Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа над каллиграфией начинается с первых дней поступления ребенка в 1 класс и продолжается в последующих классах.
Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы. В настоящее время в методике обучения письму понятие «каллиграфия» раскрывается, как умение писать четким, устойчивым, удобочитаемым почерком. Вместе с «чисто техническим навыком» идет формирование представления о буквенной записи слова, отражающей связь между значением и формой, то есть формируется автоматизированный способ действия, что и называют графическим навыком или навыком чистописания [1].
В формировании навыка отличаются 3 ведущих шага:
1 шаг – аналитический – изучение отдельными элементами действия, уяснения содержания.
2 шаг – синтетический – соединение отдельных частей в одно целостное действие.
3 шаг – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, который характеризуется высочайшей степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Автоматизации относятся быстрота, плавность и легкость выполнения. Быстрота является естественным результатом совершенствования движений, и плавность, возникающая как естественный результат формирования навыка [3].
Изучением проблемы формирования навыка чистописания занимались учителя, методисты и учёные: Е.А. Потапова, В.А. Илюхина, Н.Г. Агаркова, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, Н. А. Федосова и др.
В течение 3-3,5 месяцев первоклассники овладевают одновременно с чтением элементарным навыком письма. За это время школьники научатся:
а) правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;
б) писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный;
в) записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без помощи;
г) списывать, а также писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное, сравнивая с образцом, а также способом проговаривания;
д) записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа [2].
Согласно Основной образовательной программе начальной школы основными требованиями к знаниям и умениям учащихся 1 класса по каллиграфии являются:
- правильное, без искажений письмо строчных и заглавных буквы, соединение букв в слова;
- правильное списывание слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
- письмо под диктовку предложений из 3-5 слов без пропусков и искажений букв. Но, как показывает практика начального обучения русского языка, у большинства учащихся вышесказанные требования в формировании навыка чистописания развиты слабо или вообще отсутствуют.
В связи с этим была определена проблема исследования: каковы методические приемы, необходимые для отработки навыка письма на разных этапах формирования навыка чистописания.
Исследование проводилось на базе МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» в 1 б классе. В эксперименте принимало участие 19 детей в возрасте 6-7 лет младшего школьного возраста. В качестве диагностического инструментария были выбраны: анализ прописи, карточки с предложениями для списывания с печатного текста, методика Е.Н. Потаповой «Трёхэтапная».
В процессе обработки результатов диагностики на констатирующем этапе было выявлено следующее: по результатам анализа прописей, при написании прямой линии с петлей, они допускали следующие ошибки, петля пересекалась ниже нижней линии, наблюдались отклонения петли влево, и очень часто прослеживалось изменение формы петли. При написании петли у букв у, д, з, щ, ц, учащиеся очень часто либо отклоняли петлю вправо, либо делали лишнее отступление вправо; по результатам списывания предложений с печатного текста уровень сформированности навыка письма преобладает средний уровень – 14 человек (73,7 %).
В рамках формирующего этапа эксперимента проанализировав состояние работы в области каллиграфии у учащихся 1 класса, мы убедились в необходимости составления упражнений, направленных на формирование и коррекцию навыка чистописания, где была использована методика Е.Н. Потаповой «Трёхэтапная».
Для формирования навыка чистописания важно было использовать задания, направленные на развитие мускульной памяти, на развитие тактильной памяти, а также задания на закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками). Остановимся на этапах и упражнениях его развития на уроках русского языка:
1 этап – система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами.
Упражнения: работа с линейками – трафаретами (с геометрическими фигурами и фигурами животных); работа с лекалами; рисование, соединённое со штриховкой; рисование и раскрашивание; гимнастика для рук; письмо мокрой кисточкой на доске, в воздухе, под счёт с комментированием.
2 этап – работа с карточками - образцами для обвода.
Упражнения: работа с карточками – образцами для обвода; предметные картинки; запомнить и нарисовать такие же, написать столько элементов, сколько показано, написать слова, какие написаны учителем; написать слоги, дописать слова, написать буквы в том порядке, в каком они написаны учителем.
3 этап - работа с кальками.
Упражнения: задания, нацеленные на развитие свободных плавных движений руки в разных направлениях.
Оценка эффективности формирующего этапа показала, что при обучении детей письму важно предельно ясно объяснять написание элементов букв, показывать не только написание букв, но и написание соединений, поскольку младший школьник, усвоив написание буквы, не всегда может понять, как соединять ее с последующей буквой из-за разнообразия соединений. Учителю необходимо владеть разными приемами обучения письму, давать учащимся материал в игровой форме, потому что в этом возрасте у детей лучше развита наглядно – образная память.
На завершающем контрольном этапе нами была проведена еще одна проверка, результаты которой показали эффективность реализованных видов каллиграфических упражнений. Особое внимание, как и на первом этапе исследования, уделялось правильному написанию учащимися восьми основных элементов букв.
Для проверки нами использовались те же самые задания, что и на первом этапе: анализ прописей обучающихся на наличие и отсутствие каллиграфических ошибок при письме, исследование показало, что учащиеся допускают те же самые ошибки, но в меньшем количестве.
Рис. 1
Для диагностики сформированности правильного написания элементов каллиграфии также детям были розданы те же самые карточки с предложениями для списывания с печатного текста.
Проанализировав работы по критериям сформированности, мы получили следующие результаты:
Рис. 2
Таким образом, как мы и предполагали, при наличии дополнительной работы по улучшению уже сформированных каллиграфических навыков наблюдаются изменения. Следовательно, выработка каллиграфического почерка – достаточно трудоемкая работа. Эта работа связана прежде всего с психофизическими особенностями детей, наша работа – наглядное тому подтверждение. Значит, необходимы четко структурированные и методически обоснованные виды упражнений, которые мы и попытались реализовать в ходе формирующего этапа эксперимента.