Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе...

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе логопедической работы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

логопед
логопедическая работа
детский возраст
детский сад
способы развития ребенка
речь
общение
коммуникация
коммуникабельный
общительный

Аннотация статьи

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими людьми. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Поэтому очень важна логопедическая работа с детьми, которая включает в себя систему специальных занятий, целями которых являются побуждение к общению, повышение речевой активности ребенка. Направлениями работы являются: стимулирование речевого развития, своевременное выявление детей с речевыми проблемами.

Текст статьи

Общение – важнейшая часть жизни каждого человека в социуме. Общительные и дружелюбные люди добиваются больших успехов в карьере, дружбе и личных отношениях. Навыки коммуникабельности начинают формироваться у ребёнка с раннего детства и главную роль в их развитии играют взрослые.

Что же такое коммуникация? Коммуникация – это процесс передачи информации и эмоций от одного человека или группы к другому человеку или группе людей. Говоря простыми словами, коммуникация – это общение. Без общения невозможно полноценное взаимодействие людей. Мы живём в обществе, поэтому развитые коммуникативные навыки очень важны. Ребёнок с раннего возраста учится взаимодействовать с окружающими его людьми, получать и передавать информацию. От того, насколько хорошо развиты коммуникативные навыки малыша зависит его адаптация в дошкольном учреждении, а затем и в школе.

Коммуникативные навыки дошкольников – это не просто умение разговаривать. Они включают в себя целый комплекс умений:

  • чёткая, связная речь;
  • умение понятно выражать свои мысли и эмоции;
  • понимание невербальных сигналов (взглядов, мимики, пантомимики);
  • проявление эмпатии к собеседнику;
  • умение слушать собеседника;
  • способность работать в команде;
  • знание правил приличия и поведения в обществе;
  • умение выстраивать конструктивный диалог.

Чем лучше у ребёнка развиты эти навыки, тем увереннее он чувствует себя в социуме. Поэтому мы, взрослые, должны обучить малыша коммуникации до того, как он пойдёт в школу.

В каждом ребенке есть своя уникальность, неповторимость, поэтому и способы взаимодействия с детьми не могут быть универсальными. Дети нуждаются в коммуникативных потребностях для полноценно развитой личности. То, что ребенок получает в детстве, это фундамент для его взрослой жизни. Большую роль в развитии коммуникативных навыков в дошкольном возрасте играют педагоги детского сада, а частности, логопеды. Здесь очень важно соблюдать правило – «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимите до своего уровня).

Кроме общения со взрослыми, важную роль в развитии ребенка играет взаимодействие со сверстниками. Но совместная деятельность детей может носить и примитивный характер, бывает плохо развита, соответственно и общение будет таким же: кроме того, оно может выражаться в агрессивно направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не сопровождаться речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым становится речевое общение. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, например в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно, и речи. Общение со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со взрослыми.

Главной деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Неотъемлемая часть игры – игрушка. Игрушка – наиболее подходящее средство в процессе формирования коммуникативных умений. Само содержание учебного материала и методики его преподавания детям должны опираться на имеющиеся у них потребности в общении, в игре, в движении, в продуктивных видах деятельности. Игрушка является самым подходящим средством обучения и воспитания. В логопедической работе используют различные методы: практические, наглядные и словесные.

Практические методы – это упражнения, игры и моделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические коммуникативные умения либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей. Моделирование – это процесс создания моделей и их использованием в целях формирования представлений о структуре объектов.

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Пребывание детей в детском саду создает благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.

Работа по формированию коммуникативных умений может осуществляться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов и т.д.). Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводить их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение логопеда, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих.

Необходимо, чтобы логопед в процессе работы с детьми объективно и тактично оценивал успехи каждого ребенка и привлекал к ним внимание его товарищей.

В старшей группе дети усваивают термины «слово»«звук», выполняют простейший анализ слов различной звуковой структуры, учатся произносить слова с переносным ударением, находить ударение в словах, названных логопедом. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа (довербальный, возникновения речи, развития речевого общения). Включают в коррекционно-развивающие занятия разнообразные приемы, упражнения для совершенствования невербальных навыков общения. Дети учатся по особенностям выразительных движений и жестов, понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми. Основные рекомендации педагогам по работе над формированием коммуникативных навыков: прежде чем строить коррекционную работу, необходимо изучить индивидуальные, психологические особенности каждого ребенка; использовать индивидуально-дифференцированный подход в проведении деятельности; каждый успех в достижениях обязательно должен стать предметом положительной оценки; необходима систематическая, кропотливая работа; работа педагога должна быть творческой, и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов развития коммуникативных навыков. Привить детям коммуникативные навыки важно как можно раньше, поскольку общение – это основа социальной адаптации человека. Дети с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения в формировании навыков социальной коммуникации по различным причинам.

Список литературы

  1. Дьяченко, В.Ю. Развитие речи / В.Ю. Дьяченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 3-4 лет. / 4-5 лет. 5-6 лет. 6-7 лет. / Т. И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»/ Нищева Н.В.
  4. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. / Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Смага, А.А. Современные подходы к проведению занятий по развитию речи / А.А. Смага // Современный детский сад. - №5. - 2008.
  6. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ. Методическое пособие / О.А. Соломенникова. - М.: Айрис-дидактика, 2006. – 192 с.
  7. Ушакова, О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова // Управление ДОУ. - № 6. – 2006.

Поделиться

1090

Шкут И. Н., Шапошник Л. Ю., Толмачева К. В. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе логопедической работы // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/5078-razvitie-kommunikativnikh-umenij-u-detej-star

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января