Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического, социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника.
С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира (люди, предметы, события). Взрослые, прежде всего родители, не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.
Результатом такой познавательной деятельности, по мнению Бабуновой Т.М. «является наблюдаемое уже в раннем детстве выраженное, субъективное, избирательное отношение ребенка к предметам, которые находятся вокруг него. Малыш четко выделяет из окружающей среды, прежде всего, близких ему людей. Он начинает искать мать, плачет, если ее нет рядом. Постепенно меняется отношение ребенка к другим объектам. В раннем и дошкольном возрасте у детей появляются особо любимые игрушки, книги, посуда, одежда, отдельные слова, движения» [3, с.23].
Одновременно со знакомством с различными свойствами и качествами вещей, как отмечает А.В. Запорожец, «…маленький ребенок получает некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных; другие, наоборот, «метятся» как отвергаемые, …нередко уже здесь, мотив деятельности, заданный взрослым, может подменяться иным, собственным мотивом, может смещаться на другие объекты или действия» [7, с. 104].
Основные изменения эмоционального интеллекта у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.
Проблема условий развития эмоционального интеллекта в детском возрасте изучена такими исследователями как Т.П. Авдулова, Н.В. Бордовская, Л.С. Выготский, А.Г. Гогобидзе, А.В. Запорожец, Е.И. Изотова, Н.В. Розум, О.В. Солнцева, О.Е. Смирнова, Е.И. Изотова, Г.А. Урунтаева, Г.Р. Хузеева, Д.Б. Эльконин и др. Исследователи сходятся во мнении, что развитие эмоционального интеллекта весьма затруднительно без организации специальных условий [8].
Главным условием обогащения эмоционального интеллекта детей, по мнению О.Е. Смирновой, является «межличностное общение между ребенком и взрослым, между детьми, содержанием которого являются эмоциональные состояния и эмоциогенные ситуации» [4, с. 96].
Г.А. Урунтаева, полагает, что одним из наиболее значимых условий формирования эмоционального интеллекта являются «отношения ребенка со сверстниками» [9, с. 57].
Психологи Т.П. Абдулова, Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева предполагают, что с эмоциональным интеллектом можно работать напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Авторы отмечают, что «на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля и эмпатия» [7, с. 117].
Д.Б. Эльконин считает, что в развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на развитии «сочувствования, способности оценивать выбор действий, умений поставить себя на место другого и почувствовать его переживания и эмоции». В первую очередь автор указывает на развитии эмпатии, под которой понимает способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого [5, с. 206].
Л.И Божович в качестве главного условия развития эмоционального интеллекта в детском возрасте предлагает «усовершенствование процесса организации восприятия и оценки детьми окружающей действительности». Для этого, по её мнению, необходимо «решать такие взаимосвязанные задачи, как формирование способности различать базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т. д.) и эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (через мимику, жесты, позу), управлять эмоциями и чувствами» [6, с. 318].
А. В. Запорожец отмечает, что развитие чувств у детей связано с изменением в их физиологии. По его мнению, изменения в эмоциональной сфере ребенка связаны с переходом доминирующих центров из подкорковых структур в кору. Вследствие этого эмоции становятся более осознанными. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются высшие чувства: моральные, эстетические, интеллектуальные. Ребенок может регулировать свое поведение, подчинять его требованиям взрослых. У детей в старшем дошкольном возрасте формируется способность к самооценке. Ученый отмечает, что «Становление самооценки способствует развитию новых чувств: смущения, неловкости, беспокойства. Роль эмоций у ребенка в деятельности постепенно меняется, он начинает переживать по поводу результатов деятельности, старается предвидеть реакцию других людей на его действия» [7, с. 83].
В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского утвердилось мнение о многоуровневости эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.
Вызывает заслуженный интерес общая возрастная характеристика развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, которую предложила А.Ю. Буянова.
По её мнению, ребенок в возрасте 3-4 лет «…способен распознавать определенные эмоции, которые выражают взрослые или дети. Они проявляют достаточно яркие эмоции, вызванные чтением сказки или детского стихотворения». Дети этого возраста уже способны понимать сюжет и проявляют эмоциональный отклик на любимых персонажей, при этом, они уже способны давать им эмоциональную оценку «хороший» или «плохой» [8, с. 60].
Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие: эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте; эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность; более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда; особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Дети в возрасте 4-5 лет, как отмечает С.А. Козлова и Т.А. Куликова, «начинают осознанно воспринимать свои эмоциональные состояния, называть их, объяснять вызвавшие их причины. Дети способны прогнозировать наиболее часто встречающиеся эмоции у близких людей – родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев,… если говорить об эмоциональном отношении к героям сказок, то эмоции подчиняются моральным оценкам с обоснованием моральных критериев. К пятилетнему возрасту ребенок начинает испытывать яркие положительные эмоции, если следует правилам поведения и нравственным нормам» [1, с. 312].
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: освоение социальных форм выражения эмоций; формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Таким образом, особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключаются в следующем: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно развивать эмоциональный интеллект ребенка.
Таким образом, при наличии разных точек зрения на возможности формирования и развития эмоционального интеллекта в современной науке, представляется целесообразным развивать эмоциональный интеллект с дошкольного возраста.