Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Основы взаимодействия психолога и педагога в психологической подготовке детей к ...

Основы взаимодействия психолога и педагога в психологической подготовке детей к обучению в школе

Рубрика

Психология

Ключевые слова

психологическая готовность в школе
развитие эмоциональной сферы
старший дошкольник
взаимодействие педагога-психолога

Аннотация статьи

В статье рассматривается взаимодействие педагога и психолога в подготовке к школе, дается описание основных компонентов психологической готовности ребенка к школе, описаны подходы поддерживания эмоционального фона дошкольников при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Текст статьи

Эффективная подготовка к школе является основой успешного будущего ребенка. Переход с дошкольного детства волнителен, не только для детей, но и для родителей, педагогов. От того сколько усилий приложат близкие, таким и будет будущий ученик. Ведь, перед ним открываются двери в новое неизвестное окружение, мир в котором игровая деятельность сменяется учебной, ребёнок должен быть к этому готов.

В ходе подготовки ребенка к школе важна, благоприятная адаптация к новым условиям жизни. В дошкольном образовательном учреждении ребёнок всегда находился под наблюдением и контролем педагогов, играя со сверстниками, под контролем взрослых. Особую роль стоит уделить наличию умений сосредоточиваться и управлять своими эмоциями. Готовность ребёнка к школе подразделяется на три основных аспекта: познавательный, физиологический и психологический.

Познавательная готовность заключается в создании внутренней организации мышления ребенка, позволяющей перейти к учебной деятельности. Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Познавательная готовность дошкольника к обучению связана с развитием мышления, умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

В развитие познавательной деятельности входят компоненты. Способствует большей концентрации на задании в течение длительного времени и в развитии в целом – это внимание. Память – запоминания предметов в приделе десяти. рассказывание наизусть стишков. Мышление – определять последовательность событий, окачивание предложения по логическому завершению, находить лишнее слово из группы слов. Основа письма развитие мелкой моторики, заключается в умении правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. При недостаточном развитии моторики рук, будущему первокласснику трудно писать, замечается высокая усталость при выполнении графических упражнений. Знания об окружающем мире играют огромную роль в познавательном развитии. Ребёнок в 6-7 лет должен иметь представления о себе, знать свою фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес дома.

Физиологическое развитие ребенка, наглядно показывает динамику возрастных изменений. Для успешного прохождения образовательной программы ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Важным показателем при определении физиологической готовности к школе является уровень развития мелкой моторики.

Один из важнейших компонентов развития в период дошкольного детства является психологическая готовность. Психологический этап подготовки включает в себя интеллектуальную, личностно-социальную, эмоционально-волевую готовность.

Интеллектуальная готовность заключается в том, что у ребенка должен быть запас определенных знаний: ориентировка в пространстве, дорогу домой и обратно. У ребёнка должен быть настроен мотивационный компонент, проявляется он в стремлении получить новые знания.

Личностно-социальная готовность подразумевает, основывается на таких компонентах как коммуникабельность, то есть, сформированы умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать и искать выход из проблемной ситуации. По мнению П. М. Якобсона, «эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывает прямое влияние на процесс и результат учебной деятельности в будущем» [2, с. 12]. Данный аспект означает, что ребёнок должен понимать, почему он идёт в школу, цель обучения. Отмечается наличие интереса получения новых знаний, способность ребенка выполнять сложные задания. Под усидчивостью понимается, когда ребёнок не отвлекается на посторонние предметы и дела. Ребёнок умеет владеть своим телом и эмоциями.

Все дети развиваются по-разному, каждый индивидуален. Зачастую педагоги делают акцент на развитие умственных способностей ребёнка, и совсем забывают про эмоциональное обогащение. С. Немов пишет, что эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [5, с. 39].

Поскольку в будущем детей ждут, не только радости, а и горести, взлеты, падения, открытия и разочарования ребёнок должен быть к этому эмоционально готов. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, это доказывает важность эмоционально-волевой подготовки. Объединив силы педагога-психолога и воспитателя, получим положительный отклик в развитии ребёнка. На психолого-педагогических занятиях дети знакомятся с эмоциями, учатся их распознавать и правильно проявлять в жизни. Воспитатель во время режимных моментов, наблюдает за детьми, вместе закрепляют полученный навык.

Развитие эмоциональной сферы ребенка - одна из актуальных в подготовке к школе областей. В. О. Леонтьев предлагает классифицировать эмоции по двум группам - положительные эмоции и отрицательные эмоции. Исходя из этого, стоит отметить, что положительными эмоциями считаются те, которые связаны с удовлетворением каких-либо потребностей, то есть, с получением чувства удовлетворенности событием, явлением, действием, предметом и т. д. Отрицательные эмоции появляются у человека посредством возбуждения отдела центральной нервной системы, которая говорит о неудовлетворении, отсутствия удовольствий [3, с. 8].

Для эффективного развития, ребенку важен наглядный пример, такой как создание ситуации действия и поступки людей, чтобы пронаблюдать их реакцию и эмоции. Делается это для того, чтобы ребенок мог считывать реакцию других людей по поводу его поступков, а также свои впечатления от собственной деятельности.

Педагогу-психологу важно отследить, сформированы у ребёнка эмоционально-волевые навыки, проследить устойчивость эмоций, пронаблюдать, способен он к управлению своими эмоциями, для этого используются специализированные методики.

Исходя из этого, взаимодействие педагога-психолога и воспитателя должно происходить на постоянной основе, включать постановку определённых задач, для того чтобы получить положительный отклик в развитии детей. Важно прослеживать эмоциональное состояние детей на протяжении всего образовательного процесса, чтобы не упустить возможность корректировки.

Эффективная работа психолога и педагога ДОО во взаимодействии в развитии эмоциональной сферы в дошкольном возрасте напрямую связана с подготовкой и приходом детей в школу, где они должны быть эмоционально устойчивыми. Адекватная самооценка и положительный образ себя свидетельствует, об успешной адаптации ребёнка к новому образовательному учреждению.

Список литературы

  1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд. М.: Академический проект, 2000. 180 с.
  2. Довгая Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы. М.: Дошкольное воспитание, 2004. C. 12-17.
  3. Ильин Е.П. Роль и функции эмоций // Эмоции и чувства. 2013. №2. https://psychologos.ru/articles/view/rol-i-funkcii-emociy-e.p.-ilin (дата обращения: 07.12.2022).
  4. Мурачева, С. В. Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2021.№ 21 363 с. https://moluch.ru/archive/363/81168/ (дата обращения: 5.12.2022).
  5. Немов Р. С. Психология: общие основы психологии. М.: Издательство Юрайт, 2014. 639 с.

Поделиться

621

Сердюкова А. Ю., Лейчуг Л. И. Основы взаимодействия психолога и педагога в психологической подготовке детей к обучению в школе // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/5083-osnovi-vzaimodejstviya-psikhologa-i-pedagoga

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря