Процессы глобализации охватили все сферы деятельности, в том числе и образование. Развитие образования не происходит в отдельных регионах мира. Для того, чтобы решить те проблемы, которые существуют в сфере образования, необходимо объединяться странами и искать альтернативные решения этим проблемам. Международное высшее образование также традиционно рассматривается в аспекте культурной дипломатии. Однако за последние два десятилетия в сфере международного образования произошли серьезные изменения, и появились важные новые аспекты. Не только студенты и преподаватели переходят границы, но и образовательные программы, проекты. Давние традиции научного сотрудничества и академической мобильности дополняются инновациями в области исследований и политических сетей, через международные образовательные центры, совместные программы, глобальные и двухнациональные университеты. Вместе они могут внести большой вклад в укрепление международных отношений между странами и регионами путем создания, распространения и обмена знаниями.
Высшее учебное заведение характеризуется международным сотрудничеством. Примерами могут служить исследовательские проекты, Проект – «это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая, как правило, имеет уникальный и неповторяющийся характер» [2, c. 533]. Управление проектами является синтетической дисциплиной, которая объединяет как специальные, так и профессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, в которой реализуется проект, например, строительная, инновационная, образовательная, экологическая, исследовательская, организационная и другие сферы [4, c. 129].
Участие в международных проектах постоянно ставит перед руководителями и сотрудниками проектов новые задачи, и не всегда лучшим руководителем проекта является лучший специалист в данной области, а личность с лучшими интегративными способностями. Имея это в виду, руководство предоставляет практическую поддержку для планирования и реализации международных проектов. Можно зафиксировать несколько уровней развития опыта международной проектной деятельности:
- Уровень международных контактов, где был получен первый опыт совместной деятельности по интересующим направлениям деятельности и вопросам.
- Уровень научно-педагогической кооперации, основанной на социальном партнерстве и достаточно развитой организационной культуре проекта.
- Научное, международное стратегическое сотрудничество, которое основывается на увеличение и поддержание долгосрочной программы совместной деятельности. Таким образом, логика развития проектной деятельности в международном контексте связана с движением:
- от предметно-тематических к междисциплинарным проектам;
- от билингвальных к мультилингвальным, кросскультурным, многонациональным сетевым проектам;
- от учебной к исследовательской и научно-образовательной тематике;
- от поисков грантовой поддержки до построения долгосрочного программного сотрудничества на основе специальных соглашений, заключаемых на уровне ведущих учреждений и органов управления [3, c. 129].
Управление проектами необходимо рассматривать как процесс управления командой, где используются управленческие методы и приемы для достижения тех целей и задач, которые были поставлены на начальном этапе зарождения самого проекта. Сама организация работы над проектом в образовательной деятельности предполагает решение таких задач как: формирование команды проекта и управление работы в проекте. «Команда проекта» – одно из ключевых понятий в области специфики управления проектами. Команда проекта – группа сотрудников, которые непосредственно работают над проектом. Команда находится в подчинении у руководителя проекта. Проведенный анализ подходов к формированию команд проектов в отечественной системе управления способствовал выявлению самых распространенных и активно применяемых в науке и на практике:
- Целеполагающий подход. Умение команды ориентироваться при выборе и реализации целей.
- Межличностный подход. Улучшение отношений внутри команды является основным условием плодотворности ее деятельности;
- Ролевой подход. Каждый член команды имеет свою роль и выполняет свои функции в проекте.
- Проблемно ориентированный подход. определяет логика развития процедур решения проблем, которые существуют у проекта [1, c. 129].
Общие принципы управления и достаточно типизированные этапы проекта дают возможность определить примерную структуру команды проекта в обобщенном виде. Команда проекта является управленческой структурой, которая влияет на плодотворность и эффективность реализации проекта. Международный опыт управления проектами в образовании свидетельствует об особенностях их осуществления, что важно для российской системы образования. К примеру, в настоящий момент проектный менеджмент развивается очень быстро и его востребованность возрастает. Хотелось бы отметить, что международный опыт в управлении проектами нашел отражение как в национальных стандартах, так и международных, что важно и для России. Существуют основания для применения проектного подхода в образовательной деятельности, так как на базе действующих международных стандартов управления проектами в разных странах реализовываются свои технологии управления проектами, которые можно применить и к российскому образованию. Такое явление можно объяснить тем, что достоинства проектно-ориентированной работы стали понятны и для образовательной сферы.