Использование здоровьеформирующих упражнений в музыкальной деятельности дошкольников

В статье рассматриваются возможности применения эмотиконов в музыкально-оздоровительной работе с дошкольниками.

Аннотация статьи
музыкальная деятельность
эмотиконы
развитие речи дошкольника
здоровьеформирующие упражнения
Ключевые слова

Здоровье ребёнка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое социальное благополучие.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в Европе.

Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Ее задачи:

  • сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;
  • создание музыкальной предметно-пространственной развивающей среды с учетом здоровьеформирующей модели организации музыкально-оздоровительной работы;
  • оптимизация развития основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьеформирующих упражнений;
  • содействие просвещению родителей и педагогов [1].

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ предполагает использование разнообразных здоровьеформирующих упражнений, способствующих решению наиболее часто возникающей проблемы, встречающейся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т. д. сводит на нет все прилагаемые усилия для развития музыкальности. Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл нас к использованию эмотиконов в музыкально-образовательной деятельности дошкольников.

Эмотиконы – это специальные пиктограммы, изображающие эмоцию и разные согласованные движения с музыкой каждой руки при исполнении песни.

Основными целями использования эмотиконов в музыкальной деятельности являются – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Развивая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Развивая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых эффективных способов обучения. Наиболее эффективное воздействие эмотиконов оказывает на такие из них как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности – координации движений.

В нашей практике эмотиконы используются, как система упражнений, сопровождаемая пением с движением. Такие задания не только развивают детей, но и веселят их, доставляя им удовольствие. Они помогают предупредить возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус, укрепляют психофизиологическое здоровье детей, а в целом обеспечивается полноценное и гармоничное развитие дошкольников. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. После активного развития следует расслабиться, для этого применяются упражнения, приводящие к релаксации. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Некоторые музыкальные индивидуальные и подгрупповые занятия начинаются с песенок-попевок, которые дети исполняют с использованием эмотиконов. Несложные, добрые, мелодичные песенки-попевки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Важное место на таких музыкальных занятиях занимают упражнения с использованием эмотиконов. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучая механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют упражнения с использованием эмотиконов при исполнении песенного репертуара, которые позволяют в игровой форме выполнять разные движения каждой руки, касаться ладонями, пальчиками разных точек рук благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения с использованием эмотиконов позволяют включать их в занятия с четырех-пятилетнего возраста. Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми, они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности рук, пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Музыка и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения снимают мышечную закрепощенность, улучшают физическое самочувствие, повышают общительность детей. Через исполнение песен с использованием эмотиконов ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию.

Такие движения с использованием эмотиконов необходимо проводить ежедневно. После того как дети научились выполнять их с четырех лет даем комплекс двигательных упражнений для обеих рук, состоящих из двух положений рук, последовательно сменяющих друг друга. Сначала ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется одновременно правой и левой руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами ладонь-кулак, ребро-ладонь-кулак, палец вверх, палец вниз, ладошка вверх, ладошка вниз произносимыми вслух или про себя.

Упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, наращивается темп выполнения задания, используются одновременные разнотипные движения рук. За счёт этого развивается координация движений, звуковысотный слух, музыкальное мышление.

Таким образом, использование эмотиконов при выполнении движений рук одновременно с пением помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, развивать творческую деятельность. Ребенок овладевает умениями, которые ранее были недоступны ему [2].

Текст статьи
  1. Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения - Волгоград: Учитель, 2011. - 204с.
  2. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/kineziologicheskie-uprajneniyav-rabote-m.2755408/
  3. https://infourok.ru/razvitie-muzykalnyh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-primeneniya-kineziologicheskih-igr-i-uprazhnenij-ispolzo-4608697.html
Список литературы