Особенности использования Су-Джок терапии в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Особенности использования Су-Джок терапии в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема использования нетрадиционной технологии Су-Джок терапии в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. Раскрывается актуальность использования нетрадиционных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Описывается методика и приемы работы с эластичном кольцом и массажным шариком в логопедической практике. Приводятся примеры игровых упражнений с использованием Су-Джок терапии в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.

Аннотация статьи
общее недоразвитие речи
дошкольный возраст
нетрадиционные технологии
Су-Джок терапия
коррекция звукопроизношения
Ключевые слова

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми данной категории. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми [4].

 Одной из эффективных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем здоровьезбережения. В логопедической практике используется два раздела Су-Джок терапии: работа с эластичным кольцом и ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода [4].

Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми играми, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует развитие речи ребенка [1].

Актуальность использования методов Су-Джок терапии в логопедической коррекции звукопроизношения у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

– у детей повышается интерес к занятиям, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к процессу автоматизации звуков при простом проговаривании речевого материала;

– оказывается благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивается речь;

– повышаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления и отрицательные эмоции.

Внедрение методов Су-Джок терапии в коррекцию звукопроизношения (автоматизация звука в слогах, словах, фразах) предполагает использование разнообразных упражнений, в которых сочетается проговаривание речевого материала с использованием массажного шарика и эластичного кольца. Для эффективности использования Су-Джок терпи важно соблюдать методику и приемы работы с эластичным кольцом и массажным шариком.

Методика работы с эластичным кольцом: кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.

Приемы работы с эластичным кольцом: надевать кольцо на палец и передвигать его сверху-вниз и снизу-вверх помогая большим и указательным пальцем другой руки; промассировать поочередно все пальцы; не рекомендуется растягивать кольцо и оставлять на пальце без движений.

Методика работы с массажным шариком: ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается речевым материалом, в зависимости от этапа автоматизации поставленного звука.

Приемы работы с массажным шариком: сжимание и разжимание шариков в кулачок каждой руки; нажимать каждым пальчиком на шарик; прокатывать шарик между ладонями круговыми движениями; прокатывать шарик между ладонями прямыми движениями; удерживание шарика 2-мя, 3-мя пальцами [3].

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука (изолированно, а также в слогах, словах и фразах) [2].

При автоматизации изолированного звука можно прокатывать шарик Су-Джок по дорожкам, линиям, лабиринтам, произнося при этом нужный звук.

При автоматизации звука в слогах ребенок по очереди на каждый слог может передавать шарик Су-Джок из одной ладони в другую; можно нажимать пальцем на половинку шарика Су-Джок на каждый отрабатываемый слог; можно прокатывать шарик от символа согласного звука к гласному, и наоборот (АС-ОС-УС; СА-СО-СУ и т.д.). Также при автоматизации звука в слогах можно использовать эластичное колечко, на первый слог надевая колечко, а на второй слог его снимая: СА-СА (большой палец), СУ-СУ (указательный), СО-СО (средний), СЫ-СЫ (безымянный), СЭ-СЭ (мизинец).

При автоматизации звука в словах можно использовать следующие упражнения: «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук»; «Шарик мне назад верни, слово верно повтори»; «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова» (используется 2 шарика, по 1 шарику в каждой руке: ЛУ-НА, ЛУ-ПА, ЛЫ-ЖИ). При автоматизации звука в словах ребенок поочередно может прокатывать колечко по пальцам на каждое словечко, повторяя за логопедом или называя предметы по картинкам.

Автоматизируя звук в двустишьях, можно использовать эластичные колечки Су-Джок. Например, «Ша, ша, ша (колечко надевается на любой палец) – наша Маша хороша» (снимается); «Шо, шо, шо (колечко надевается на любой палец) пляшет Маша хорошо» (снимается).

Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами также может активно использоваться при автоматизации поставленных звуков.

Автоматизация звука [Ш] на правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец).

Этот малыш-Ванюша, (указательный).

Этот малыш-Алеша, (средний).

Этот малыш-Антоша, (безымянный).

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).

Автоматизация звука [Ш] на левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец).

Эта малышка-Ксюша, (указательный).

Эта малышка-Маша, (средний).

Эта малышка-Даша, (безымянный).

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

Таким образом, применение Су-Джок терапии является одним из эффективных приёмов коррекции звукопроизношения у детей с ОНР. При использовании Су-Джок терапии процесс автоматизации поставленных звуков проходит в интересной для ребенка форме, в результате чего у детей повышается речевая активность, это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, в рассказывание коротких сказок.

Текст статьи
  1. Авсюкевич Н.И., Башкатова И.А. Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей // Образование и воспитание. 2017. № 5. С. 16-18. URL https://moluch.ru/th/4/archive/74/2875.
  2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. – М.: Феникс, 2016. – 112 c.
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми // Логопед. 2010. № 1. С. 36-38.
  4. Инновации в логопедическую практику : сб. ст. / Метод. пособие для ДОУ/ Сост. Громова О.Е. – М.: Линка-Пресс, 2018. – 214 с.
  5. Новые логопедические технологии: Учебно-методическое пособие/ Акименко В.М.- М.: Феникс, 2012. – 237 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря