В современных гостиничных предприятиях оценка и аттестация персонала становится не только источником информации об уровне квалификации работников, но и методом изучения личных черт и возможностей сотрудников. Данный процесс является основой с целью принятия организационных решений. Например, отбор кадров, кадровые перемещения, формирование кадрового резерва, обучение и развитие сотрудников.
Понятие «аттестация» включает регулярную оценку производственных компетенций работника. Аттестация является базовой процедурой, необходимой для того, чтобы эффективно функционировали технологии управления человеческими ресурсами в организации. Аттестация – это своеобразная комплексная оценка, учитывающая потенциал и индивидуальный вклад работника в конечный результат. Также аттестация та процедура, которая входит в состав оценки персонала.
Создание системы точной, объективной, понятной работникам аттестации – главная задача руководства каждого предприятия.
В процессе проведения аттестации подводятся итоги работы каждого работника, когда заканчивается срок действия его трудового договора, оцениваются результаты его трудовой деятельности, определяется степень соответствия сотрудника установленным должностным требованиям.
Аттестация персонала – процедура систематической формализованной оценки согласно заданным критериям соответствия деятельности конкретного работника четким стандартам выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определенный период времени. Процедура аттестации должна быть оформлена в соответствии с законодательными и локальными нормативными документами [1, c.130]. В таблице 1 сформированы основные понятия «аттестации».
Таблица 1
Основные понятия «аттестации» (источник: составлено на основе [2, c.196])
|
Аттестация |
---|---|
Понятие |
Процедура систематической формализованной оценки согласно заданным критериям соответствия деятельности конкретного работника четким стандартам выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определенный период времени |
Цели |
Определение степени соответствия знаний, умений и навыков, занимаемой должности |
Задачи |
Оценка занимаемой должности |
Лица, ответственные за проведение |
Члены аттестационной комиссии |
Нормативные документы |
Приказы по компании о проведении аттестации, оформление аттестационных протоколов |
Все вышеперечисленные элементы в аттестации персонала определяют систему. Аттестация персонала в современной компании должна установить комплекс взаимосвязанных целей не только для предприятия, но и для каждого сотрудника. Цели оценки персонала представлены в таблице 2.
Таблица 2
Цели аттестации персонала для гостиничного предприятия и для сотрудника (источник: составлено на основе [3, c.209-213])
Цели | |
Для предприятия |
Для сотрудника |
Компенсационные изменения Консультирование, развитие карьеры Обучение и организационное развитие Продвижение HR-планирование Понижение, сокращение, ротация Валидизация техники отбора |
Поощрить правильное поведение и скорректировать неправильное Удовлетворить любопытство сотрудников по поводу того, насколько хорошо они работают Обеспечить четкое основание для дальнейших карьерных решений сотрудника |
С помощью аттестации персонала можно определить ряд важных управленческих решений, которые являются преимуществами для компании и для сотрудников. Преимущества аттестации персонала на гостиничной предприятии представлены в таблице 3.
Таблица 3
Преимущества аттестации персонала на гостиничном предприятии (источник: составлено на основе [3, c.282-283])
Преимущество аттестации |
Описание |
---|---|
1. Определение результатов работы, уровня знаний и навыков персонала компании |
Аттестация помогает выяснить готовность сотрудников к решению стратегических задач в будущем, позволяет получить точные результаты деятельности персонала и дает возможность увидеть профессионально-деловой потенциал сотрудников |
2. Возможность ротации кадров и создания кадрового резерва |
С помощью кадрового резерва появляется возможность заполнять управленческие позиции сотрудниками компании, продвижения собственных сотрудников на руководящие позиции - их лояльность по отношению организации. |
3. Создание целенаправленной программы развития персонала. |
Для успешности бизнеса необходима программа развития персонала. Оценка персонала позволяет определить текущую потребность в тренингах, соотнести корпоративные цели компании и конкретные знания и навыки тех или иных сотрудников. Здесь реализуется точечный подход к различным группам персонала. |
4. Мотивация персонала |
Оценка служит текущей материальной мотивацией сотрудников - появляются формализованные данные для пересмотра зарплаты, бонусов и т.д. мотивирует персонал на долгосрочную работу в организации и уменьшает опасность ухода лучших специалистов. |
5. Построение корпоративной культуры |
Очень важную роль оценка играет в укреплении корпоративной культуры и формировании корпоративной идентичности. Именно система оценки доводит до персонала понимание стратегии организации, ее миссии и видения через предъявляемые требования. |
6. Организационное развитие |
Построение системы оценки, хотя и косвенно, помогает совершенствовать организационные взаимоотношения. Перед ее внедрением надо четко представлять, как работают линейное и матричное подчинение и система делегирования полномочий, иметь для всех позиций должностные инструкции (Job Description) и так далее. |
Руководство персоналом как функция управления призвана объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое.
Достигается это реализацией принципов работы с персоналом, их взаимодействием.
Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.
Управление персоналом в части оценки и аттестации:
- формирование моделей компетенции в профилях должностей;
- описание оценочных мероприятий на основании произвольных методов оценки персонала, описание шкал оценки;
- автоматизированное планирование мероприятий по оценке персонала;
- автоматическое составление и утверждение списков сотрудников, подлежащих оценке;
- автоматизированное проведение мероприятий по оценке персонала;
- автоматический расчет соответствия работников «профилям должностей», просмотр нормативных и актуальных фактических оценок, взятых в расчет, хранение результатов расчета и анализ соответствия в целом по отделам, по «профилям должности» и т.д.;
- управление персоналом в части подбора (рекрутинга);
- автоматическое определение вакансий на заданную дату на основе штатного расписания с учетом утвержденных штатных единиц с предстоящей датой открытия, определение вакантных в будущем периоде штатных единиц на основе учета планируемого изменения назначений (желаемая замена работника, предстоящее увольнение, декрет);
- учет всех личных данных (в том числе резюме) кандидатов на штатные должности;
- автоматизированная оценка соответствия кандидата требованиям вакансии;
- формирование приказов о приеме сотрудника;
- формирование плана подбора персонала;
- управление персоналом в холдинговых структурах и т.д.
Можно сделать вывод, что аттестация персонала на гостиничном комплексе очень важна не только для предприятия, но и для каждого сотрудника.