Многообразие всевозможных дидактических и развивающих игр в современном обществе позволяет педагогам иметь широкий арсенал для внедрения его в коррекционный процесс с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Инновационная технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» полностью удовлетворяет задачам, направленным на работу с дошкольниками компенсирующих групп.
Наша дошкольная образовательная организация – Белгородский детский сад № 34 комбинированного вида «Пирамидка» – предоставляет образовательные услуги для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР), а также с расстройством аутестического спектра (РАС), в связи с чем организует предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Участие детского сада в реализации инновационной деятельности, по внедрению игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, позволило нам не только обогатить и расширить приемы коррекционной работы, но и создать условия для использования всего многогранного спектра детской игровой деятельности, куда входят и изобразительное творчество, и конструирование, и речевое развитие. Благодаря таким дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи [2].
Психологическое здоровье детей данной категории является одной из важнейших задач детского сада. Ее решение предполагает включение в деятельность группы сопровождения (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, педагога-психолога и воспитателей) современных технологий развивающего обучения, которой стала технология «Сказочные лабиринты игры». Как показала практика: на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, способная вызывать заинтересованность ребенка с особыми образовательными потребностями, но и его познавательную активность. Важно знать, что, работая с аутичными детьми и с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, следует помнить: коррекционная работа будет продолжительной. Может так случится, что дети с особыми образовательными потребностями на первых этапах взаимодействия откажутся от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с нетипичными детьми (детьми, имеющими различные отклонения психического или физического плана, обусловливающие нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь), мы подразумеваем, что проводить их нужно только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Начинать нужно с этапа соотнесения.
Этап «Соотнесение идентичных предметов».
Набор игр: фетровые фигурки (одинаковые) из пособи я «Фиолетовый лес», разноцветные флажки кораблика «Плюх-плюх», двойной комплект «Фонариков».
Ход игры:
Разложите фигурки на столе или ковре. Попросите ребенка найти похожие: «собрать все желтые флажки», собрать квадраты, собрать оранжевые листочки, все буквы «А» и т.д. Ребенок должен сложить парные картинки вместе. Потом это число увеличивают до 5 пар, потом переходят к одинаковым предметам.
Пошаговое обучение нетипичных детей навыкам: соотнесения, сортировки по категориям, обобщения по основным признакам, продемонстрированные в таблице, приведет к формированию у них новых понятий, расширит пассивный словарный запас.
Таблица
Этапы |
Наборы игр |
Ход игры |
---|---|---|
1 «Сортировка предметов» |
Кораблик «Плюх-плюх», «Фонарик», «Логоформочки», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры», «Чудо-Крестики 1,2,3», «Чудо-Соты 1». |
Ребенок должен разобрать предметы по цветам или внешнему виду. Например, красные в красную коробку, белые - в белую. Или флажки к флажкам, а шнуровка - к шнуровке. |
2 «Соотнесение плоскостного и объемного изображений» |
те же игры, как и в предыдущем этапе, только добавить изображения в картинках – листики из «Фиолетового леса» разбавить нарисованными листочками, геометрические формы с их графическими изображениями, нарисованные флажки с флажками из игры Кораблик «Плюх-Плюх» и т.д. |
Найди подходящее к объемной фигуре изображение на картинке. Овладеть формальной стороной этого навыка полезно, поскольку соотнесение предметов с фотографиями используется при обучении следовать расписаниям. |
3 «Соотнесения количества предметов» |
все предметы из «Сказочных лабиринты игры» В.В. Воскобовича, имеющие несколько элементов |
Ход игры: Первый шаг в сортировке по количеству – это различение множеств «один» и «много» (имеется в виду количество, не меньшее б-7). Затем ребенка учить различать множества «один», «два», «три» и «четыре». Навык служит предпосылкой для обучения некоторым бытовым навыкам и навыкам самостоятельной деятельности [1]. |
4 «Сопоставление неидентичных предметов» |
«Забавные буквы», «Забавные цифры», предыдущие наборы, карточки с всевозможными буквами, цифрами, геометрическими фигурами, веревками и пр. |
предложить ребенку из предложенных элементов найти группы цифр, букв, треугольников, квадратов, веревок, флажков, листиков и пр. |
Внедряя игры В.В. Воскобовича в работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, можно развить: компоненты коммуникативной деятельности; когнитивные процессы; изобретательные способности и воображение; речь; мелкую моторику; сенсомоторную и тактильную восприимчивость; мышление, память, восприятие, внимание; математические навыки: количественный счет, понятия «больше-меньше», пространственные отношения, знакомство с геометрическими фигурами; способности конструирования на плоскости.
Применяя в работе с детьми РАС и ЗПР игровую технологию «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, следует иметь в виду, что коррекционная работа должна вестись систематически, без длительных перерывов. Необходимо учесть, что правильно организованная игра в дальнейшем будет оказывать существенное влияние на поведение ребенка. Оно станет менее однообразным, стереотипным и более гибким. Грамотная организация игровой деятельности повлечет за собой более глубокое понимание детьми с особыми образовательными потребностями социального мира, сформирует у них способность к восприятию аспектов социального взаимодействия [4].