На современном этапе развития общества финансовая грамотность выступает одним из факторов, определяющих качество жизни граждан и экономическую стабильность в стране. Финансовая грамотность человека предполагает владение экономическими и, прежде всего, финансовыми понятиями и категориями, что позволяет самостоятельно анализировать и оценивать основные тенденции финансового сектора общества и, в соответствии с обстоятельствами, определять модели собственного финансового поведения.
В этой связи, актуальной задачей современного образования становится подготовка подрастающего поколения к конструированию ответственного финансового поведения, а именно: развитие способности к анализу экономической политики государства; принятие целесообразных решений в финансовом аспекте собственной жизнедеятельности; развитие способности к обеспечению личной финансовой безопасности, благосостояния своей семьи, а также способности вносить вклад в развитие экономики страны. Однако, вопросы финансовой вопросы грамотности растущих поколений в настоящее время остаются не до конца изученными, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Целью исследования является проведение анализа финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сложившихся привычек. Чаще всего ребенок перенимает опыт своих родителей автоматически, именно семья закладывает фундамент будущей успеваемости и финансового благополучия взрослого человека.
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Начав работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности, прежде всего целесообразно создать в группе уголок «В мире финансов» и в нем разместить: дидактические пособия: «Финансовая пирамида», «Денежное дерево», «Банкомат», лэпбук «В мире финансов»; дидактические игры: Кубик Блума (по профессиям), «Умственный и физический труд», «Путешествие дерева», «Разложи картинки правильно» (классификация продукции разных видов промышленности), «Семейный бюджет», «Хочу и могу», «Движимое и недвижимое имущество», «Что можно купить за деньги?», «Валюта разных стран», «Денежные места»; картотека бесед по финансовой грамотности, альбомы «Дети и деньги», «Финансы», «Коллекция денег»; кошельки и копилки для денег и многое другое.
Как показала практика, формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста наиболее удачно происходит в процессе игровой деятельности, поскольку именно в игре у ребенка появляется возможность «на практике» проверить свои знания, применить их, расширить собственный опыт методом проб и ошибок при условии обязательного исправления этих ошибок [1, c. 398].
Структура занятий на каждом этапе формирования финансовой грамотности имеет свою специфику и состоит из следующих этапов:
- Вводная часть (готовит к восприятию материала).
- Терминологическая часть (раскрываются главные понятия, которые будут употребляться на занятии).
- Игровая апробация материала (на первом этапе – дидактические игры, на втором – ситуативные, на третьем – ролевые).
- Вариативная часть (проводится по выбору воспитателя: задачи по творческой деятельности, формирование математических представлений, ознакомление с окружающей средой).
- Заключительная часть (итоги, задачи для самостоятельного наблюдения).
Так, в формировании финансовой грамотности важную роль играют темы, которые воспитатель использует в своей работе, обучая детей: «Моя семья», «Товар», «Деньги», «Мой город», «Моя страна. Ресурсы» [2, c. 39].
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
- Игровая деятельность как одна из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве еще не утратила своего значения.
- Существуют возрастные особенности детей, связанные с недостаточной стойкостью и концентрацией внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно образного типа мышления.
- Недостаточно сформированная познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
- Главной особенностью дидактических игр является то, что задачи предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, позволяющее интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Использование денег, идентичных к настоящим, в решении экономических задач повышает мотивацию к обучению, поскольку ребенок чувствует себя взрослым человеком в реальных жизненных обстоятельствах. С помощью предметного материала учащиеся могут не только решать задачи, но и составлять бюджет на неделю, экономить и даже создавать собственные проекты.
Грамотность детей старшего дошкольного возраста в сфере финансов воспитывается в течение длительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование следующих качеств: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, понимать причины возникновения экономических явлений, делать соответствующие выводы и на их основе принимать взвешенные решения, быстро ориентироваться в водовороте финансовых возможностей, эффективно экономить и инвестировать средства
[3, c. 105].
В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.) финансовая грамотность рассматривается как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
Можно выделить четыре направления работы по формированию финансовой грамотности: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи». Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Среди образовательных задач следует выделить овладение детьми первоначальными финансовыми представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др. Развивающие задачи направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др. Воспитательные задачи связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др. [5, c. 86].
Первое направление «Потребности» способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.
Второе направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется производство продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления.
Третье направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.
Четвертое направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги», «основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги», «бюджет», «деньги-товар», «обмен», «купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства [4, c. 135].
Таким образом, формирование финансовой грамотности учащихся является одной из актуальных задач образования. Обучение детей первоначальным экономическим представлениям, освоение основных финансовых категорий, принципов и методов разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков целесообразно начинать на этапе старшего дошкольного возраста, поскольку дети активно включены в экономическую среду общества. Процесс формирования финансовых знаний и представлений как важное направление экономического образования дошкольников, представляет собой единую воспитательно-образовательную систему, обеспечивающую экономическую социализацию детей. Социализация ребенка в области экономики осуществляется в процессе освоения экономической реальности, индивидуального этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизнедеятельности.