В настоящее время особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Наблюдения за дошкольниками по методике Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой «Комплекс умений и способностей художественно-эстетического воспитания у дошкольников» показали, что большинство детей (46,7%) не владеют основными средствами выразительности и практическими умениями не могут создать художественный образ. 33,3% воспитанников пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности; отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы (не выявлены); иногда испытывают затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках. Только 20% участников диагностики создали (соответственно возрасту) разнообразные-тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений и высказали эстетические суждения и оценки.
Авторов заинтересовала проблема эстетического отношения дошкольников к окружающему миру. Педагоги считают, что приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, дети испытывают положительные эмоции. Формируются образные представления, развивается мышление, воображение.
Таким образом, приобщение подрастающего поколения к эстетическим взглядам, восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать эту красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, содействует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.
Признаком мира, в котором живет ребёнок, является многообразие социальных ориентиров, представлений и знаний, которые образовались в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся к осмыслению педагогического процесса в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Большое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение вечных ценностей. К таким ценностям относится художественное мышление предков, выраженное в произведениях народного искусства, никогда нестареющее и не утрачивающее своей привлекательности.
Особое внимание к данному виду искусства закономерно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных организациях. В нынешнее время почти в каждой семье есть произведения народных мастеров - гжельские чашки, хохломские ложки, тканые изделия, городецкие шкатулки, дымковские игрушки. В дошкольных организациях в группах раннего возраста дети знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, каталками, игрушкой-забавой и т.д.). В группах дошкольного возраста педагоги знакомят детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, филимоновской игрушкой, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.
Исследователи детского изобразительного творчества, искусствоведы, А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Н.Б. Халезова, Т.С. Шацкий, Т.Я. Шпикалова и др., отмечали важную роль народного искусства в целях воспитания детей. По их мнению, знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, побуждает в воспитанниках ярчайшие представления о Родине, о ее культуре, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.
За период дошкольного возраста происходят изменения восприятия, от обычных попыток рассмотреть и ощупать предмет, не отвечая на вопрос, каков он, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя более заметные особенности.
Познание ребёнком системы сенсорных эталонов существенно перестраивает его восприятие, поднимая ребенка на более высокий уровень. В процессе познания дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, главную роль при этом играет формирование у них обобщенных приемов обследования предметов. От приемов обследования зависит структура формируемых образов.
Анализ педагогической деятельности позволил выявить следующие противоречия:
– между высоким развивающим потенциалом применения декоративно-прикладного искусства и его недостаточной востребованностью в образовательном процессе;
– между изученностью сущностных и структурных особенностей декоративно-прикладного искусства и слабой теоретико-методической разработанностью возможностей его использования в качестве средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для повышения уровня эстетического восприятия у детей дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства.
Название «декоративно-прикладное искусство» происходит от лат. decoro − украшаю, а в термине «прикладное» обозначает то, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные потребности в эстетике.
Выделяют несколько общих художественных принципов, традиционных для народного искусства: утилитарность, тесное, всецелое соединение произведений народного искусства с окружающей действительностью, единство материала и технического приема, традиционность, коллективная природа творчества, близость к детскому творчеству, наглядная декоративность, праздничность впечатления.
Ознакомление детей с народным искусством опирается на принцип общей дидактики − систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, связи с жизнью, наглядности. Народное искусство − фактор гармонического развития личности. Посредством знакомства с таким искусством происходит обогащение внутреннего мира ребёнка, у детей пробуждаются патриотические чувства. Искусство народных умельцев хранит и передаёт потомкам национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к действительности.
Прямой классификации жанров декоративного искусства не существует. Обычно их различают по признакам материала, техники исполнения и типам назначения.
Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в дошкольной организации, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства. Поистине, изделия народных мастеров, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка — это проявление таланта, искусства и неиссякаемого оптимизма мастеров из народа. Великолепные образцы народного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, своему краю.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мировоззрение ребенка, обладает эстетической, нравственной, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Народное искусство, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, мыслит звуками, ощущениями, формами, красками [20].
Кроме ряда знаний художественных произведений, ребёнок должен приобрести некоторый объём сведений из сферы теории и истории народного искусства. Художественно-эстетическое воспитание средствами народного искусства требует развития в ребёнке способности правильно понимать явления красоты.
За период дошкольного возраста происходят изменения восприятия, от обычных попыток рассмотреть и ощупать предмет, не отвечая на вопрос, каков он, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя более заметные особенности.
В учебнике дошкольной педагогики под редакцией В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой, эстетическое воспитание определено как «систематическое целенаправленное воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирование активной личности, способной оценивать и воспринимать прекрасное в труде, природе, общественных отношениях с позиции эстетического идеала общества, а также потребности в эстетической деятельности, преобразовании действительности «по законам красоты» [9].
Ветлугиной дано следующее определение эстетическому воспитанию — это развитие способности чувствовать, воспринимать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам «красоты» [2].
Только эстетически развитый человек будет испытывать постоянную необходимость в воспитывающем и формирующем личность влиянии большого искусства. Педагоги разделяют точку зрения А.А. Мелик-Пашаева о том, что практически единственную возможность решить серьезные воспитательные задачи становления целостной личности, личности творчески направленной, владеющей опытом созидательного, гармоничного, эстетического отношения к миру, представляет собой интегрированный художественный цикл: литература, музыка, изобразительное искусство. Эти предметы, в силу специфики их содержания, способны оказывать гуманное и духовное воздействие на внутренний мир растущего человека. В данном случае эстетическое воспитание понимается не как развитие у ребенка отдельных качеств (художественных способностей), а «становление целостной личности на основе ее эстетического опыта, где соприкосновение со сферой эстетического приводит к глубоким позитивным изменениям личности…» [15].
Таким образом, теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод, что формирование творчески активной личности, которая обладает способностью эффективно и оригинально решать проблемы в жизни, является условием последующего развития личности индивида, его благополучной творческой деятельности. Поэтому актуальным является поиск наиболее эффективных средств художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.