Использование компьютерных технологий во многих областях жизни человека в настоящее время – это необходимость, диктуемая уровнем развития современного общества.
В российском образовании задачи по внедрению компьютерных технологий закреплены законодательно: «Концепция информатизации сферы образования в России на период до 2010 года» (2002), «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» (2014), «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года» (2016); «О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» (2021 г.) и др.
В документе «О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года» сформулирована задача: «Создание современной безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [4].
Дошкольное образование, являясь уровнем общего образования, в настоящее время также решает задачи формирования безопасной цифровой образовательной среды. Решение этой проблемы рассматривается в различных аспектах: дидактическом, методическом и психологическом.
Дидактические проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании нашли отражение в работах О.Г. Алексеева, Л.А. Ибрагимовой, О.И. Пащенко и др. О.И. Пащенко пишет: «Введение компьютера в систему дидактических средств дошкольного образовательного учреждения является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры» [5].
Методические разработки Н.В. Апатовой, Ю.М. Горвиц, А.В. Тараканова и др. позволяют конкретизировать цели, задачи использования информационных технологий в дошкольном образовании. Ю.М. Горвиц предложил началом информатизации дошкольного образования в нашей стране считать 1986 г., когда в Москве был открыт первый детский сад с компьютерами, в котором была налажена систематическая работа [1].
А.В. Гадаев считает наиболее важным положительное влияние интерактивных компьютерных игр на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ [9].
Так же отметим, что одним из их преимуществ компьютерных игр в коррекционном образование является способность к эффективному повышению мотивации ребенка к образовательной деятельности. Опыт работы авторов статьи подтверждает, что грамотное применение компьютерных игр в процессе индивидуальной и группой коррекционной работы с детьми обеспечивает создание позитивных мотивов, стимулирующих их образовательную деятельность.
В настоящее время разработано великое множество интерактивных игр, направленных на: развитие различных психических процессов у детей дошкольного возраста (память, внимание, мышление, восприятие и речь); на закрепление понятий обобщения и классификации; на знание геометрических фигур (плоскостных и объемный); развлекательного характера и др. [2, 6, 9]. Некоторые из игр указаны в таблице (Таблица).
Кроме этого авторами статьи для детей с речевыми нарушениями и с незначительной задержкой интеллектуального и психического развития разработаны авторские интерактивные игры и упражнения в программе PowerPoint и апробированы в условиях дошкольного логопедического пункта детского сада [7].
Таблица
Интерактивные компьютерные игры и упражнения
Название игр и игровых программ |
Цель игр |
---|---|
Игры для Тигры (игровая программа) [2] |
Коррекция общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраст |
Внимание, память, логика (Ветерок-озорник, Отпадный пряник, Геометрические фигуры и др.) [6] |
Развитие основных психических функций у дошкольников ОВЗ с помощью интерактивной игры |
Слогушки, Таинственные предложения, Понимание в речи предлогов и др. [9] |
Коррекция фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста |
Когда это бывает? Сколько? Кто у кого? Парочки и др. [9] |
Расширение представлений об окружающей предметной и социальной действительности |
Овощи, Цветы, Фрукты, Грибы (авторские разработки) |
Формирование умений анализировать, обобщать, классифицировать |
При планировании коррекционно-развивающих занятий с использованием интерактивных компьютерных игр важно учитывать, что популярность таких игр обусловлена, прежде всего, их соответствием ведущему типы деятельности детей дошкольного возраста, поэтому любой дошкольник, независимо от его особенностей в физическом или психическом развитии, предпочитает игру любым иным формам деятельности. Отсюда на педагогах и родителях лежит ответственность за тематику и содержание предлагаемых детям игр.
И именно поэтому длительное время основным барьером к полноценному использованию обучающих компьютерных игр в дошкольном образовании являлась психологическая неготовность родителей, учитывая большой процент детей и подростков, страдающих от игровой зависимости [9].
Однако, современный опыт применения интерактивных компьютерных игр в специальном образовании доказывает их безопасность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ при условиях грамотной организации коррекционного занятия.