Эффективная подготовка к школе является основой успешного будущего ребенка. Переход с дошкольного детства волнителен, не только для детей, но и для родителей, педагогов. От того сколько усилий приложат близкие, таким и будет будущий ученик. Ведь, перед ним открываются двери в новое неизвестное окружение, мир в котором игровая деятельность сменяется учебной, ребёнок должен быть к этому готов.
В ходе подготовки ребенка к школе важна, благоприятная адаптация к новым условиям жизни. В дошкольном образовательном учреждении ребёнок всегда находился под наблюдением и контролем педагогов, играя со сверстниками, под контролем взрослых. Особую роль стоит уделить наличию умений сосредоточиваться и управлять своими эмоциями. Готовность ребёнка к школе подразделяется на три основных аспекта: познавательный, физиологический и психологический.
Познавательная готовность заключается в создании внутренней организации мышления ребенка, позволяющей перейти к учебной деятельности. Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Познавательная готовность дошкольника к обучению связана с развитием мышления, умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
В развитие познавательной деятельности входят компоненты. Способствует большей концентрации на задании в течение длительного времени и в развитии в целом – это внимание. Память – запоминания предметов в приделе десяти. рассказывание наизусть стишков. Мышление – определять последовательность событий, окачивание предложения по логическому завершению, находить лишнее слово из группы слов. Основа письма развитие мелкой моторики, заключается в умении правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. При недостаточном развитии моторики рук, будущему первокласснику трудно писать, замечается высокая усталость при выполнении графических упражнений. Знания об окружающем мире играют огромную роль в познавательном развитии. Ребёнок в 6-7 лет должен иметь представления о себе, знать свою фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес дома.
Физиологическое развитие ребенка, наглядно показывает динамику возрастных изменений. Для успешного прохождения образовательной программы ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. Важным показателем при определении физиологической готовности к школе является уровень развития мелкой моторики.
Один из важнейших компонентов развития в период дошкольного детства является психологическая готовность. Психологический этап подготовки включает в себя интеллектуальную, личностно-социальную, эмоционально-волевую готовность.
Интеллектуальная готовность заключается в том, что у ребенка должен быть запас определенных знаний: ориентировка в пространстве, дорогу домой и обратно. У ребёнка должен быть настроен мотивационный компонент, проявляется он в стремлении получить новые знания.
Личностно-социальная готовность подразумевает, основывается на таких компонентах как коммуникабельность, то есть, сформированы умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать и искать выход из проблемной ситуации. По мнению П. М. Якобсона, «эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывает прямое влияние на процесс и результат учебной деятельности в будущем» [2, с. 12]. Данный аспект означает, что ребёнок должен понимать, почему он идёт в школу, цель обучения. Отмечается наличие интереса получения новых знаний, способность ребенка выполнять сложные задания. Под усидчивостью понимается, когда ребёнок не отвлекается на посторонние предметы и дела. Ребёнок умеет владеть своим телом и эмоциями.
Все дети развиваются по-разному, каждый индивидуален. Зачастую педагоги делают акцент на развитие умственных способностей ребёнка, и совсем забывают про эмоциональное обогащение. С. Немов пишет, что эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [5, с. 39].
Поскольку в будущем детей ждут, не только радости, а и горести, взлеты, падения, открытия и разочарования ребёнок должен быть к этому эмоционально готов. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, это доказывает важность эмоционально-волевой подготовки. Объединив силы педагога-психолога и воспитателя, получим положительный отклик в развитии ребёнка. На психолого-педагогических занятиях дети знакомятся с эмоциями, учатся их распознавать и правильно проявлять в жизни. Воспитатель во время режимных моментов, наблюдает за детьми, вместе закрепляют полученный навык.
Развитие эмоциональной сферы ребенка - одна из актуальных в подготовке к школе областей. В. О. Леонтьев предлагает классифицировать эмоции по двум группам - положительные эмоции и отрицательные эмоции. Исходя из этого, стоит отметить, что положительными эмоциями считаются те, которые связаны с удовлетворением каких-либо потребностей, то есть, с получением чувства удовлетворенности событием, явлением, действием, предметом и т. д. Отрицательные эмоции появляются у человека посредством возбуждения отдела центральной нервной системы, которая говорит о неудовлетворении, отсутствия удовольствий [3, с. 8].
Для эффективного развития, ребенку важен наглядный пример, такой как создание ситуации действия и поступки людей, чтобы пронаблюдать их реакцию и эмоции. Делается это для того, чтобы ребенок мог считывать реакцию других людей по поводу его поступков, а также свои впечатления от собственной деятельности.
Педагогу-психологу важно отследить, сформированы у ребёнка эмоционально-волевые навыки, проследить устойчивость эмоций, пронаблюдать, способен он к управлению своими эмоциями, для этого используются специализированные методики.
Исходя из этого, взаимодействие педагога-психолога и воспитателя должно происходить на постоянной основе, включать постановку определённых задач, для того чтобы получить положительный отклик в развитии детей. Важно прослеживать эмоциональное состояние детей на протяжении всего образовательного процесса, чтобы не упустить возможность корректировки.
Эффективная работа психолога и педагога ДОО во взаимодействии в развитии эмоциональной сферы в дошкольном возрасте напрямую связана с подготовкой и приходом детей в школу, где они должны быть эмоционально устойчивыми. Адекватная самооценка и положительный образ себя свидетельствует, об успешной адаптации ребёнка к новому образовательному учреждению.