Психосексуальное развитие по теории Фрейда. Оральная стадия

В данной статье представлена информация и исследование влияния первой стадии психосексуального развития, а именно оральной на привычки и поведение человека во взрослом возрасте.

Аннотация статьи
Зигмунд Фрейд
привычки
исследование
психосексуальное развитие
оральная стадия
грудное вскармливание
Ключевые слова

Актуальность. Думаю, многие знают, что события, происходящие в детстве, которые так или иначе считаются травмирующими, оказывают определенное влияние на то, с какими трудностями столкнется человек во взрослой жизни. Такие события не всегда являются очевидными для родителей, и они могут даже не подозревать, что своими действиями создают для ребенка некоторые проблемы.

У Фрейда есть теория, что каждый человек, в своем психосексуальном развитии проходит 5 стадий, последовательно сменяющих друг друга.

  • оральная стадия - от рождения до полутора лет;
  • анальная стадия - от полутора до трех лет;
  • фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
  • латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
  • генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Эти стадии – серия конфликтов между индивидом, желающим удовлетворить инстинктивные импульсы, и социальным миром (в частности семьей), ограничивающим эти желания.

Развиваясь, индивид находит способы получать желаемое настолько, насколько это возможно, учитывая ограничения социума. Это своего рода адаптация, результаты которой будут прослеживаться уже во взрослом человеке.

Фрейд полагал, что на человеческом теле есть определенные зоны, на которых фокусируется либидо. Отдельные зоны становятся центральными в разном возрасте в связи с физиологическими изменениями. У взрослых такими зонами являются в большей степени гениталии. В раннем детстве у ребенка такой зоной является рот, далее анус.

Оральная стадия

На этой стадии центром нашего внимания является рот и область губ. С помощью рта ребенок питается и получает приятные ощущения. Другие органы чувств пока находятся на втором плане.

Эта стадия разделена на две фазы:

1. Орально-инкорпоративная (с рождения примерно до 6 месяцев)

Эта стадия характеризуется аутоэротизмом, то есть отсутствием нужды во внешних объектах для удовлетворения сексуального влечения и глобальным нарциссизмом, то есть полной обращенностью либидо ребенка на самого себя. Ребенок еще не может отделить себя от матери и считает себя и мать единым целым.

2. Орально-садистическая (от 6 месяцев до полутора лет)

Ребенка начинают отлучать от груди. Он уже не получает беспрепятственного удовольствия, впервые сталкиваясь с принципом реальности. Мать начинает оставлять ребенка одного. В силу нового опыта столкновения принципов удовольствия и реальности создаются условия для формирования Эго ребенка. Ребенок начинает дифференцировать границы Я и внешнего мира, разделение Я и не-Я. С прорезыванием зубов у ребенка появляются новые возможности в освоении мира. Он начинает опробовать их как способ воздействия на мать, посредством укуса, как бы «наказывая» ее.

Отлучение ребенка от груди и является первым конфликтом, эффективность решения которого является итогом этой стадии.

Если конфликт разрешается неэффективно, то наблюдается нарушение развития личности за счет механизмов фиксации (эрогенное влечение привязывается к данной области) и вытеснения. Вытеснение и фиксация на оральной стадии проявляются в ряде невротических симптомов.

Примером оральной фиксации – связывание получения удовольствия с оральной областью (курение, обжорство, тяга к спиртному, поцелуям и др.). Понятие орального характера связано с фиксацией либидо на оральной стадии. Если фиксация происходит на ранней орально-инкорпоративной стадии, формируется оральный оптимизм – доверчивость, часто чрезмерная, когда человек – потенциальная жертва обмана; беззаботность, безответственность, уверенность в том, что всегда найдется человек, который решит все проблемы. Фиксация на второй стадии ведет к формированию орального пессимизма – враждебности, недоверия, жадности, неудовлетворенности, требовательности.

Фрейдом были описаны два крайних типа поведения матери, по причине которых может произойти фиксация на этом этапе развития:

  1. Излишняя строгость.
  2. Чрезмерная гиперопека

Оба типа поведения ведут к формированию орально-пассивного типа личности.

Результаты исследования (опрос):

  • В исследовании приняли участие 117 человек в возрасте от 18 до 31 года. Из них 65% женщин и 35% мужчин.
  • 72% опрошенных кормили грудью в детстве, остальных 28% либо не кормили, либо кормили непродолжительный срок, далее я буду их обозначать, как «люди с фиксацией на оральной стадии».
  • Среди людей с фиксацией на оральной стадии 78% отмечают у себя такие привычки, как грызть ногти, обкусывать губы, жевать жвачку, кусать кончик карандаша и так далее. Среди остальных процент меньше – 45%.
  • Также прослеживается связь между фиксацией на оральной стадии и пристрастием к курению в будущем. В 1,2 раза больше курящих, по сравнению с остальными людьми.
  • Люди с фиксацией на оральной стадии склонны выбирать себе партнеров сильно старше их самих, как бы желая к себе «материнского отношения». Это подтверждает опрос, на 12% больше, чем у остальных людей.

Заключение

Можно сделать вывод, что наше поведение действительно во многом зависит от событий, происходящих в детстве. Зная механизмы развития психики на разных этапах, родителям будет легче выбирать тактику поведения для того, чтобы избежать детских травм и их последствий в будущем.

Текст статьи
  1. Фрейдовская концепция раннего детского развития [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: https://studopedia.su/13_98818_freydovskaya-kontseptsiyarannego-detskogo-razvitiya.html (дата обращения: 05.11.2022).
  2. Фрейд З. Фазы развития сексуальной организации.  – З. Фрейд. Очерки по психологии сексуальности/  Пер. с англ. М.: Азбука, 2010, С.56.
  3. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри»,1999., – 608с.
  4. Фрейд З. Влечения и их судьба.  Эксмо-Пресс М.: 2000. 432с.
  5. Юнг К. Г. О психической энергии.  – К. Г. Юнг. Структура и динамика психического / Пер. с англ. – М. «Когито-Центр», 2008, 78 с.
Список литературы