Главная
Конференции
Технологии, образование, наука: стратегия прорыва
Теоретические основы формирования знаний о воздухе у детей старшего дошкольного ...

Теоретические основы формирования знаний о воздухе у детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Осадчая Елена Александровна

Вуколова Ольга Сергеевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольное детство
экологическое мировоззрение
формирование знаний о воздухе
природа
окружающий мир

Аннотация статьи

В данной статье представлено теоретическое обоснование проблемы формирования знаний о воздухе у старших дошкольников. Для сохранения жизни на планете каждому человеку начиная с дошкольного возраста необходимо усвоить основы экологических знаний. В первую очередь это касается знаний о воздухе, который является незаменимым условием существования жизни на Земле. На основе приобретенных знаний у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Текст статьи

Для сохранения жизни на планете каждому человеку начиная с дошкольного возраста необходимо усвоить основы экологических знаний. В первую очередь это касается знаний о воздухе, который является незаменимым условием существования жизни на Земле.

Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о воздухе становится все более актуальной темой при современных темпах загрязнения окружающей среды. Изменения, происходящие в природе в результате деятельности человека, приобрели глобальный характер и создали серьезную угрозу нарушения природного равновесия. Такое положение может стать препятствием на пути дальнейшего развития человеческого общества и ставит вопрос о его существовании.

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Становление экологического мировоззрения происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало этого процесса приходится на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней рождает не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт качеств характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

До недавнего времени в отечественной дошкольной педагогике, проводились исследования, связанные с проблемой воспитания заботливого, гуманного, положительного отношения к природе. Этим занимались такие исследователи, как Н.Ф. Виноградова, В.Г. Грецова-Фокина, И.А. Комарова, Л.Е. Образцова и др. Содержание каждого исследования логично приближало переход к экологическому обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.

Идеи ознакомления старших дошкольников с природой, в том числе с воздушной средой получили дальнейшее развитие в трудах и методических работах С.Н. Николаевой, Т.И. Поповой, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Н.Н. Кондратьевой, Ж.Л. Васякиной, Н.А. Рыжовой и др.

Ознакомление старшего дошкольника с воздухом – это естественный процесс познания окружающего мира. Этот процесс проходит под целенаправленным руководством взрослых.

С.Н. Николаева подчеркивает, что воспитание осознанно-грамотного отношения дошкольников к природе, в том числе к воздушной среде должно осуществляться через формирование конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы. Автор утверждает, что именно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова считают, что главной целью экологического воспитания дошкольников является обеспечение целостного и всестороннего развития творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе использования разных видов искусств и организации детской деятельности. Авторы считают, что от того, как ребенок научится мыслить и тонко чувствовать окружающий мир природы, как воспринимает ценности мировой культуры, зависит, как он будет действовать, какие совершать поступки [1].

Н.А. Рыжова предлагает формировать у детей целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получать представления о взаимосвязях в природе, которые помогают ребенку обрести начало экологического мировоззрения и культуры, также ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью [5]. Автор уделяет много внимания вопросам ознакомления старших дошкольников с воздушной средой.

Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, биоэкологической литературы позволил нам отметить, что в старшем дошкольном возрасте идет интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе и в природе.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. Становление экологического мировоззрения происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дошкольники этой возрастной группы не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений [2].

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей [3].

Экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы и методы работы.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы. Методы обучения – способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру [2].

Ознакомление детей старшей группы с воздухом происходит с помощью следующих основных методов: наблюдение, опыт, беседа, рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, применение иллюстративно-наглядного материала; а также путем применения разнообразных форм работы: занятия, экскурсии, прогулки, праздники и развлечения.

Организованное воспитателем наблюдение натуральных объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой, в том числе и с воздухом [4].

Эффективность и качество экологического образования детей в образовательной организации определяет образовательная программа, которая формирует образовательный процесс и отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка. В настоящее время существует множество программ по экологическому образованию дошкольников. Каждая предлагает свои варианты ознакомления старших дошкольников с воздухом, определяя необходимый уровень знаний о нем. Знания о воздухе закладывают прочную основу формирования экологического сознания у детей.

Список литературы

  1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семецветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста – М., 1997. – 131 с.
  2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 2012. – 272 с.
  3. Как знакомить детей с природой. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. П. Г. Саморуковой. – М., 2011. – 207 с.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пед. училищ. / Под ред. Саморуковой П.Г. – М., 1991. – 240 с.
  5. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». – М., 2005. – 192 с.

Поделиться

2505

Осадчая Е. А., Вуколова О. С. Теоретические основы формирования знаний о воздухе у детей старшего дошкольного возраста // Технологии, образование, наука: стратегия прорыва : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 6 марта 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 24-27. URL: https://apni.ru/article/509-teoreticheskie-osnovi-formirovaniya-znanij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля