Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Технология В.В. Воскобовича для дошкольников с особыми образовательными потребно...

Технология В.В. Воскобовича для дошкольников с особыми образовательными потребностями

Автор(-ы):

Яковлева Наталия Викторовна

Аносова Наталья Сергеевна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

инновационная деятельность
игровая технология
коррекционная работа
группы компенсирующей направленности
социальное взаимодействие

Аннотация статьи

В данной статье освещаются варианты применения игр В.В. Воскобовича для детей, имеющих задержку психического развития и расстройство аутистического спектра в рамках инновационной деятельности ДОУ. Авторами раскрываются возможности формирования способностей к восприятию аспектов социального взаимодействия через нетрадиционные игры и упражнения, подстроенные под индивидуальные маршруты, разработанные для нетипичных детей.

Текст статьи

Многообразие всевозможных дидактических и развивающих игр в современном обществе позволяет педагогам иметь широкий арсенал для внедрения его в коррекционный процесс с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Инновационная технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» полностью удовлетворяет задачам, направленным на работу с дошкольниками компенсирующих групп.

Наша дошкольная образовательная организация – Белгородский детский сад № 34 комбинированного вида «Пирамидка» – предоставляет образовательные услуги для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР), а также с расстройством аутестического спектра (РАС), в связи с чем организует предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Участие детского сада в реализации инновационной деятельности, по внедрению игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, позволило нам не только обогатить и расширить приемы коррекционной работы, но и создать условия для использования всего многогранного спектра детской игровой деятельности, куда входят и изобразительное творчество, и конструирование, и речевое развитие. Благодаря таким дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи [2].

Психологическое здоровье детей данной категории является одной из важнейших задач детского сада. Ее решение предполагает включение в деятельность группы сопровождения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, педагога-психолога и воспитателей) современных технологий развивающего обучения, которой стала технология «Сказочные лабиринты игры». Как показала практика: на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, способная вызывать заинтересованность ребенка с особыми образовательными потребностями, но и его познавательную активность. Важно знать, что, работая с аутичными детьми и с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, следует помнить: коррекционная работа будет продолжительной. Может так случится, что дети с особыми образовательными потребностями на первых этапах взаимодействия откажутся от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.

Поэтому, рекомендуя игры для работы с нетипичными детьми (детьми, имеющими различные отклонения психического или физического плана, обусловливающие нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь), мы подразумеваем, что проводить их нужно только исходя из реальных возможностей и необходимости.

Начинать нужно с этапа соотнесения.

Этап «Соотнесение идентичных предметов».

Набор игр: фетровые фигурки (одинаковые) из пособи я «Фиолетовый лес», разноцветные флажки кораблика «Плюх-плюх», двойной комплект «Фонариков».

Ход игры:

Разложите фигурки на столе или ковре. Попросите ребенка найти похожие: «собрать все желтые флажки», собрать квадраты, собрать оранжевые листочки, все буквы «А» и т.д. Ребенок должен сложить парные картинки вместе. Потом это число увеличивают до 5 пар, потом переходят к одинаковым предметам.

Пошаговое обучение нетипичных детей навыкам: соотнесения, сортировки по категориям, обобщения по основным признакам, продемонстрированные в таблице, приведет к формированию у них новых понятий, расширит пассивный словарный запас.

Таблица

Этапы

Наборы игр

Ход игры

1 «Сортировка предметов»

Кораблик «Плюх-плюх», «Фонарик», «Логоформочки», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры», «Чудо-Крестики 1,2,3», «Чудо-Соты 1».

Ребенок должен разобрать предметы по цветам или внешнему виду. Например, красные в красную коробку, белые - в белую. Или флажки к флажкам, а шнуровка - к шнуровке.

2 «Соотнесение плоскостного и объемного изображений»

те же игры, как и в предыдущем этапе, только добавить изображения в картинках – листики из «Фиолетового леса» разбавить нарисованными листочками, геометрические формы с их графическими изображениями, нарисованные флажки с флажками из игры Кораблик «Плюх-Плюх» и т.д.

Найди подходящее к объемной фигуре изображение на картинке.

Овладеть формальной стороной этого навыка полезно, поскольку соотнесение предметов с фотографиями используется при обучении следовать расписаниям.

3 «Соотнесения количества предметов»

все предметы из «Сказочных лабиринты игры» В.В. Воскобовича, имеющие несколько элементов

Ход игры: Первый шаг в сортировке по количеству – это различение множеств «один» и «много» (имеется в виду количество, не меньшее б-7). Затем ребенка учить различать множества «один», «два», «три» и «четыре».

Навык служит предпосылкой для обучения некоторым бытовым навыкам и навыкам самостоятельной деятельности [1].

4 «Сопоставление неидентичных предметов»

«Забавные буквы», «Забавные цифры», предыдущие наборы, карточки с всевозможными буквами, цифрами, геометрическими фигурами, веревками и пр.

предложить ребенку из предложенных элементов найти группы цифр, букв, треугольников, квадратов, веревок, флажков, листиков и пр.

Внедряя игры В.В. Воскобовича в работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, можно развить: компоненты коммуникативной деятельности; когнитивные процессы; изобретательные способности и воображение; речь; мелкую моторику; сенсомоторную и тактильную восприимчивость; мышление, память, восприятие, внимание; математические навыки: количественный счет, понятия «больше-меньше», пространственные отношения, знакомство с геометрическими фигурами; способности конструирования на плоскости.

Применяя в работе с детьми РАС и ЗПР игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, следует иметь в виду, что коррекционная работа должна вестись систематически, без длительных перерывов. Необходимо учесть, что правильно организованная игра в дальнейшем будет оказывать существенное влияние на поведение ребенка. Оно станет менее однообразным, стереотипным и более гибким. Грамотная организация игровой деятельности повлечет за собой более глубокое понимание детьми с особыми образовательными потребностями социального мира, сформирует у них способность к восприятию аспектов социального взаимодействия [4].

Список литературы

  1. Воскобович В.В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». - СПб.: Гириконт, 2000
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 128 с.
  3. Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012.
  4. Студопедия / Источник: https://studopedia.ru/14_112125_problemi-povedeniya.html/ (Дата обращения 05.2.2022)

Поделиться

464

Яковлева Н. В., Аносова Н. С. Технология В.В. Воскобовича для дошкольников с особыми образовательными потребностями // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 78-80. URL: https://apni.ru/article/5057-tekhnologiya-vv-voskobovicha-dlya-doshkolniko

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня