В начале 2020 г. учителям, ученикам, родителям учащихся, школьной администрации пришлось быстро осваивать новые инструменты и форматы работы, находясь при этом под сильнейшим давлением внешних обстоятельств, вызванных пандемией COVID‑19.
Традиционно к профессиям, подверженным риску выгорания, относят педагогические, в том числе профессию преподавателя всех уровней системы образования [6, 8].
Отечественные психологи подчеркивают, что состояние психической напряженности преподавателей обусловлено их деятельностью, педагогическим общением и личностными особенностями [9].
Угроза профессионального выгорания возрастает из-за ряда характеристик педагогической деятельности, таких как:
- рутинность, алгоритмизация, повторяемость элементов и технологичность деятельности (стереотипность, шаблонность);
- социальные обязательства и ответственность за результаты своего труда;
- ургентное давление и перегрузки из-за массива информационных потоков;
- принятие решений в ситуации неопределенности с целью разрешения актуальных проблем при дефиците времени и обратной связи;
- отсроченность и относительность итогов педагогической деятельности и другие.
Дополнительно можно обозначить статусно-ролевые стрессоры деятельности педагогических работников (например, ролевой конфликт, отверженность в референтной группе, действие полоролевых стереотипов, психологическая несовместимость с коллегами) и организационные стрессоры (слабая корпоративная культура, неблагоприятные условия труда, неэффективный стиль руководства и т. д.) [12].
По данным современных международных исследований, они подвержены стрессу больше, чем представители других профессий.
За последнее десятилетие исследования профессионального стресса и стрессоустойчивости педагогов стали особенно актуальны. Они достаточно разнообразны, но немногочисленны.
В статье М. В. Васильченко и Л. Д. Желдоченко «рассмотрен феномен профессионального стресса в педагогической деятельности, доказано, что в стрессовой ситуации у преподавателей начальной школы со средним уровнем личностной тревожности доминирует просоциальная модель поведения, а с высоким – преобладает непрямая модель поведения» [1].
С ростом личностной тревожности учителей начальных классов снижается частота использования активной и просоциальной модели поведения и возрастает использование пассивной, асоциальной, прямой и непрямой моделей.
И. А. Новикова, М. С. Зехова изучали психологический стресс педагогов, проходящих процедуру аттестации, и доказали, что большинство из них демонстрируют признаки психологического стресса во время прохождения аттестационных процедур [5].
Основными стресс-факторами в этот период выступают возрастание нагрузки, нарушение режима труда и отдыха, необходимость работать в выходные, праздники и после работы, конфликты с коллегами и руководством, страх экспертной оценки и публичных выступлений. Во время стресса учителя часто используют эмоционально-ориентированные и достаточно редко – проблемно-ориентированные копинг-стратегии.
Введение карантинных и других мероприятий из-за распространения коронавирусной инфекции, ситуация самоизоляции и полный или частичный переход на дистанционную форму обучения, не может не вызывать стресс как у детей, так и у учителей.
Это связано с тем, что люди оказались в совершенно новых ситуациях, с которыми ранее не сталкивались, а адаптация к таким условиям всегда требует времени.
Высокий уровень эмоционального дистресса требует внимания и помощи со стороны школьного психолога, так как в сопровождении нуждаются все категории участников образовательного процесса: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школ.
Но учителям, как специалистам, имеющим знания и навыки психологической самопомощи, школьные психологи традиционно уделяют меньшее внимание, забывая, что работа учителя всегда связана с высокими эмоциональными нагрузками.
Пандемия повлияла не только на психическое состояние учащихся, учителя также накопили высокий уровень стресса с начала пандемии. Недавние зарубежные исследования показали, что во время локдауна учителя испытывали стресс от необходимости адаптироваться (в рекордно короткие сроки), чтобы проводить онлайн-занятия [9]. Этот стресс часто сопровождался симптомами тревоги, депрессии и нарушения сна в результате увеличения рабочей нагрузки.
Не так много исследований, проведенных во время пандемии, изучают симптомы стресса, тревоги и депрессии среди учителей, но проведенные исследования показывают, что у них есть симптомы нарушений.
Недавнее исследование арабских специалистов показало, что эта пандемия привела к тому, что учителя столкнулись с такими проблемами, как тревожность, депрессия, конфликты в семье, и все это ограничивает их способность правильно преподавать [8].
Исследование, проведенное в трех городах Китая во время пандемии, оценило распространенность тревожности среди учителей и обнаружило, что она составляет 13,67%, причем женщины более тревожны, чем мужчины, а пожилые люди более симптоматичны [11].
Другое исследование, проведенное в марте 2020 также в Китае, показало, что распространенность симптомов стресса у учителей составляет 9,1% и что важно поддерживать их психологически [13]. В исследовании, проведенном в Испании в начале пандемии, учителя также сообщали о рабочей нагрузке, психосоматических проблемах и истощении [12].
Более того, предыдущие исследования показали, что работа на дому с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) может вызывать чувство напряжения, тревоги, истощения и снижения удовлетворенности работой [10], а во времена пандемии это были единственные инструменты, доступные учителям.
Неприятные эмоции, связанные с работой, с истощением психологических ресурсов, уже давно являются темой частого обсуждения среди специалистов в области образования, психологов и медицинских исследователей. Это может произойти потому, что долгосрочный характер симптомов приводит к истощению, создавая меньше уверенности в их способности выполнять свою работу и затрудняя управление поведением учащихся.
К этому новому контексту следует добавить, что профессия учителя всегда приносила с собой дополнительный стресс из-за чрезмерных рабочих нагрузок, проблем межличностного общения.
Представители педагогической профессии испытали психологический дискомфорт в начале нового 2020-2021 учебного года. Результаты многочисленных зарубежных и отечественных исследований указывают на важность охраны психического здоровья учителей для обеспечения как благополучия учащихся, так и высокого качества преподавания.
Поэтому особая психологическая помощь должна оказываться тем учителям, которые наиболее уязвимы к воздействию внешних факторов, чтобы они могли лучше справляться с этим кризисом и, следовательно, лучше выполнять свою преподавательскую роль.