Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе...

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе логопедической работы

Автор(-ы):

Шкут Ирина Николаевна

Шапошник Людмила Юрьевна

Толмачева Ксения Владимировна

Секция

Педагогика

Ключевые слова

логопед
логопедическая работа
детский возраст
детский сад
способы развития ребенка
речь
общение
коммуникация
коммуникабельный
общительный

Аннотация статьи

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими людьми. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Поэтому очень важна логопедическая работа с детьми, которая включает в себя систему специальных занятий, целями которых являются побуждение к общению, повышение речевой активности ребенка. Направлениями работы являются: стимулирование речевого развития, своевременное выявление детей с речевыми проблемами.

Текст статьи

Общение – важнейшая часть жизни каждого человека в социуме. Общительные и дружелюбные люди добиваются больших успехов в карьере, дружбе и личных отношениях. Навыки коммуникабельности начинают формироваться у ребёнка с раннего детства и главную роль в их развитии играют взрослые.

Что же такое коммуникация? Коммуникация – это процесс передачи информации и эмоций от одного человека или группы к другому человеку или группе людей. Говоря простыми словами, коммуникация – это общение. Без общения невозможно полноценное взаимодействие людей. Мы живём в обществе, поэтому развитые коммуникативные навыки очень важны. Ребёнок с раннего возраста учится взаимодействовать с окружающими его людьми, получать и передавать информацию. От того, насколько хорошо развиты коммуникативные навыки малыша зависит его адаптация в дошкольном учреждении, а затем и в школе.

Коммуникативные навыки дошкольников – это не просто умение разговаривать. Они включают в себя целый комплекс умений:

  • чёткая, связная речь;
  • умение понятно выражать свои мысли и эмоции;
  • понимание невербальных сигналов (взглядов, мимики, пантомимики);
  • проявление эмпатии к собеседнику;
  • умение слушать собеседника;
  • способность работать в команде;
  • знание правил приличия и поведения в обществе;
  • умение выстраивать конструктивный диалог.

Чем лучше у ребёнка развиты эти навыки, тем увереннее он чувствует себя в социуме. Поэтому мы, взрослые, должны обучить малыша коммуникации до того, как он пойдёт в школу.

В каждом ребенке есть своя уникальность, неповторимость, поэтому и способы взаимодействия с детьми не могут быть универсальными. Дети нуждаются в коммуникативных потребностях для полноценно развитой личности. То, что ребенок получает в детстве, это фундамент для его взрослой жизни. Большую роль в развитии коммуникативных навыков в дошкольном возрасте играют педагоги детского сада, а частности, логопеды. Здесь очень важно соблюдать правило – «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимите до своего уровня).

Кроме общения со взрослыми, важную роль в развитии ребенка играет взаимодействие со сверстниками. Но совместная деятельность детей может носить и примитивный характер, бывает плохо развита, соответственно и общение будет таким же: кроме того, оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, например в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми.

Главной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Неотъемлемая часть игры – игрушка. Игрушка – наиболее подходящее средство в процессе формирования коммуникативных умений. Само содержание учебного материала и методики его преподавания детям должны опираться на имеющиеся у них потребности в общении, в игре, в движении, в продуктивных видах деятельности. Игрушка является самым подходящим средством обучения и воспитания. В логопедической работе используют различные методы: практические, наглядные и словесные.

Практические методы – это упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические коммуникативные умения либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей. Моделирование – это процесс создания моделей и их использованием в целях формирования представлений о структуре объектов.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Пребывание детей в детском саду создает благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.

Работа по формированию коммуникативных умений может осуществляться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов и т.д.). Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.

Необходимо, чтобы логопед в процессе работы с детьми объективно и тактично оценивал успехи каждого ребенка и привлекал к ним внимание его товарищей.

В старшей группе дети усваивают термины «слово»«звук», выполняют простейший анализ слов различной звуковой структуры, учатся произносить слова с переносным ударением, находить ударение в словах, названных логопедом. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа (довербальный, возникновения речи, развития речевого общения). Включают в коррекционно-развивающие занятия разнообразные приемы, упражнения для совершенствования невербальных навыков общения. Дети учатся по особенностям выразительных движений и жестов, понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. Основные рекомендации педагогам по работе над формированием коммуникативных навыков: прежде чем строить коррекционную работу, необходимо изучить индивидуальные, психологические особенности каждого ребенка; использовать индивидуально-дифференцированный подход в проведении деятельности; каждый успех в достижениях обязательно должен стать предметом положительной оценки; необходима систематическая, кропотливая работа; работа педагога должна быть творческой, и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов развития коммуникативных навыков. Привить детям коммуникативные навыки важно как можно раньше, поскольку общение – это основа социальной адаптации человека. Дети с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации по различным причинам.

Список литературы

  1. Дьяченко, В.Ю. Развитие речи / В.Ю. Дьяченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 3-4 лет. / 4-5 лет. 5-6 лет. 6-7 лет. / Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»/ Нищева Н.В.
  4. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Смага, А.А. Современные подходы к проведению занятий по развитию речи / А.А. Смага // Современный детский сад. - №5. - 2008.
  6. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие / О.А. Соломенникова. - М.: Айрис-дидактика, 2006. – 192 с.
  7. Ушакова, О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Управление ДОУ. - № 6. – 2006.

Поделиться

547

Шкут И. Н., Шапошник Л. Ю., Толмачева К. В. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе логопедической работы // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/5078-razvitie-kommunikativnikh-umenij-u-detej-star

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля