Совершенствование набора и подбора персонала в IT-компаниях
При неправильном отборе персонала организации терпят убытки. Отбор персонала – ответственная задача, с которой сталкивается каждая организация, необходимо подобрать персонал так, чтобы он максимально соответствовал по своим квалификационным характеристикам вакантной должности. Цель предложить мероприятия, позволяющие структурным подразделениям, занимающимся отбором персонала, организовать данную работу и четко направить ее на удовлетворение как можно большего числа требований к кандидатам на должность. В статье использовались общенаучные методы исследования в рамках сравнительного анализа. В результате обоснована необходимость системного подхода к отбору персонала в условиях возрастания сложности данного процесса, выделены подпроцессы отбора персонала.
Понятия hard и soft skills означают соответственно «жесткие» и «мягкие» навыки. Подходящие навыки – основные критерии для получения нужного сотрудника в компанию.
Hard skills - профессиональные, технические компетенции, которые относятся к конкретной должности и существуют задания для их проверки. Они не зависят от того в какой компании или в каком коллективе используются. Например, управление башенным краном, знание иностранных языков или программирование на С#.
Soft skills – универсальные социально – психологические качества, не зависящие от профессии, но, влияющие на успешность человека и на его «вливание» в коллектив. Сюда относятся: организованность, решение конфликтных ситуаций, коммуникативные навыки, умение работать в команде, адаптироваться к условиям работы. Такие качества личности формируются с опытом и зависят от характера человека.
Различия в soft и hard skills показаны наглядно в таблице.
Таблица
Различия в soft и hard skills
Soft skills |
Hard skills |
---|---|
Высокий уровень эмоционального интеллекта EQ (отвечает правое полушарие мозга) |
Здесь важны логика и высокий уровень IQ (отвечает левое полушарие мозга) |
Эти навыки сложно измерить, отследить, проверить |
Легко измерить с помощью заданий и экзаменов |
Правила меняются в зависимости от коллектива в различных компаниях |
Правила всегда остаются неизменными для определённой должности, профессии, независимо от коллектива |
Получают с опытом и зависят от характера и темперамента личности |
Получают путём обучения, запоминания материла |
Адаптируются под конкретную ситуацию |
Действия выполняются согласно определённому шаблону |
Современный рынок труда диктует свои условия. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, нужны не только профессиональные навыки. С уверенностью можно утверждать, что без определенных «мягких» компетенций не обойтись. В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills, и только на 15% — от hard skills. В наше время для решения технических задач можно позвать на помощь искусственный интеллект, но заменить человека в вопросах коммуникации, стратегического или творческого мышления он вряд ли когда-нибудь сможет.
Хантингом называется направление поиска ключевых кандидатов, специалистов, основанное на переманивании их, из других компаний.
Переговоры и оценка кандидатов. Хантер взаимодействует с людьми из лонг-листа, оценивает их soft- и hard-skills, выявляет ценности и мотивы к переходу. Если кандидат не открыт для предложений, то на этом этапе и начинается процесс хантинга. Или не начинается, если выбранные специалисты уже сами проявляют инициативу и готовы к смене работы.
Случаи, когда хантинг необходим:
- Поиск высококвалифицированных специалистов и сотрудников С-level. Такие позиции открываются редко. Внутренний рекрутер может просто не иметь опыта и компетенций, чтобы правильно коммуницировать с такими кандидатами и оценивать их. В этом случае привлекается профессиональный хантер, который уже решал аналогичные задачи для других компаний и индустрий.
- Ведется строго конфиденциальный подбор. Необходимо найти ключевого специалиста, но так, чтобы об этом никто не узнал раньше времени. Это тонкая нестандартная задача: нельзя поручить ее внутренним рекрутерам, запрещено размещать вакансию в открытых источниках.
- Требуется пересмотр состава управленческой команды. Например, в компании ставятся амбициозные цели и задачи на будущий период, но действующая команда неспособна их реализовать. К таким сложным проектам привлекают внешних опытных хантеров.
- Нужно закрыть уникальные вакансии — такие, с которыми ранее компания не сталкивалась. Допустим, организация меняет стратегию развития, трансформируется, в связи с чем появляются новые направления бизнеса и должности. Чтобы справиться с новой нестандартной задачей, HR может обратиться за помощью к внешним консультантам.
- Не удается закрыть определенную позицию — работодатель попытался справиться самостоятельно с помощью стандартных методов подбора, но ничего не получилось.
Хантинг не нужен, когда компания:
- Занимается массовым рекрутингом.
- Нанимает специалистов уровня мидл и ниже.
- Работает на рынке, где много кандидатов, находящихся в активном поиске.
Популярные инструменты для хантинга – информационный ресурс Hunt flow – заточенный под IT систему с возможностью ведения организационной структуры.
IT-компания — компания, занимающаяся видами деятельности, связанными с разработками компьютерных технологий и программного обеспечения, а также с хранением, обработкой и управлением потоками данных. Также деятельность может быть связана с обучением IТ-специалистов.
- Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. – 14-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, Прогресс книга, 2018. – 1038 с.
- Архипова, Н.И. Современные проблемы управления персоналом : монография / С.В. Назайкинский, О.Л. Седова, Рос. гос. гуманитар. ун-т, Н.И. Архипова. – М. : Проспект, 2018. – 161 с.
- Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Базаров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 381 с.
- Беседина, О. И. Инновационные методы в кадровой политике / О.И. Беседина, Д.И. Зновенко, Е.В. Малахова // Экономика. Менеджмент. Инновации. – 2019. – №1(19). – С. 3-10.
- Вукович Г. Г. Управление персоналом: теория и методика / Г. Г. Вукович // Экономика Профессия Бизнес. – 2019. – № 4. – С. 20-25.
- Гасанова, А.А. Управление персоналом в системе управления организацией / А.А. Гасанова // Инновационная наука. – 2019. – №11. –С. 50-53.
- Герасимов, Б.Н. Методологические инструменты исследования и оценки эффективности процесса управления персоналом организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 2. – С. 160-169.