логиновой, П. Г. Саморуковой - М.: Просвешение.1988.-256с.
  10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошк. Учреждений / Т. С. Комарова. М.: Мнемозина, 1995. -160 с.
  11. Комарова, Т.С. Сакулина, Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - Москва; 1991. - 256 с.
  12. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов / Б.Т.Лихачев. – М. Просвещение, 1985. - 176 с.
  13. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / И.А. Лыкова. -М.: Карапуз, 2007. - 140с.
  14. Лыкова, И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб.и доп.
  15. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно- творческого развития школьников // Вопросы психологии, 1989, № 1
  16. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 80 тыс. слов и фразеологических выражений / С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. Российская академия наук. Институт русс. яз. Им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
  17. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, - 2005. – 168 с.
  18. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Под ред. Т. Г. Казаковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с.
  19. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду. [Текст] - М.: Просвещение, 1972. – 78 с.
  20. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А.И. Пискунова и др. Сост. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. 584 е., Т. 2. - 440 с.
  21. Халезова, Н. Б. и др. Лепка в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 144 е., ил.
  22. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - М.: изд-во «Просвещение», 1979.
  23. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя. 2-ое изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1979. - 192 е.: ил.

Поделиться

1396

Борзенкова М. И., Смурыгина Т. М., Косова О. А., Гранкина И. Г. Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 132-137. URL: https://apni.ru/article/5051-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря