Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Личностные детерминанты переживания кризиса идентичности в ранней зрелости

Личностные детерминанты переживания кризиса идентичности в ранней зрелости

Автор(-ы):

Берлизева Анастасия Витальевна

Рецензент

Шарапов Михаил Михайлович

Секция

Психология

Ключевые слова

детерминанты
кризис
идентичность
ранняя зрелость
личность

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрено понятие идентичности. Также рассмотрены причины и особенности кризиса идентичности людей ранней взрослости.

Текст статьи

Изучение идентичности личности имеет многовековую историю и связано с развитием философских подходов к проблеме становления индивидуальности человека, его экзистенциальных взглядов, осознания своего места и роли в обществе, сходства с другими людьми и отличия от них.

Интерес философов, психологов и педагогов к исследованию идентичности вызван тем, что она определяет жизненную позицию человека в процессе воспитания и обучения, жизнедеятельности в целом. В связи с мощным влиянием социально-политических и религиозных факторов на становление негативной идентичности в самосознании современной молодежи проблема кризиса идентичности становится одной из важнейших, что также объясняет популярность исследований идентичности.

В работах зарубежных и отечественных авторов можно выделить четыре подхода к изучению идентичности: психоаналитический подход (А. Ваттерман, Дж. Марсиа, Э. Эриксон), символический интеракционизм (И. Гоффман, Л. Краппман, Дж. Мид, Г. Фогельсон, Ю. Хабермас), когнитивно-ориентированный подход (Г. Брейкуэлл, Г. Теджфел, Дж. Тёрнер), интегративный, который представили такие авторы, как К. Уилбер и В.В. Козлов. В социальном контексте идентичность определяется Э. Эриксоном как личностное образование, которое отражает внутреннюю солидарность человека с социальными идеалами и стандартами – это те характеристики личности, благодаря которым человек делит мир на похожих и не похожих на себя. По Эриксону, идентичность – это определённая форма соответствия человека и культуры [11, с. 340].

В отечественной психологии проблеме становления идентичности посвящены работы К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Антоновой, М.Р. Гинзбурга, И.С. Кона, Е.Н. Ермолаевой, Ю.Г. Овчинниковой, В.Р. Орестовой, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, В.Н. Павленко, Г.В. Соколовой, И.И. Чесноковой.

Большое значение идентичности как уподоблению и приспособлению придавал Б.Ф. Поршнев в своих научных трудах.

Популяризатором исследований различных аспектов идентичности в отечественной науке стал И.С. Кон. Важным вкладом И.С. Кона было то, что он интерпретировал идентичность как условный конструкт личности [8, с. 64].

Из современных исследований в области идентичности необходимо отметить работы Е.Л. Солдатовой и И.А. Шляпниковой, авторов концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека. Эго-идентичность рассматривается ими как центральное новообразования нормативного кризиса [7, с.29].

Проблема идентичности у взрослых детей с инвалидностью изучалась М.Н. Губиной и Е.В.Гуровой [3, 4]. Показано, что постоянный стресс и тревога, депрессия родителей провоцирует формирование в семье дисгармоничных отношений с ребенком. Это может проявляться в различных формах: гиперопека или гиперпротекция, чрезмерные требования или полное отсутствие таковых, неразвитость родительских чувств и т.д. В такой ситуации взрослеющий ребенок остается не только физически зависим от родителей, но и эмоционально. Пассивная жизненная позиция не способствует формированию его эго-идентичности [4, с.48].

Тем не менее, несмотря на большое число работ как зарубежных, так и отечественных психологов, понятие идентичности остается малоизученным. В исследованиях затрагивается лишь типология и структура конкретных типов идентичностей. Отметим, что исследования идентичности зарубежных и отечественных психологов чаще всего касаются подросткового возраста. До сих пор малоизученными остаются такие аспекты проблемы идентичности, как становление идентичности в ранней зрелости. А работы, посвящённые изучению такого варианта становления идентичности, как негативная идентичность, встречаются крайне редко.

Анализ понятия «негативная идентичность» может быть продуктивен при описании и определении его природы, исходных теоретических позиций.

Известно, что негативная идентичность является результатом неразрешённых возрастных кризисов. Главная задача личностного развития в период юности – поиск своего места в жизни и установление значимости своей роли в мире взрослых. Данный этап нередко тяжело переживается молодыми людьми и носит характер кризиса. Если молодые люди не желают справляться с данным кризисом и пытаются избежать решения данной проблемы, то это может привести к задержке развития личности.

По мнению К.Г. Юнга, кризисным моментом периода ранней зрелости является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не соответствуют его представлениям [11, с. 337]. Чаще всего, это связано с большими ожиданиями, недооцениванием влияния внешних трудностей, негативизмом или чрезмерным оптимизмом.

Э. Эриксон писал, что формы идентичности пластичны и динамичны. Основным содержанием кризиса встречи со взрослостью является кризис идентичности, так как он возникает при переходе от одной стадии, которая характеризуется определённой формой идентичности, на другую [10, с. 114]. Э. Эриксон определяет кризис идентичности как формирование идентичности в противовес ролевой неопределённости. Кризис идентичности требует от человека переосмысления своих отношений с окружающими, своей роли в обществе. Особенно важна перестройка отношений с родителями, так как взрослеющий человек уже не может быть опекаемым и управляемым. Следует подчеркнуть, что, по словам Э. Эриксона, для кризиса идентичности нормален период «спутанной» идентичности (потери самого себя) [там же, с. 37].

Кризис идентичности в период ранней зрелости может дополниться или последовательно смениться кризисом интимности. Общение с другими людьми может при этом казаться человеку стереотипным, а сам он может оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение в этот период приобретает чувство одиночества. Следует отметить, что именно чувство, а не фактическое одиночество. Вокруг молодого человека могут быть по-прежнему его родные, друзья, коллеги, но при этом он считает себя оторванным от людей и мира. Так как идентичность динамична, кризисы идентичности неизбежны, более того, они даже необходимы для развития личности. Положительным результатом кризиса идентичности в период ранней зрелости является приобретение взрослой идентичности.

Кризис идентичности переживают те молодые люди, которые не смогли успешно разрешить кризис подросткового возраста или находятся в статусе моратория (ещё находящиеся в процессе поиска себя). Те, кто находится в статусе моратория, переживают кризис особенно остро. Им потребуется квалифицированная психологическая поддержка, так как возникает необходимость решения проблемы двух кризисов одновременно.

Пытаясь избежать кризиса идентичности, некоторые молодые люди спешат с самоопределением, смиряются с сознанием предопределённости, не раскрывают свой потенциал. Другие растягивают кризис на неопределённое время, растрачивая свою энергию на мысли о самоопределении. Иногда диффузная идентичность находит выражение в негативной идентичности, при которой личность принимает опасную или социально нежелательную роль.

Указывает Н.А. Самойлик, «переживание кризиса идентичности представляет комплексную структуру и выражается в дестабилизации личностной, социальной и деятельностной сфер» [6, с. 53].

Если для прохождения кризиса не созданы благоприятные условия, то может возникнуть эффект отвержения, который проявляется во враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом у молодых людей возникают тревога, опустошение и изоляция от окружающего мира.

Проявлениями кризиса идентичности в период ранней зрелости являются: боязнь близкого общения с другими людьми, изоляция, установление только формальных отношений с окружающими, неуверенность в себе, потеря гармонии со временем, отсутствие идеального «Я» (поиск кумиров и полное их копирование).

Последствиями неразрешенного кризиса идентичности могут быть: утрата предсказуемости поведения личности, устаревание ценностей, которые раньше были ведущими, возврат к архаичным ценностям, пассивность или чрезмерная активность как реакция на новую ситуацию, чувство дезориентации.

При неразрешённом кризисе идентичности может возникнуть негативная идентичность – презрительное и враждебное отношение к той социальной роли, которая считается нормальной в ближайшем окружении.

Негативная идентичность приводит к различным протестам. Такие явления могут быть преодолены достаточно легко, а могут стать причиной девиантного поведения, появления психозов и неврозов.

Список литературы

  1. Андреева, Г. М. (2011) К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций. Психологические исследования, № 6 (20), статья 1.
  2. Аринушкина Н.С. Нравственная регуляция поведения у лиц с позитивной и негативной личностной идентичностью // Изв. Саратов. ун-та. Нов. сер. «Акмеология образования. Психология развития». 2012. Т. 1, № 3. С. 33–36.
  3. Губина М.Н., Гурова Е.В. Эго-идентичность у юношей и девушек с инвалидностью // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. М.: МГППУ, 2018. С. 358-362.
  4. Губина М.Н., Гурова Е.В. Эго-идентичность у взрослых детей с инвалидностью в зависимости от характера детско-родительских отношений // Возможности и риски цифровой среды. М.: МГППУ, 2019. С. 48-52.
  5. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КанонПресс-Ц, 2000. 124 с.
  6. Самойлик Н.А. Социально-психологические факторы переживания кризиса идентичности в период юношества // Вестн. НГУ. Сер. Психология». 2012. Т. 6, № 2. С. 52–56.
  7. Солдатова Е.Л., Шляпникова И.А. Связь эго-идентичности и личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 29-33.
  8. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. – М.: Психотерапия, 2007 - 528 с.
  9. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: Методическое пособие. М.: Ин-т психотерапии, 2003. - 302 с.
  10. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016.
  11. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2017.

Поделиться

438

Берлизева А. В. Личностные детерминанты переживания кризиса идентичности в ранней зрелости // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/5054-lichnostnie-determinanti-perezhivaniya-krizis

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня