Анализ внедрения экспериментальной методики по внеурочной деятельности в учебный процесс по физической культуре

В статье представлен сокращенный анализ данных ежегодного мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся 5-х классов, а также проведен обзор исследования по внедрению экспериментальной методики во внеурочную деятельность.

Аннотация статьи
физическая культура
анализ
учебный процесс
школа
внеурочная деятельность
Ключевые слова

В соответствии с ФГОС изучение предметной области «физическая культура» в начальной и основной школе на базовом уровне предусматривается в размере 2-х или 3-х часов в неделю в зависимости от класса и учебного плана образовательной организации [1].

Учитывая возрастные и психофизиологические особенности обучающихся 5-х классов, происходящие в связи с этим изменения в организме приводят к ухудшению психологического состояния обучающихся и как следствие ухудшение в развитии двигательных навыков [2].

При этом в большинстве школ, как правило, количество учебных часов по физической культуре сокращается до 2-х часов в неделю.

В данной ситуации наиболее актуальным становится разработка новых методик, применяемых во внеурочной деятельности [4].

Цель исследования: определение уровня развития физических качеств обучающихся 5-х классов для дальнейшей корректировки образовательного процесса с помощью внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Определить динамику развития основных физических качеств обучающихся 5-х классов в разные годы;
  • Проанализировать экспериментальную методику и определить ее эффективность.

Организация и методы исследования

В работе применялись следующие методы исследования:

  • Анализ методической литературы;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогическое тестирование.

Организация исследования:

В исследовании использовались данные ежегодного школьного мониторинга физической подготовленности учащихся за 2020-2021 учебный год. Данный мониторинг проводится в начале (сентябрь-октябрь) и в конце (апрель-май) каждого учебного года и направлен для определения динамики и роста показателей уровня физической подготовленности учащихся.

Кроме того, в течение учебного года учителя физической культуры проводят текущий и промежуточный контроль сформированности двигательных навыков по каждому разделу рабочей программы.

При проведении ежегодного мониторинга используют 4 норматива по которым возможно определить как общий уровень физической подготовленности обучающихся, так и уровень развития определенных физических качеств. Также у учителя есть возможность наблюдать внешние изменения в технике выполнения того или иного теста.

Тесты (нормативы), используемые при проведении ежегодного мониторинга:

  • Прыжок в длину с места
  • Бег 30 метров с высокого старта
  • Челночный бег 3*10 метров
  • Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту

После проведения тестирования все данные заносятся в единую таблицу по параллелям, что позволяет смотреть динамику и сравнивать результаты как конкретного обучающегося так и целой параллели не только в текущем учебном году, но и в предыдущие годы.

Пример представлен ниже.

Таблица 1

Результаты школьного тестирования обучающихся 5-х классов (2019/2020 учебный год)

Норматив

Лучший результат

Худший результат

Среднее значение

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Прыжок в длину с места (см)

190

193

120

125

155

123

Бег 30м (сек)

5,0

5,2

7,0

7,0

6,0

5,1

Челночный бег

3*10м (сек)

8,1

7,3

11,8

16,4

9,9

11,8

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз)

55

58

23

29

39

43,5

Таблица 2

Результаты школьного тестирования обучающихся 5-х классов (2020/2021 учебный год)

Норматив

Лучший результат

Худший результат

Среднее значение

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Прыжок в длину с места (см)

187

190

103

90

145

140

Бег 30м (сек)

5,3

5,1

7,4

7,2

6,3

6,1

Челночный бег

3*10м (сек)

8,1

7,9

16,2

14,3

12,1

11,1

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз)

58

62

19

24

38

43

Исходя из данных, представленных в таблицах 1 и 2 можно сделать вывод, что в целом сохраняется картина слабых показателей уровня развития координационных способностей (результаты челночного бега 3*10м).

В 2020-2021 учебном году была проведен эксперимент по внедрению экспериментального вида спорта «боулспорт» во внеурочную деятельность. Была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности на занятиях, по которой ученики 5-х классов знакомились с новым видом спорта, а также изучали подвижные игры разных народов мира. До начала эксперимента классы были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

В исследовании помимо данных ежегодного мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся использовались также данные тестов направленных на определение уровня развития координационных способностей:

  • Бег к пронумерованным набивным мячам;
  • Повороты на гимнастической скамейке;
  • Перешагивание через гимнастическую палку.

Тестирования проводились в начале и в конце эксперимента. Результаты полученных данных после окончания эксперимента представлены ниже.

Рис. 1. Результаты выполнения теста «прыжок в длину в места» после окончания эксперимента

По результатам данного теста показатели контрольной и экспериментальной группы в целом оказались схожи. Но есть и небольшие различия. Так в контрольной группе результат остался без изменений у 26,5% исследуемых, а в экспериментальной группе у 23,7%. Ухудшение результата в обеих группах произошло у 6,6% обучающихся. В то время как улучшение результата в экспериментальной группе на 2,8% больше контрольной.

Рис. 2. Результаты выполнения теста «бег 30 метров» после окончания эксперимента

По результатам тестирования в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной. Так в контрольной группе спустя год исследования результат не изменился у 22,8% обучающихся, в то время как в экспериментальной только у 16,5%. Ухудшение результатов в экспериментальной группе на 19% ниже, чем в контрольной, а разница улучшенных результатов между экспериментальной и контрольной группой составляет 25,5% в пользу экспериментальной группы.

Рис. 3. Результаты выполнения теста «челночный бег 3*10м» после окончания эксперимента

По результатам данного теста наиболее хорошо видны различия в контрольной и экспериментальной группе. Так как при выполнении данного теста уровень развития данного физического качества можно определить не только по результату, которые показывают обучающиеся, но и зрительно в процессе выполнения теста.

Рис. 4. Результаты выполнения теста «поднимание туловища из положения, лежа за 1 минуту» после окончания эксперимента

По результатам данного теста можно наблюдать небольшой % ухудшений результатов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе (15,2% и 8,5%). При этом количество обучающихся, у которых результат улучшился достаточно большое как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Однако в экспериментальной группе % улучшенных результатов, выше более чем на 17%. При этом разница обучающихся у которых результат остался без изменений, составляет около 10% в пользу экспериментальной группы.

Рис. 5. Результаты выполнения теста «бег к пронумерованным набивным мячам» после окончания эксперимента

Данный тест вызвал наибольшее количество вопросов у обучающихся, ведь обучающиеся не знали заранее порядок, по которому нужно бежать к мячу. Номер мяча, к которому необходимо бежать обучающийся узнавал уже в процессе проведения теста, для всех обучающихся был разный порядок мячей. К тому же расположение и номера мяча менялся после каждого обучающегося. Благодаря чему можно было наблюдать не только координационные возможности того или иного обучающегося, но и скорость реакции на звук, а также зрительную память.

Рис. 6. Результаты выполнения теста «повороты на гимнастической скамейке» после окончания эксперимента

Несмотря на простоту данного теста, на пробных попытках не у всех обучающихся получалось его выполнить с первого раза. Тем не менее в процессе проведения непосредственно тестирования практически не было неудавшихся попыток.

По сути, именно этот тест показывает основной уровень развития координационных способностей. Ведь одной из разновидностей координационных способностей является способность к ориентации в пространстве, а также способность к равновесию. То есть по результатам данного теста можно наблюдать как тот или иной обучающийся может понимать и определять положение собственного тела в пространстве, а также изменять данное положение, выполняя различные движения и сохранять устойчивую позу при выполнении данных движении [3].

Рис. 7. Результаты выполнения теста «перешагивание через гимнастическую палку» после окончания эксперимента

Данный тест обучающиеся назвали легким. Так как инвентарь, используемый при выполнении данного теста знаком ребятам с раздела гимнастики на уроках физической культуры. Большинству обучающихся потребовалась одна пробная попытка, так же по желанию обучающихся они могли выполнить тест без пробной попытки. Результаты данного теста в целом схожи с результатами остальных тестов на определение уровня развития координационных способностей.

Выводы

Несмотря на то, что урок является основной формой физического воспитания в школе, система физического воспитания обучающихся представляет собой совокупность различных форм организаций занятий физическими упражнениями.

В том числе внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, а также различная активность в течение учебного дня. В соответствии с ФГОС ООП «основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность». Основным видом внеурочной деятельности являются внеклассные занятия. На рисунках 1-7 наглядно показана эффективность проводимого исследования по внедрению экспериментальной программы по внеурочной деятельности.

Текст статьи
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (ред. От 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
  2. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Центр педагогического образования (ЦПО), 2007. – 223 с.
  3. Высоцкая А. А. Повышение уровня физической подготовленности учащихся базовых школ Польши на основе использования подвижных игр : автореферат дис. ... канд.пед.наук :  (13.00.04) /Высоцка Анна Агнешка. Минск. – Бел. Гос. Ун-т физ. Культ.– 2008.  – 24 с.
  4. Минникаева, Н. В.Теория и методика физической культуры: (избранные лекции) : учебное пособие // Н. В. Минникаева, С. В. Шабашева ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово: – 2016. - 143 с
Список литературы