Особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Аннотация статьи
познавательный интерес
развитие
дошкольный возраст
Ключевые слова

Старший дошкольный возраст – это период развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период адаптации к социальному окружению человеческих отношений через контакт с близкими людьми, а также через игровые отношения и реальные отношения со сверстниками.

Старший дошкольный возраст важен для психического развития личности, так как на первом месте – это целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят значительные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, разъединенность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от конкретного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного уровня к проблемному, что отражается в гибкости, независимости и продуктивности мышления.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении.

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс формирования образов окружающего мира. Период дошкольного детства наиболее чувствителен для развития восприятия, так как под воздействием эффективной творческой деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по оценки объектов. В процессе восприятия, у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет важное значение для развития операций мыслительной деятельности.

Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет лучше проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в создание регулятивных элементов психической деятельности и приемах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с ростом регулирующей функции речи и появлением произвольных механизмов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте идет процесс развития внимания. Внимание – это форма организации познавательной деятельности, нацеленная на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Уровень внимания определяется сочетанием основных характеристик внимания:

  • объем;
  • концентрация;
  • переключение и распределение.

Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно концентрироваться на восприятии 3-4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией внимания ребенка); устойчивость (способность концентрировать внимание на одном объекте 10-15 минут). Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано со всесторонним развитием речевой деятельности, пониманием значения дальнейшей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.

Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем изменения воспринимаемого материала на основе личного опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного воображения к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию путем создания воображаемой ситуации, отвлеченной от реальности.

Отдельную роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной среды. Основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений их контроля в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит формирование эмоционального и психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдержать внезапные выражения чувств и перепадов настроения.

Дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста пополняются индивидуальными параметрами.

Развитие личности ребенка показывает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок начинает понимать свое место в окружающем мире в соответствии с нормами и правилами общества. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Они обеспечивают организацию мотивов, устойчивость поведения.

М.В. Матюхина различает две группы мотивов, влияющих на формирование самостоятельности, инициативности ребенка и, как результат, его субъективности:

  1. первая группа представлена познавательными мотивами, связанными с содержанием деятельности и процессом ее выполнения;
  2. вторая группа представлена социальными мотивами, связанными с различными социальными контактами ребенка с окружающими.

Группа познавательных мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

  • широкий познавательный мотив, состоящий в направлении ребенка на изучение новых знаний, умений и навыков;
  • учебно-познавательный мотив, состоящий в направлении ребенка на освоение способов добывания знаний (приемы самостоятельного приобретения знаний, методы познания, способы контроля деятельности);
  • мотив самообразования, состоящий в направленности ребенка на самостоятельное совершенствование своих навыков.

Данные мотивы формируют познавательный интерес, стремление быть самостоятельным, компетентным, что служит развитию его субъективности, авторской позиции в своей жизни.

Вторая большая группа мотивов также делится на несколько подгрупп:

  • широкий социальный мотив, с целью получить знания, чтобы принести пользу обществу;
  • узкий социальный мотив, с целью занять определенную позицию, чтобы получить одобрение и авторитет;
  • социальный мотив, состоящий в том, что ребенок не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремится понимать, анализировать способы построения межличностных контактов с взрослыми и со сверстниками, постоянно совершенствуя эти способы.

Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают самостоятельное выполнение ребенком учебных задач.

Итак, старший дошкольный возраст – это период непрерывного формирования новых психических качеств, изменения познавательных процессов. Этот период дошкольного детства характеризуется свойственными и особенностями психофизического развития. Знание возрастных и индивидуальных особенностей помогают успешно обучать и развивать детей.

Текст статьи
  1. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет [Текст] / Г. П. Антонова. - Мысль, 1991. - 124 с.
  2. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологических исследований [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд. МГУ, 1984. - 103 с.
  3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 110 с.
  4. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М., 2012. - 256 с.
Список литературы