Старший дошкольный возраст – это период развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период адаптации к социальному окружению человеческих отношений через контакт с близкими людьми, а также через игровые отношения и реальные отношения со сверстниками.
Старший дошкольный возраст важен для психического развития личности, так как на первом месте – это целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят значительные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.
Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, разъединенность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от конкретного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного уровня к проблемному, что отражается в гибкости, независимости и продуктивности мышления.
Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении.
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс формирования образов окружающего мира. Период дошкольного детства наиболее чувствителен для развития восприятия, так как под воздействием эффективной творческой деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по оценки объектов. В процессе восприятия, у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет важное значение для развития операций мыслительной деятельности.
Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет лучше проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в создание регулятивных элементов психической деятельности и приемах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с ростом регулирующей функции речи и появлением произвольных механизмов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте идет процесс развития внимания. Внимание – это форма организации познавательной деятельности, нацеленная на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Уровень внимания определяется сочетанием основных характеристик внимания:
- объем;
- концентрация;
- переключение и распределение.
Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно концентрироваться на восприятии 3-4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией внимания ребенка); устойчивость (способность концентрировать внимание на одном объекте 10-15 минут). Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано со всесторонним развитием речевой деятельности, пониманием значения дальнейшей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.
Воображение детей старшего дошкольного возраста – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем изменения воспринимаемого материала на основе личного опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного воображения к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию путем создания воображаемой ситуации, отвлеченной от реальности.
Отдельную роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной среды. Основные направления эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста: усложнение эмоциональных проявлений их контроля в деятельности и поведении; формирование моральных и социальных эмоций, происходит формирование эмоционального и психического развития детей; дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдержать внезапные выражения чувств и перепадов настроения.
Дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста пополняются индивидуальными параметрами.
Развитие личности ребенка показывает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок начинает понимать свое место в окружающем мире в соответствии с нормами и правилами общества. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Они обеспечивают организацию мотивов, устойчивость поведения.
М.В. Матюхина различает две группы мотивов, влияющих на формирование самостоятельности, инициативности ребенка и, как результат, его субъективности:
- первая группа представлена познавательными мотивами, связанными с содержанием деятельности и процессом ее выполнения;
- вторая группа представлена социальными мотивами, связанными с различными социальными контактами ребенка с окружающими.
Группа познавательных мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
- широкий познавательный мотив, состоящий в направлении ребенка на изучение новых знаний, умений и навыков;
- учебно-познавательный мотив, состоящий в направлении ребенка на освоение способов добывания знаний (приемы самостоятельного приобретения знаний, методы познания, способы контроля деятельности);
- мотив самообразования, состоящий в направленности ребенка на самостоятельное совершенствование своих навыков.
Данные мотивы формируют познавательный интерес, стремление быть самостоятельным, компетентным, что служит развитию его субъективности, авторской позиции в своей жизни.
Вторая большая группа мотивов также делится на несколько подгрупп:
- широкий социальный мотив, с целью получить знания, чтобы принести пользу обществу;
- узкий социальный мотив, с целью занять определенную позицию, чтобы получить одобрение и авторитет;
- социальный мотив, состоящий в том, что ребенок не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремится понимать, анализировать способы построения межличностных контактов с взрослыми и со сверстниками, постоянно совершенствуя эти способы.
Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают самостоятельное выполнение ребенком учебных задач.
Итак, старший дошкольный возраст – это период непрерывного формирования новых психических качеств, изменения познавательных процессов. Этот период дошкольного детства характеризуется свойственными и особенностями психофизического развития. Знание возрастных и индивидуальных особенностей помогают успешно обучать и развивать детей.