О формировании конфликтоустойчивости молодежи как индикатора поликультурной безопасности

Современное профессиональное образование должно быть направлено не только на подготовку специалиста как профессионала, но и на формирование у него соответствующих ценностей, идеалов, мировоззрения, развитие способности к продуктивному поликультурному взаимодействию, при этом проявляя конфликтоустойчивость и ответственность перед собой и обществом.

Аннотация статьи
молодежь
конфликтоустойчивость
поликультурная безопасность
личность
толерантность
Ключевые слова

Социально-культурные и политико-экономические изменения, происходящие в поликультурной России, да и мире в целом, подтверждают необходимость модернизации не только многих социальных институтов, но, в первую очередь, систему поликультурного образования. Для современного общества стало характерным то, что молодежи необходимо регулярно совершенствовать свои профессиональные навыки, обеспечивающие им как высокую мобильность, компетентность, психологическую готовность, конфликтоустойчивость в изменяющихся социально-экономических условиях. В настоящее время поликультурное образование стало непрерывным процессом, которое оно охватывает весь период активной жизни современного человека. Как правило, молодежь желает реализовать свои профессиональные знания, достичь успехов и построить карьеру в выбранной профессиональной деятельности, но для этого ему необходимо уметь быстро и рационально принимать оптимальные решения, предвидеть результаты своей деятельности, а также рационально использовать свой жизненный потенциал, проявляя активность, предприимчивость, конфликтоустойчивость, компетентность, толерантность и способность работать в команде. Мы считаем, что сформированность конфликтоустойчивости у молодежи послужит им надежным ориентиром в поликультурном обществе.

Известно, сфера образования – это сфера стратегических ресурсов России, закладывающая основы процесса глобализации XXI века. Образование выступало и выступает мощным культурообразующим фактором развития подрастающего поколения, источником получения необходимых знаний, компетенций. Образовательная политика образовательных учреждений должна сделать акцент на формуле времен классической древности: non scholae sed vitae discimus – учиться не для школы, а для жизни; при этом системно возвращаясь к национальным, культурно-историческим традициям разных народов.

Современная ситуация как в России, так и в целом мире, процесс глобализации требует от человека понимания как родной культуры, так и культуры других народов. На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает формирование конфликтоустойчивости как индикативного ценного качества личности, которое играет важную роль как в межличностных, так и в межнациональных отношениях. Практика показывает, что конфликтоустойчивая личность характеризуется конструктивным урегулированием отношений и умением сдерживать противоречия в проблемной ситуации. Поэтому конфликтоустойчивость является важным качеством решения непростых вопросов в межнациональных отношениях. Конфликтоустойчивая личность обладает способностью профессионально подойти к решению проблемных вопросов и умело оказать содействие в реализации конструктивного межнационального взаимодействия. Конфликтоустойчивость является необходимым свойством современного специалиста в любой области. Такая личность способна выстраивать стратегию, профессионально и ассертивно взаимодействовать с людьми, принимать конструктивные решения в непростых межкультурных ситуациях, управлять своим состоянием, а главное, строить коммуникативный процесс и разрешать назревающие конфликты и при этом оставаться Человеком.

На современном этапе развития общества особую актуальность, на наш взгляд, приобретает «Технология формирования конфликтоустойчивости подрастающих поколений в поликультурном пространстве», которая находит отражение в практике нашей работы. Психолого-педагогический анализ данной технологии занимает особое место в нашей работе, которая позволяет определить у молодежи умение распознавать конфликт на стадии зарождения. Полученные результаты позволяют нам констатировать, что у значимой части молодежи ослаблена конструктивная функция разрешения конфликта. Конечно, это определяется недостаточным практическим опытом молодых людей и отношение к конфликту зачастую носит субъективный характер, а подобная позиция, зачастую, в личную жизнь и на деятельность порой переносится механически. Отношение к конфликту у подрастающих поколений нужно направлять и оно должно подчинено специфическим профессиональным нормам (алгоритму, правилам). Главное, формировать умение выявлять предконфликтную ситуацию, определить оптимальные бесконфликтные действия и продумать дальнейший процесс коммуникации. Опыт взаимодействия с молодежью показывает, что современной молодежи надо помочь научиться гармонично жить в человеческом обществе, быть и оставаться Человеком. Изучение проблемы показывает, чем успешнее социализируется молодежь, тем гармоничнее она будет взаимодействовать с социальным поликультурным окружением. Именно, конфликтоустойчивость поможет молодым людям эффективно взаимодействовать, строить отношения, принимать разумные решения в непростых ситуациях и при этом оставаться личностью. Общение является важным фактором социальной и психологической детерминации поведения каждого человека, поэтому содержание социализации влияет на конструктивность и бесконфликтность межнационального общения. И чем активнее, содержательнее социализация молодежи, тем молодежь становится более жизнеспособной личностью, умеющей выживать и развиваться в поликультурном обществе. Поэтому активное поликультурное общение молодежи можно рассматривать как специфическую форму социальной поликультурной активности. Разработанные нами спецкурсы по формированию конфликтоустойчивой личности ориентируют молодежь на адекватное поведение в предконфликтной ситуации. Конфликтоустойчивая личность характеризуется синтонным поведением. Синтонное поведение способствует созданию атмосферы доброжелательности и поиска в партнере хороших качеств – это стремление к положительным изменениям и установление сотрудничества. Креативность помогает молодым людям находить оптимальные варианты решения непростых вопросов.

Рис. Индикативные составляющие конфликтоустойчивости

Системная работа повышает уровень развития этноориентированной личности и конфликтоустойчивости, сформированности культуры межнациональных отношений, а также позволяет проектировать модель поведения будущего специалиста в предконфликтной ситуации. Наша технология представляет собой совокупность приемов, методов, принципов, техник и подходов, объединенных общим воспитывающим и поликультурным замыслом и, главное, созданием поликультурного образовательного пространства в учебном учреждении. Формируя конфликтоустойчивость личности будущего специалиста в любой области посредством развития у молодежи культуры поликультурного общения и межнациональных отношений, учебное учреждение одновременно определяет осмысленную жизнь подрастающего поколения, а главное, безопасной.

Поликультурная безопасность – сложное социальное явление, многоплановое и многогранное в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов. Безопасность (поликультурная) создает необходимые условия и предпосылки для созидательной деятельности всех людей, улучшения их благосостояния и увеличения общественного богатства России. Но самой большой опасностью для людей всегда был и остается сам человек, движимый завистью, корыстью, ненавистью, агрессивностью и другими негативными страстями и мотивами поведения, порождающими войны, убийства, хищения, другие преступления, асоциальные и антигуманные действия. Безопасность создают люди и от них же исходит опасность. Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных механизмов человеческой жизнедеятельности. Поэтому образовательные учреждения должны готовить как высококвалифицированных специалистов, так и культурных, интеллектуально развитых, духовно богатых людей, грамотно работающих с проблемами и умеющих искать и находить пути их решения, характеризующихся эмоциональной стабильностью, самостоятельностью, ответственностью, уверенностью в себе, а также гибкостью и критичностью мышления и готовых к толерантным этническим взаимоотношениям. Толерантность – это то, что делает возможным достижение поликультурной безопасности социальных отношений. Поэтому воспроизведение толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача профессионального образования в XXI веке, а выполнение этого требования немыслимо без коренных преобразований в сфере образования. С.К. Бондырева подчеркивает, что «толерантность или интолерантность как свойства индивида связаны, по крайней мере, с двумя факторами: способностью к торможению (сдерживанию) неблагоприятных реакций и способностью справедливо оценить значимость той или иной ситуации. Иногда переоценка ситуации, переведение ее умственно в иной контекст, в иную плоскость устраняет основания для негативной реакции. Поэтому люди с гибким мышлением обычно более толерантны: они способны взглянуть на ситуацию и с «другой стороны», мысленно стать на точку зрения оппонента, войти в его положение и принять систему его доводов и только на основании всего этого определить свою окончательную реакцию» [2, с. 10]. Толерантность как терпимость, характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии. Культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению – с преодолениями своей отчужденности и внутреннего разлада с самим собой (М.М. Бахтин). Понятие «толерантность» – сложное, многоплановое, имеет два важнейших измерения: устойчивость и терпимость. Устойчивость (конфликтоустойчивость) характеризует последовательность действий личности, предсказуемость ее поведения проявляется в способности к самоуправлению. Изучение этимологических корней понятия «толерантность» позволяет сделать вывод о том, что оно имеет свои смысловые оттенки и данный термин употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих взаимодействовать, не нарушая внутреннего равновесия. Теоретические основы проблемы толерантности определяют ее место как фактора социализации и этносоциализации личности.

Причинами напряженности между молодежью являются наличие таких деструктивных элементов в их взаимодействиях, как нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я») и других (концепция «Они»), культуроцентризм. Поэтому умение последующих поколений во многом зависит от качества сегодняшней подготовки студентов высшей школы, от обновления и демократизации общества в целом, овладения культурой межнациональных отношений [3]. Проблема формирования культуры поликультурных отношений решается, прежде всего, через поликультурное воспитание. Поэтому проблема поликультурного образования привлекает все большее внимание ученых, деятелей культуры и образования, политиков. «Противостоять разобщенности людей и проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность расширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [1]. Толерантность – это та общественная норма, без которой невозможны продуктивные межличностные, межгосударственные, межнациональные отношения; толерантность – это внутренняя установка, которая очень значима в отношениях, от которой зависит характер дальнейшего взаимодействия; толерантность – это то мирное средство решения, без которого не обойтись в нестандартных ситуациях общения; толерантность – это диалогический принцип, который помогает вырабатывать конструктивные решения и нести за них моральную ответственность; толерантность – это фундаментальный индикатор в межнациональных отношениях на пути к сотрудничеству, культурному плюрализму и бесконфликтному взаимодействию… Толерантное понимание – это путь к установлению сотрудничества между этносами, нациями и государствами, которое является доминантой конструктивных межнациональных отношений [2, с. 58]. Сейчас важно помочь молодежи и уделить как можно больше внимания воспитанию у нее духовности, культуры личности, культуры межнациональных отношений, патриотизма, толерантности, конфликтоустойчивости, важных культуросоставляющих характеристик личности для бесконфликтных поликультурных взаимодействий. Будущее любой страны – ее подрастающее молодое поколение. У молодежи в России жизненные ориентиры разные. Из этого следует, что подходы к воспитанию толерантности, патриотизма, конфликтоустойчивости… требуют системного и компетентного подходов. Взаимосвязь понятий «молодежь» и «будущее» очевидна. Сегодня недостаточно воспринимать молодежь в традиционном смысле – только в качестве будущего нашего общества. Она – значимая и органическая часть настоящего, современного общества, несущая ответственность за будущее России. Уровень развития молодежи, ее культура, образованность, толерантность, конфликтоустойчивость… – все это является важным стратегическим ресурсом XXI века, ресурсом безопасности страны.

Текст статьи
  1. Безюлева Г.В. Толерантность в пространстве образования.: учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005.
  2. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
  3. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : дис. … д-ра пед. наук / Н.Г. Маркова. – Казань, 2010.
Список литературы