Сегодня множество фирм и организаций специализируются на сборе данных о геолокации пользователей и применении этой информации в своих целях. Однако сбор такой информации ставит под сомнение защиту персональных данных и права на частную жизнь. В данной статье рассматривается вопрос о важности защиты такого права, как доступ к геолокации гражданина и использование данных о местонахождении пользователей различными организациями.

Аннотация статьи
право на защиту
геолокационные данные
персональные данные
геолокация
информация
права человека
Ключевые слова

B настоящее время практически y каждого человека имеется одно, а то и несколько технических устройств, которые через различные программы автоматически определяют его геолокацию. В современном обществе пользователи зачастую сами обозначают свою геолокацию в социальных сетях (отмечая геотег на фото). Через любые социальные сети теперь можно определить, где, с кем и в какое время находился человек. Сегодня многие компании легальным способом используют геолокационные данные для того, чтобы контролировать своих сотрудников.

В 2024 году количество гаджетов с геолокацией увеличится примерно на треть, а самой технологией отслеживания уже сейчас активно интересуется мировой бизнес.

Исследование международной аналитической компании Strategy Analytics прогнозирует мировой рост продаж устройств (планшетов, смартфонов, навигаторов) со встроенной функцией геолокации, определяющей их местоположение, с 1,58 млрд единиц в 2018 году до более 2 млрд к концу 2023 года. Одновременно увеличится и численность мобильных приложений, использующих различные геолокационные сервисы: если по итогам прошлого года таких приложений в мире насчитывалось 2,9 млрд, то к 2024 году их будет уже свыше 3,6 млрд.

Геолокационные технологии сегодня активно используются в автомобильной индустрии, на рынке мобильных устройств и сервисов, в цифровой рекламе и маркетинге.

Ежегодно увеличивается спрос на IT-решения, связанный с обработкой и анализом геолокационных данных. Согласно анализу компании Strategy Analytics, объемы мировых продаж таких решений только в сфере малого и среднего бизнеса могут вырасти в полтора раза: с $2,6 млрд по итогам 2018 года до $4 млрд уже в 2023 году.

B связи c вышеуказанной статистикой, сегодня информация о местоположении отслеживается повсюду, развиваются технологии отслеживания и методология анализа данных, а также становится легкодоступным большой объем данных о пользователях.

Очевидно, что без соответствующего правового регулирования, отвечающего современным реалиям, подобное информационное обилие позволяет применять геолокацию как в пользу гражданина, так и в ущерб ему. Геолокационные данные могут быть применены не только для обеспечения защиты городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города и успешной деятельности компаний, но и с целью совершения противозаконных действий в отношении как отдельной компании или гражданина, так и всего общества в целом.

Современному информационному обществу практически невозможно обойтись без технических устройств. Люди используют возможности социальных сетей (выкладывают посты, отмечая геометки), пользуются навигационными приложениями и пр. Они считают, что информация об их местоположении является крайне важной, и хотят быть уверены, что данные не попадут в руки злоумышленников, и не будут использоваться в незаконных целях. В связи с чем, целесообразно поднять вопрос о важности соблюдения этико-правовых норм в сборе и использовании данных о геолокации пользователей со стороны различных компаний, для которых такие данные являются ключевыми в построении маркетинговой политики, а также разработать определенные способы защиты геолокационных данных пользователей. Важно установить правовой статус геолокации и на законодательном уровне выделить границы между незаконным и законным использованием геолокации пользователей. К сожалению, в настоящий период ни на законодательном, ни на научном уровне правовой статус геолокации пользователей не определен.

Для юридической науки, как в Российской Федерации, так и за рубежом вопрос правового статуса геолокации и его понимания как права гражданина является относительно новой. В отечественной литературе на данный момент отсутствуют научные работы, которые отражали бы правовой статус геолокации, кроме работ представителей отрасли трудового права, где геолокация упоминается в контексте защиты персональных данных. В зарубежной литературе, наоборот, проблема правового регулирования геолокационных данных, а также об их экономическом использовании представляет предмет живого интереса. В соответствии с западной концепцией, услуги, основанные на местоположении, представляют собой особую категорию услуг, которые дополняются и зависят от данных о местоположении мобильного устройства [1].

Таким образом, можно определить геолокацию, как один из наиболее значимых компонентов пользовательского контекста, который раскрывает знания о поведении и об интересах человека. Кроме этого, социальные сети, основанные на использовании местоположения пользователей, предназначены не только для фактического совместного использования, но и для генерируемых знаний, полученных из данных о местоположении и траекториях передвижения человека.

На сегодняшний день местонахождение пользователей постоянно отслеживается разными устройствами и системами. Множество мобильных приложений, таких как Google, Apple, Twitter и др. регулярно осуществляют такое отслеживание.

Люди зачастую самостоятельно дают согласие на отслеживание своего местоположения с помощью личных устройств и установленных на них приложений, к которым относятся смартфоны, GPS-трекеры и фитнес-мониторы, для того чтобы с помощью приложения получить определенные услуги, такие как: определение расстояния, предоставление прогноза погоды, поиск и получение маршрутов в определенные места.

Сведения о местоположении человека имеют существенное значение для определенных видов коммерческой аналитики данных. Использование систем для отслеживания геолокации и применение аналитики данных c целью объединения данных o местонахождении c другими персональными данными позволяет идентифицировать анонимные данные, а также сформировать точные профили отслеживаемых лиц. Иными словами, геолокация выступает определенным идентификатором личности. Образ жизни человека, его ценности, профессиональные и личные достижения и другая информация может быть получена из постоянного отслеживания местоположения.

Таким образом, в случае если геоданные человека могут быть определены, он должен иметь право на защиту этих данных в соответствии с действующим законодательством. Для передачи подобной информации может понадобиться согласие или отказ лица. Сведения о местоположении, которые должным образом анонимны, как правило, исключаются из определения личной информации в соответствии с применимым законодательством.

Также следует запретить передачу геоданных третьим лицам, за исключением случаев, когда необходимо предоставить определенную услугу пользователю или для каких-либо целей вторичного рынка, для которого также следует ограничить использования геолокационных данных во избежание злоупотреблений собранной информацией.

К вторичному рынку относятся:

  • идентифицированные геоданные, которые могут регулярно собираться и использоваться третьими лицами;
  • неопознанные или анонимные данные о геолокации регулярно переопределяются;
  • данные о местоположении могут объединяться с иной персональной информацией человека, которая может использоваться третьими лицами для составления подробного профиля пользователя и принятия решения повлиять на него (например, направить рекламу).

В современном мире, в условиях цифровизации и информатизации, например вводимого ранее режима изоляции и системы цифровых пропусков, использования системы распознавания лиц для наложения административных штрафов, для защиты прав личности важно, прежде всего, признать существование права гражданина на защиту геолокации. Существует острая необходимость в разработке свода четких юридических норм для охраны такого права. Подобные попытки уже предпринимаются за рубежом. В Российской Федерации, в первую очередь, необходимо закрепить само право на местоположение и на его защиту, выделить его в системе защиты персональных данных и прийти к пониманию, что данное право нуждается в особом правовом регулировании.

Текст статьи
  1. Rao & Minakakis, 2003 ; Hirsh et al., 2006 ; Dhar & Varshney, 2011 ; Ryschka et al, 2016 Кюппер (Küpper), 2005.
  2. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/
Список литературы