Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Государственное регулирование развития «умных» городов как основа повышения конк...

Государственное регулирование развития «умных» городов как основа повышения конкурентоспособности промышленного производства в условиях цифровой трансформации национальной экономики

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

цифровизация
национальная экономика
государственные программы
промышленность
«умный» город
развитие регионов

Аннотация статьи

Развитие «умных» городов в Республике Беларусь является приоритетной задачей государства и активно поддерживается реализуемыми программами. Цифровизация и развитие промышленного сектора играют определяющую роль в процессе перехода традиционного городского управления к более социально-ориентированному. Целью выполненного исследования явилось изучение ключевых аспектов государственного регулирования развития «умных» как основы повышения конкурентоспособности промышленного производства в условиях цифровой трансформации национальной экономики. Опираясь на систему общенаучных и специальных экономических методов автором определена логика и последовательность участия государства в цифровизации отраслей национальной экономики.

Текст статьи

Непрерывное развитие науки и внедрение новейших технологий способствуют повышению качества нашей жизни. Цифровая трансформация экономики плотно вошла в жизнь нашего общества. Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий позволяет субъектам бизнеса достичь конкурентных преимуществ на локальном и глобальном рынках за счет повышения качества продукции, оперативности и обоснованности принимаемых управленческих решений [1, с. 41]. В Республике Беларусь сегодня активно внедряются цифровые технологии в производственной и социальной сферах национальной экономики при активном участии в этом процессе органов государственного управления, о чем свидетельствуют ряд принятых к реализации государственных программ.

В основе цифровой трансформации национальной экономики Беларуси лежит Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы [2]. Она предусматривает повышение доли сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП страны как минимум до 7,5 % к 2025 году. Белорусская цифровая трансформация базируется на формировании цифровой информационной среды, которая предполагает развитие нормативной правовой базы и инструментов по управлению процессом перехода национальной экономики в цифровое окружение. Кроме того, продолжаются работы по разработке и активном внедрении электронного правительства, единых государственных систем предоставления открытой информации и идентификационных карт граждан с использованием сервисно-расчетных систем. Этому содействует реализация основных направлений Программы социально-экономического развития, в контексте развития концепции «умного» города, так и Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы, предполагающая интенсивное внедрение цифровых технологий во все сферы экономики (рисунок).

Рис. Основные направления реализации Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы [3, 4]

В обеспечении реализации концепции «умных» городов в Беларуси огромную роль играет промышленный сектор национальной экономики. Однако, его текущее состояние не способно в полной мере решить данную задачу самостоятельно. В этой связи, на ведущие позиции выходит государство, которое через комплекс государственных программ содействует поддержке и внедрению передовых информационно-коммуникационных технологий, соответствующих четвертой промышленной революции, тем самым стимулируя развитие smart-индустрии.

Второй документ, затрагивающий процессы повышения эффективности промышленного сектора – Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [5]. В ней прописано развитие и цифровизация конкурентоспособного промышленного комплекса. Эта цель будет достигаться путем следования четвертой промышленной революции, которая, в свою очередь, знаменуется появлением технологий 3D-печати, «интернета вещей» (IoT), использования роботизированных и автоматизированных систем в промышленности, распространение компьютеризации во все сферы жизни человека, Big Data и Data Science. Однако конкурентоспособность промышленности, в большей степени, оценивается не по количеству используемых современных технологий, а по разработке и внедрению своих международных стандартов. Поэтому данная программа направлена не только на актуальные реалии, но и на перспективу, предугадывая будущие экономические запросы.

Так, ключевыми задачами Национальной стратегии в сфере развития и цифровизации промышленности выступают:

  • повышение технологического уровня традиционной промышленности – основными направлениями выступают внедрение продвинутых технологий, роботизации и автоматизации на отечественных предприятиях, повышение менеджмента качества, а также развитие модулей smart-индустрии;
  • цифровизация и улучшение высокотехнологичных производств – базой для белорусской цифровизации будет выступать IoT, связывающий все оборудование предприятия в единую сеть, что позволит повысить эффективность и качество производства. Кроме того, особое внимание будет уделено разработке концепции smart-фабрик, которая даст возможность промышленности как отрасли экономики выйти на абсолютно новый уровень;
  • переход к экологически чистому производству – здесь планируется внедрить технологии сокращения ресурсопотребления и энергосбережения, а также модернизация экологически вредных производств.

В дополнение к Программе социально-экономического развития и Программе устойчивого развития в Беларуси принята и реализуется государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы [4]. Она предусматривает реализацию мероприятий по созданию и развитию современной ИКТ-инфраструктуры, внедрению цифровых инноваций в отрасли экономики и технологии «умных городов», а также обеспечению информационной безопасности этих решений.

Данная Программа включает в себя ряд мероприятий-подпрограмм, нацеленных на решение поставленных задач:

  • информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение цифрового развития – подготовка различных документов для разработки технических требований в сфере информатизации, формирование обучающих курсов для подготовки специалистов цифрового развития, информирование населения о будущих инновациях. Возможно создание «Витрины цифровых проектов» – базы данных проектов, ранее разработанных, а, также полученного эффекта от их результатов;
  • инфраструктура цифрового развития – включает мероприятия по развитию широкополосного доступа сотовой связи на основе 4G и 5G, разработке собственных облачных технологий для применения в информационно-вычислительных операциях, расширение способов предоставления телевизионного вещания населению посредством различных способов: эфир, кабельное телевидение, IP-телевидение, интернет и онлайн-каналы;
  • цифровое развитие государственного управления – данный подпроект нацелен на повышение эффективности работы и использования уже существующих модулей электронного правительства, в том числе формирование единой государственной модели данных с учетом развития базовых государственных информационных ресурсов, а также обеспечение недопущения хранения дублированной информации на серверах;
  • цифровое развитие отраслей экономики – за обозначенный период будет проведена более глубокая интеграция современных технологий во все сферы жизни государства и населения (образование, медицина, торговля, IT и т.д.). Развитие инструментов цифровой экономики предусматривает применение новейших технологий в производстве и во внешнеэкономической деятельности. Это все планируется проводить на базе формирование единого информационного пространства отрасли (создание отраслевой государственной цифровой платформы);
  • региональное цифровое развитие – мероприятие полностью посвящен формированию «умных» городов в Республике Беларусь: разработка единой платформы «Умный город (регион)», развитие геоинформационных систем для создания «цифровых двойников» городов, позволяющих эффективно планировать процесс роста и изменения городов, построение информационно-коммуникативной инфраструктуры для обмена цифровыми данными между объектами города и устройствами;
  • информационная безопасность и «цифровое доверие» – совершенствование уже существующих систем кибербезопасности, позволяющее укрепить доверие среди населения и обеспечить качественное и безопасное оказание цифровых услуг.

Другими словами, в процессе реализации Программы будет проведена комплексная цифровая трансформация процессов государственного управления, регионального и отраслевого развития, что позволит перейти к более прозрачным методам администрирования, а также следованию концепции «Умных городов».

Как видно из анализа, Республика Беларусь очень заинтересована в цифровизации своей экономики, так как она дает бóльшую эффективность в промышленности и сфере услуг. Об этом свидетельствуют принятые законодательные документы программ и стратегий развития Беларуси на несколько лет вперед.

Список литературы

  1. Карпович, В. Ф. Информационно-коммуникационные технологии и их роль в повышении конкурентоспособности организации / В. Ф. Карпович // LXXVII международные научные чтения (памяти Н.А. Доллежаля) : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Москва, 12 июня 2020 года / Отв. ред. Сукиасян Асатур Альбертович. – Москва: ООО "Европейский фонд инновационного развития", 2020. – С. 39-4
  2. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/pser/program_ek2021-2025.pdf. – Дата доступа: 27.11.202
  3. Цифровизация предприятий промышленности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belchemoil.by/news/tehnologii-i-trendy/cifrovizaciya-predpriyatij-promyshlennosti. – Дата доступа: 28.11.2022.
  4. Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mpt.gov.by/ru/gosudarstvennaya-programma-cifrovoe-razvitie-belarusi-na-2021-2025-gody. – Дата доступа: 27.11.2022.
  5. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/eqGGF. – Дата доступа: 27.11.2022.

Поделиться

924

Драгун К. Н. Государственное регулирование развития «умных» городов как основа повышения конкурентоспособности промышленного производства в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 33-36. URL: https://apni.ru/article/5088-gosudarstvennoe-regulirovanie-razvitiya-umnik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января