Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста

Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Казакова Ирина Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

финансовая грамотность
дети
школа
дошкольный возраст
занятия
дидактические игры

Аннотация статьи

Статья посвящена характеристике финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Отмечается о том, что формирование финансовой грамотности нужно начинать с раннего дошкольного возраста. Предлагаются четыре направления работы («Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи»), каждое из которых решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи в различных образовательных областях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сделан вывод, что целенаправленное формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволяет системно развивать основы финансовой образованности, культуры и воспитанности.

Текст статьи

На современном этапе развития общества финансовая грамотность выступает одним из факторов, определяющих качество жизни граждан и экономическую стабильность в стране. Финансовая грамотность человека предполагает владение экономическими и, прежде всего, финансовыми понятиями и категориями, что позволяет самостоятельно анализировать и оценивать основные тенденции финансового сектора общества и, в соответствии с обстоятельствами, определять модели собственного финансового поведения.

В этой связи, актуальной задачей современного образования становится подготовка подрастающего поколения к конструированию ответственного финансового поведения, а именно: развитие способности к анализу экономической политики государства; принятие целесообразных решений в финансовом аспекте собственной жизнедеятельности; развитие способности к обеспечению личной финансовой безопасности, благосостояния своей семьи, а также способности вносить вклад в развитие экономики страны. Однако, вопросы финансовой вопросы грамотности растущих поколений в настоящее время остаются не до конца изученными, что и обуславливает актуальность темы исследования.

Целью исследования является проведение анализа финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сложившихся привычек. Чаще всего ребенок перенимает опыт своих родителей автоматически, именно семья закладывает фундамент будущей успеваемости и финансового благополучия взрослого человека.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Начав работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности, прежде всего целесообразно создать в группе уголок «В мире финансов» и в нем разместить: дидактические пособия: «Финансовая пирамида», «Денежное дерево», «Банкомат», лэпбук «В мире финансов»; дидактические игры: Кубик Блума (по профессиям), «Умственный и физический труд», «Путешествие дерева», «Разложи картинки правильно» (классификация продукции разных видов промышленности), «Семейный бюджет», «Хочу и могу», «Движимое и недвижимое имущество», «Что можно купить за деньги?», «Валюта разных стран», «Денежные места»; картотека бесед по финансовой грамотности, альбомы «Дети и деньги», «Финансы», «Коллекция денег»; кошельки и копилки для денег и многое другое.

Как показала практика, формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста наиболее удачно происходит в процессе игровой деятельности, поскольку именно в игре у ребенка появляется возможность «на практике» проверить свои знания, применить их, расширить собственный опыт методом проб и ошибок при условии обязательного исправления этих ошибок [1, c. 398].

Структура занятий на каждом этапе формирования финансовой грамотности имеет свою специфику и состоит из следующих этапов:

  1. Вводная часть (готовит к восприятию материала).
  2. Терминологическая часть (раскрываются главные понятия, которые будут употребляться на занятии).
  3. Игровая апробация материала (на первом этапе – дидактические игры, на втором – ситуативные, на третьем – ролевые).
  4. Вариативная часть (проводится по выбору воспитателя: задачи по творческой деятельности, формирование математических представлений, ознакомление с окружающей средой).
  5. Заключительная часть (итоги, задачи для самостоятельного наблюдения).

Так, в формировании финансовой грамотности важную роль играют темы, которые воспитатель использует в своей работе, обучая детей: «Моя семья», «Товар», «Деньги», «Мой город», «Моя страна. Ресурсы» [2, c. 39].

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как одна из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве еще не утратила своего значения.
  2. Существуют возрастные особенности детей, связанные с недостаточной стойкостью и концентрацией внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно образного типа мышления.
  3. Недостаточно сформированная познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
  4. Главной особенностью дидактических игр является то, что задачи предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, позволяющее интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

Использование денег, идентичных к настоящим, в решении экономических задач повышает мотивацию к обучению, поскольку ребенок чувствует себя взрослым человеком в реальных жизненных обстоятельствах. С помощью предметного материала учащиеся могут не только решать задачи, но и составлять бюджет на неделю, экономить и даже создавать собственные проекты.

Грамотность детей старшего дошкольного возраста в сфере финансов воспитывается в течение длительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста направлена на формирование следующих качеств: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, понимать причины возникновения экономических явлений, делать соответствующие выводы и на их основе принимать взвешенные решения, быстро ориентироваться в водовороте финансовых возможностей, эффективно экономить и инвестировать средства
[3, c. 105].

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р.) финансовая грамотность рассматривается как «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».

Можно выделить четыре направления работы по формированию финансовой грамотности: «Потребности», «Труд и профессии», «Товар, товарообмен», «Деньги и бюджет семьи». Каждое направление решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Среди образовательных задач следует выделить овладение детьми первоначальными финансовыми представлениями, основными финансовыми категориями, принципами и методами разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков, др. Развивающие задачи направлены на развитие умения проявлять разумные экономические потребности, соизмеряя их с реальными возможностями удовлетворения, др. Воспитательные задачи связаны с привитием детям уважения к представителям разных профессий, бережливого отношения к объектам трудовой деятельности, а также воспитанием нравственно-экономических качеств: бережливости, организованности, честности, справедливости, деловитости, предприимчивости, др. [5, c. 86].

Первое направление «Потребности» способствует приобретению знаний и представлений о потребностях человека, необходимости удовлетворения жизненно важных (в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье) и социальных (безопасности, любви, дружбе, защите, общении, др.) потребностей.

Второе направление «Труд и профессии» обеспечивает формирование знаний о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда создаются, производятся различные предметы и продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется производство продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления.

Третье направление «Товар, товарообмен» способствует формированию представлений об обмене товарами и услугами как средстве удовлетворения экономических потребностей, о цене товара, влиянии спроса и предложения на установление цены товара, пониманию, что все товары имеют свою цену.

Четвертое направление «Деньги и бюджет семьи» знакомит детей с понятиями «деньги», «основные» и «неосновные» расходы, «карманные деньги», «бюджет», «деньги-товар», «обмен», «купля-продажа». В процессе работы у детей формируется правильное отношение к деньгам, их разумному использованию и способам зарабатывания, умение грамотно планировать свои расходы, принимать необходимое решение в вопросах ведения домашнего хозяйства [4, c. 135].

Таким образом, формирование финансовой грамотности учащихся является одной из актуальных задач образования. Обучение детей первоначальным экономическим представлениям, освоение основных финансовых категорий, принципов и методов разумного ведения хозяйства, формирование экономических умений и навыков целесообразно начинать на этапе старшего дошкольного возраста, поскольку дети активно включены в экономическую среду общества. Процесс формирования финансовых знаний и представлений как важное направление экономического образования дошкольников, представляет собой единую воспитательно-образовательную систему, обеспечивающую экономическую социализацию детей. Социализация ребенка в области экономики осуществляется в процессе освоения экономической реальности, индивидуального этического наполнения экономических категорий, организации экономического пространства жизнедеятельности.

Список литературы

  1. Алпатикова С.В. Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / С.В. Алпатикова // Молодой ученый. – 2021. – № 48 (390). – С. 397-399.
  2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
  3. Нагорнова А.Ю. Дошкольное и школьное образование в России и за рубежом: векторы развития: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2021. – 303 с.
  4. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – К: КОИРО, 2017. – 274 с.
  5. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 254 с.

Поделиться

579

Казакова И. В. Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 57-60. URL: https://apni.ru/article/5064-finansovaya-gramotnost-dlya-detej-starshego

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля