– Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной! –
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом…
Эти строки из стихотворения «Крестьянские дети» Н.Некрасова подтолкнули меня к идее – рассказать детям о тружениках сельского хозяйства.
Работая в детском саду много лет, слышала от детей одни и те же вопросы:
- А как зернышко превращается в хлеб?
- А почему из маленького зерна такая высокая кукуруза?
- А почему у свеклы семечко маленькое и серое, а свекла большая и красная?
А на мой вопрос: откуда берется молоко, хлеб, овощи – дети отвечали, что продается в супермаркетах, а еще лучше - приносят домой в пакетах!
Решила организовать долгосрочный проект.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы расширять представление детей о труде взрослых, работающих в сельской местности, знакомить с профессиями: тракторист, механизатор, комбайнер, хлебороб, агроном…
Проблема приобщения детей к труду (тем более к сельскохозяйственному) была и остается в одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.
Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы любви и уважения к родной земле, к традициям, людям.
Дети в дошкольном возрасте не имеют представление, что труд колхозника очень тяжелый, но одновременно и радостный – ведь они трудятся на благо всего народа.
Четко распланировала свою работу по ознакомлению с сельскохозяйственным трудом, используя разнообразные формы работы: беседы, рассказы, сказки, рассматривание картин и иллюстраций, показ презентаций, мультфильмов и, наконец - практическая деятельность детей.
Рис. 1. Изучаем сорт зерна
Рис. 2. Осуществляем посев
Рис. 3. Пропалываем, рыхлим, ждем урожая
Рис. 4. Хороший урожай свеклы и моркови
Рис. 5. Опытническое растение
Итогом всей этой работы является: сбор урожая свеклы, моркови или зерновых, заготовка зерна для будущей посевной.
Дети получают знания о последовательности выращивания хлеба, зерновых культур, овощей. Узнают о специальной технике.
В результате проделанной работы у детей появляется интерес к сельскохозяйственному труду, появляются вопросы о труде и профессиях колхозников.
Появляются новые игры, дети отражают свой интерес в рисунках, творчестве, стали больше интересоваться художественной литературой, в которой отражена жизнь людей, живущих в сельской местности.
Надеюсь, что работа, проводимая с детьми, принесет им пользу, поможет им в дальнейшем обучении.