В соответствии с ФГОС изучение предметной области «физическая культура» в начальной и основной школе на базовом уровне предусматривается в размере 2-х или 3-х часов в неделю в зависимости от класса и учебного плана образовательной организации [1].
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности обучающихся 5-х классов, происходящие в связи с этим изменения в организме приводят к ухудшению психологического состояния обучающихся и как следствие ухудшение в развитии двигательных навыков [2].
При этом в большинстве школ, как правило, количество учебных часов по физической культуре сокращается до 2-х часов в неделю.
В данной ситуации наиболее актуальным становится разработка новых методик, применяемых во внеурочной деятельности [4].
Цель исследования: определение уровня развития физических качеств обучающихся 5-х классов для дальнейшей корректировки образовательного процесса с помощью внеурочной деятельности.
Задачи:
- Определить динамику развития основных физических качеств обучающихся 5-х классов в разные годы;
- Проанализировать экспериментальную методику и определить ее эффективность.
Организация и методы исследования
В работе применялись следующие методы исследования:
- Анализ методической литературы;
- Педагогическое наблюдение;
- Педагогическое тестирование.
Организация исследования:
В исследовании использовались данные ежегодного школьного мониторинга физической подготовленности учащихся за 2020-2021 учебный год. Данный мониторинг проводится в начале (сентябрь-октябрь) и в конце (апрель-май) каждого учебного года и направлен для определения динамики и роста показателей уровня физической подготовленности учащихся.
Кроме того, в течение учебного года учителя физической культуры проводят текущий и промежуточный контроль сформированности двигательных навыков по каждому разделу рабочей программы.
При проведении ежегодного мониторинга используют 4 норматива по которым возможно определить как общий уровень физической подготовленности обучающихся, так и уровень развития определенных физических качеств. Также у учителя есть возможность наблюдать внешние изменения в технике выполнения того или иного теста.
Тесты (нормативы), используемые при проведении ежегодного мониторинга:
- Прыжок в длину с места
- Бег 30 метров с высокого старта
- Челночный бег 3*10 метров
- Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту
После проведения тестирования все данные заносятся в единую таблицу по параллелям, что позволяет смотреть динамику и сравнивать результаты как конкретного обучающегося так и целой параллели не только в текущем учебном году, но и в предыдущие годы.
Пример представлен ниже.
Таблица 1
Результаты школьного тестирования обучающихся 5-х классов (2019/2020 учебный год)
Норматив |
Лучший результат |
Худший результат |
Среднее значение | |||
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики | |
Прыжок в длину с места (см) |
190 |
193 |
120 |
125 |
155 |
123 |
Бег 30м (сек) |
5,0 |
5,2 |
7,0 |
7,0 |
6,0 |
5,1 |
Челночный бег 3*10м (сек) |
8,1 |
7,3 |
11,8 |
16,4 |
9,9 |
11,8 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз) |
55 |
58 |
23 |
29 |
39 |
43,5 |
Таблица 2
Результаты школьного тестирования обучающихся 5-х классов (2020/2021 учебный год)
Норматив |
Лучший результат |
Худший результат |
Среднее значение | |||
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики | |
Прыжок в длину с места (см) |
187 |
190 |
103 |
90 |
145 |
140 |
Бег 30м (сек) |
5,3 |
5,1 |
7,4 |
7,2 |
6,3 |
6,1 |
Челночный бег 3*10м (сек) |
8,1 |
7,9 |
16,2 |
14,3 |
12,1 |
11,1 |
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (кол-во раз) |
58 |
62 |
19 |
24 |
38 |
43 |
Исходя из данных, представленных в таблицах 1 и 2 можно сделать вывод, что в целом сохраняется картина слабых показателей уровня развития координационных способностей (результаты челночного бега 3*10м).
В 2020-2021 учебном году была проведен эксперимент по внедрению экспериментального вида спорта «боулспорт» во внеурочную деятельность. Была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности на занятиях, по которой ученики 5-х классов знакомились с новым видом спорта, а также изучали подвижные игры разных народов мира. До начала эксперимента классы были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
В исследовании помимо данных ежегодного мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся использовались также данные тестов направленных на определение уровня развития координационных способностей:
- Бег к пронумерованным набивным мячам;
- Повороты на гимнастической скамейке;
- Перешагивание через гимнастическую палку.
Тестирования проводились в начале и в конце эксперимента. Результаты полученных данных после окончания эксперимента представлены ниже.
Рис. 1. Результаты выполнения теста «прыжок в длину в места» после окончания эксперимента
По результатам данного теста показатели контрольной и экспериментальной группы в целом оказались схожи. Но есть и небольшие различия. Так в контрольной группе результат остался без изменений у 26,5% исследуемых, а в экспериментальной группе у 23,7%. Ухудшение результата в обеих группах произошло у 6,6% обучающихся. В то время как улучшение результата в экспериментальной группе на 2,8% больше контрольной.
Рис. 2. Результаты выполнения теста «бег 30 метров» после окончания эксперимента
По результатам тестирования в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной. Так в контрольной группе спустя год исследования результат не изменился у 22,8% обучающихся, в то время как в экспериментальной только у 16,5%. Ухудшение результатов в экспериментальной группе на 19% ниже, чем в контрольной, а разница улучшенных результатов между экспериментальной и контрольной группой составляет 25,5% в пользу экспериментальной группы.
Рис. 3. Результаты выполнения теста «челночный бег 3*10м» после окончания эксперимента
По результатам данного теста наиболее хорошо видны различия в контрольной и экспериментальной группе. Так как при выполнении данного теста уровень развития данного физического качества можно определить не только по результату, которые показывают обучающиеся, но и зрительно в процессе выполнения теста.
Рис. 4. Результаты выполнения теста «поднимание туловища из положения, лежа за 1 минуту» после окончания эксперимента
По результатам данного теста можно наблюдать небольшой % ухудшений результатов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе (15,2% и 8,5%). При этом количество обучающихся, у которых результат улучшился достаточно большое как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
Однако в экспериментальной группе % улучшенных результатов, выше более чем на 17%. При этом разница обучающихся у которых результат остался без изменений, составляет около 10% в пользу экспериментальной группы.
Рис. 5. Результаты выполнения теста «бег к пронумерованным набивным мячам» после окончания эксперимента
Данный тест вызвал наибольшее количество вопросов у обучающихся, ведь обучающиеся не знали заранее порядок, по которому нужно бежать к мячу. Номер мяча, к которому необходимо бежать обучающийся узнавал уже в процессе проведения теста, для всех обучающихся был разный порядок мячей. К тому же расположение и номера мяча менялся после каждого обучающегося. Благодаря чему можно было наблюдать не только координационные возможности того или иного обучающегося, но и скорость реакции на звук, а также зрительную память.
Рис. 6. Результаты выполнения теста «повороты на гимнастической скамейке» после окончания эксперимента
Несмотря на простоту данного теста, на пробных попытках не у всех обучающихся получалось его выполнить с первого раза. Тем не менее в процессе проведения непосредственно тестирования практически не было неудавшихся попыток.
По сути, именно этот тест показывает основной уровень развития координационных способностей. Ведь одной из разновидностей координационных способностей является способность к ориентации в пространстве, а также способность к равновесию. То есть по результатам данного теста можно наблюдать как тот или иной обучающийся может понимать и определять положение собственного тела в пространстве, а также изменять данное положение, выполняя различные движения и сохранять устойчивую позу при выполнении данных движении [3].
Рис. 7. Результаты выполнения теста «перешагивание через гимнастическую палку» после окончания эксперимента
Данный тест обучающиеся назвали легким. Так как инвентарь, используемый при выполнении данного теста знаком ребятам с раздела гимнастики на уроках физической культуры. Большинству обучающихся потребовалась одна пробная попытка, так же по желанию обучающихся они могли выполнить тест без пробной попытки. Результаты данного теста в целом схожи с результатами остальных тестов на определение уровня развития координационных способностей.
Выводы
Несмотря на то, что урок является основной формой физического воспитания в школе, система физического воспитания обучающихся представляет собой совокупность различных форм организаций занятий физическими упражнениями.
В том числе внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, а также различная активность в течение учебного дня. В соответствии с ФГОС ООП «основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность». Основным видом внеурочной деятельности являются внеклассные занятия. На рисунках 1-7 наглядно показана эффективность проводимого исследования по внедрению экспериментальной программы по внеурочной деятельности.