Введение. За последние годы проблема профориентации становится все больше открытой. Часто старшеклассники не могут определиться с выбором профессии, бывает так, что выбор сделан без профориентационной работы, в то время как требования со стороны образования изменились к выпускнику старшей школы. Согласно новому ФГОС, выпускник должен иметь осознанный выбор профессии. В рамках обучения в школе ученик не получает необходимой информации о профессиях, что, несомненно, влияет на его профнаправленность. Профориентация изучалась на протяжении многих лет такими исследователями, как: Л.А. Йовайши, Дж. Голланд (Холланд), Е.А. Климов, Г.В. Резапкина и другие. Исходя из исследований вышеперечисленных авторов, можно выделить преимущественные факторы в профнаправленности личности: интерес к профессии, тип мышления, способности к той или иной профессии, а также профессиональный тип личности. Все эти факторы несомненно влияют на профнаправленность будущих студентов.
Мышление является предметом изучения многих наук, мы же будем рассматривать данный феномен в статье с точки рения психологии и педагогики. В качестве психического процесса мышление изучалось такими учеными, как: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Мещеряков, М.Г Ярошевкий, А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, Д. Дьюи, Л.С. Выготский и другие. Л.С. Выготский полагал, что мышление определяет остальные психические процессы: «...центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в зависимости от того что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности» [3]. Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода: предметно-образный, предметно-знаковый, предметно-символический, образно-знаковый, образно-символический, знаково-символический. Типы мышления, по мнению Г.В. Резапкиной – это индивидуальный способ преобразования информации и выражения ее в речи. Зная и понимая свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.
Методы и методики. В исследовании приняли участие студенты двух разных направлений подготовки Южного Федерального университета. Педагоги-психологи – 28 человек, среди них юноши и девушки и будущие преподаватели физической культуры – в количестве 28 человек, девушки и юноши.
Были применены следующие методики: 1) Опросник «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной. Данная методика состоит из 40 вопросов, на которые необходимо ответить согласием (плюс) или несогласием (минус). Далее, необходимо посчитать количество плюсов в каждой из пяти колонок, которые соответствуют пяти видам мышления, согласно автору. Наивысшее количество плюсов показывает нам доминирующий тип мышления определенного человека. 2) Опросник Дж. Брунера «Определение типа мышления и уровня креативности». Состоит из 75 вопросов, на которые стоит отвечать «да» или «нет». Затем необходимо посчитать количество положительных ответов в каждой колонке, исходя из большего количества определяется ведущий тип мышления.
Результаты. Исходя из результатов исследования по опроснику ДЖ. Брунера, мы можем видеть, что есть разница в типах мышления между студентами разных направлений подготовки: у студентов АПП – наиболее выражена шкала креативность, чем у студентов АФКиС. На рисунке 1 мы можем видеть, что предметное мышление у студентов академии психологии и педагогики составляет 57,3%, в то время как у студентов академии физкультуры – 60,6 %. Символическое мышление у студентов АПП и у АФКиС отличается всего на 2 %, в то время как знаковое разнится — АПП (68%), АФКиС – 53%. Наивысшей отметкой стала шкала образного мышления у студентов АПП, результаты по которой составили 70%, в то время как у студентов АФКиС всего 52%.
Анализ результатов диагностики показывает, что большинство студентов психолого-педагогического направления имеют знаковое мышление и креативность, что говорит о принадлежности к гуманитарному складу ума. Данное мышление предполагает, что личности, обладающие им, преобразуют информацию при помощи умозаключений. Такое качество однозначно необходимо для таких профессий, как психолог, педагог и педагог-психолог. На основе предоставленных результатов, мы можем говорить о том, что данные студенты в большей степени определились с профессией верно.
Также мы можем улавливать преобладающую разницу по абстрактно-символическому мышлению у студентов психолого-педагогического направления. Такой тип мышления свойственен многим учёным. Люди с таким мышлением могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки. На основе данных результатов можем делать выводы, что лишь малая часть испытуемых студентов психолого-педагогического направления (если быть точнее, то один человек) могла бы заниматься наукой.
Остановимся на преобладающих данных у студентов направления педагог физической культуры. Полученные данные показывают, что в большинстве своем испытуемые имеют предметно-действенное мышление (или предметное). Такое мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Предметно-действенное мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов. Анализ результатов показывает, что большинство студентов осознанно пришли в профессию.
Также мы видим разницу между группами испытуемых по шкале словесно-логическое мышление. У студентов психолого-педагогического направления преобладают результаты, что говорит о применении логики и доказательств фактов в выбранной профессии. В то время как учителям физкультуры данное качество требуется меньше.
Далее мы сравнили креативность мышления. Разница в результатах незначительная, но все же креативность преобладает у студентов психолого-педагогического направления.
Рис. 1. Типы мышления и уровень креативности студентов разных направлений подготовки
По результатам исследования «тип мышления» в модификации Г. Резапкиной, мы также можем видеть отличия показателей. На рисунке 2 видно, что у студентов АПП и студентов АФКиС словесно-логическое мышление выражено практически одинаково. По шкале «креативность» значимые различия, у АПП – 10,7%, у АФКиС – 3,5%. Шкала предметно-действенного мышления имеет особые различия – показатели студентов АПП составляют 28,5%, студентов АФКиС – 46,42%. Наглядно-образное мышление имеет идентичные показатели у испытуемых обеих групп – 39,2%. Результаты по шкале абстрактно-символического мышления удивили – у студентов АПП сотавляют 3,5 % и это лишь у одного студента, в то время как у студентов АФКиС - 0%.
Рис. 2. Тип мышления по Резапкиной студентов разных направлений подготовки
Выводы. Проведенные испытания и рассмотренная проблема помогли сделать выводы о том, что в профориентационной работе важно опираться не только на диагностики по профориентации, важно в комплексе добавлять тестирования на тип мышления и другие особенности личности для качественного результата. Также перед нами открывается перспектива в исследованиях для работы с подростками, учитывая их тип мышления.
Подводя итог, следует отметить, что большая часть студентов пришли в профессию осознанно, смогли сделать верный выбор, но мы также видим, что многие из испытуемых имеют лишь косвенное отношение к профессии и смогли бы сделать иной выбор, если бы прошли профориентационную программу ещё в школе.
Также, результаты проведённого исследования позволяют увидеть зону проблем в профессиональном самоопределении студентов-психологов, устранение которых будет способствовать более успешному вхождению в профессию и даст возможность рассматривать специализацию как своё конкурентное преимущество.