Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государственных и муниципальных образований стали неотъемлемой сферой деятельности многих компаний, выступающих на рынке в качестве поставщиков, при этом для их устойчивого развития экономико-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности, необходимо четко отслеживать тенденции и новеллы законодательства в этой сфере.
С 2022 года система закупок непрерывно дополняется мерами, направленных на поддержку и защиту прав поставщиков в условиях нестабильного рынка, а также для уменьшения влияния санкций, наложенных прежде всего на российских производителей.
Ранее законом от 05.04.2013 года N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также от 18.07.2011 года N223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусматривалась возможность проведения закупочных процедур как в бумажном так и в электронном виде, однако в настоящее время заказчики вправе проводить процедуру в бумажном виде исключительно для закрытых аукционов и конкурсов, содержащих сведения государственной тайны. Для обеспечения прозрачности ведения закупочной деятельности и для обеспечения свободной конкуренции для поставщиков все остальные закупки проводятся в электронном виде. Помимо этого, с 2022 года Поставщикам необходимо оформлять цифровые перевозочные документы согласно Постановления Правительства №931 от 21.05.2022 года, а также электронные счета-фактуры в системе ЕИС, что в свою очередь обеспечивает для исполнителей контрактов установленный порядок и соблюдение регламентированных сроков сдачи-приемки товаров, работ и услуг, а также гарантирует и ускоряет осуществление оплаты Заказчиком [1].
У российских поставщиков, ввиду ожидаемых в декабре 2022 года нововведений Федеральный закон от 14.07.2022 года N 255 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», появляется больше возможностей в освоении рынка, т.к. многие поставщики утратят возможность участвовать в сфере госзакупок, тем самым освобождая долю ранка для участия, что может оказать положительное влияние для остальных добросовестных поставщиков, не попадающих под ограничения [2].
Благодаря поддержке правительства ст.112 44-ФЗ дополнена ч.65.1 (п.4 ст.8 46-ФЗ от 8.03.2022), Поставщикам товаров и услуг предоставлена возможность менять существенные условия контрактов без применения штрафных санкций, что позволяет снижать возникновение непредвиденных рисков и реагировать на изменение рынка, что также положительным образом оказывает влияние на участников закупок. Данная мера направлена на уменьшение объема расторгнутых контрактов и снижения оттока участников, так как ввиду отсутствия этой возможности, при расторжении контракта в одностороннем порядке, поставщик попадает в РНП с невозможностью дальнейшего участия в закупках, при этом несет помимо штрафных санкций и судебных издержек, в случае доказывания отсутствия своей вины, и как следствие невозможность дальнейшего развития – ликвидация или банкротство компании.
Весомой мерой для Поставщиков от 10.03.2022 гола Постановлением Правительства №783 от 04.07.2018 года стало бессрочное списание штрафных санкций, благодаря чему при нарушении некоторых условий выполнения контракта, заказчик праве списать выставленные, но не уплаченные пени и штрафы, что до настоящего нормативного акта было невозможно. Применение штрафных мер при нарушении сторонами условий контракта носило обязательный характер, заказчик выставлял поставщику пени за нарушение или некачественное выполнение, либо уменьшал сумму оплаты на размер выставленных пеней и штрафов [3].
Также у Поставщиков появилась возможность требовать от Заказчика, а у Заказчика обязанность оплаты, по общему правилу, за выполненный контракт в срок не позднее 10 дней, а для субъектов малого предпринимательства не позднее 7 дней. Данное изменение значимо для Поставщиков, так как авансирование, которое является лишь правом Заказчика, предусмотрено редко, ввиду чего Поставщикам необходимо самостоятельно изыскивать денежные средства на закуп и производство до наступления срока оплаты.
Необходимо отметить, что Постановлением Правительства N 201 от 17.02.2022 года предоставлены преимущества нацрежима для товаров из Донецкой и Луганской областей. Данные товары приравнены к отечественным, что дает возможность свободно конкурировать на рынке наравне с другими участниками, не попадающими под ограничения, например согласно Постановлений Правительства РФ от 30.04.2020 года N 616, от 16.11.2015 года N 1236 [4, 5, 6].
Эти и другие изменение контрактной системы положительно сказываются на хозяйственной деятельности участников государственных закупок. Начиная с февраля 2022 года в связи с наложенными на Россию санкциями и пандемией СОVID-19, многие отрасли экономики находятся в затруднительном положении, что препятствует их дальнейшему развитию. Новые инструменты для участников системы закупок являются толчком для дальнейшего развития в условиях санкций и предоставляют новые возможности по освоению рынка.