Главная
АИ #48 (127)
Статьи журнала АИ #48 (127)
Повышение эффективности образовательной среды в субъектах РФ

Повышение эффективности образовательной среды в субъектах РФ

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

образовательная среда
качество образования
система образования

Аннотация статьи

На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения такого феномена, как образовательная среда, в общей проблематике исследований качества образования выходят на первый план. Образование играет огромное значение для повышения потенциала в современном российском социуме. В процессе образовательной деятельности формируется система ценностей, ролевые модели, стереотипные формы поведения. Главная роль образования при становлении информационного общества заключается в том, что образование стает основным условием увеличения конкурентоспособности государственной экономики, а информация и знания преобразуются в ключевые производительные ресурсы, повышающие максимальную производительность капитала. В статье обозначены вопросы развития образовательной среды в России, а также в регионах РФ, методы повышения эффективности образовательной среды в регионах РФ, а также выявлены ключевые проблемы развития образовательной среды в РФ.

Текст статьи

Основная миссия образования в условиях современности заключается в том, чтобы помочь человеку «выйти из пространства предметов в пространство человеческой деятельности, жизненных смыслов и ценностей» [2, с. 22-23]. Через ценностные ориентиры инновационного развития системы начального общего образования раскрывается развивающий потенциал современных образовательных стандартов.

Научно-технический прогресс, социально-экономические условия и другие факторы корректируют векторы развития образования и образовательной среды, а также определяют новые образовательные тренды, которые необходимо учитывать при выстраивании образовательной политики.

Управленческая деятельность при этом не является статичной и представляет собой непрерывный процесс адаптации к возможностям и обстоятельствам. Для выстраивания и эффективного функционирования управленческого процесса необходимо обладать в полной мере объективной, надежной и достоверной информацией, основанной на реальных данных,
их анализе и интерпретации.

В этой связи принципиальной задачей государственной политики в области развития образовательной среды в регионах РФ является повышение управляемости системы образования, а также ее качества. Одним из путей решения этой задачи выступает полноценное включение органов власти в вопросы управления системой образования [2].

Согласно концепции ФГОС НОО, развивающая образовательная среда должна быть адекватна задачам достижения духовно-нравственного, социального, обще-интеллектуального, общекультурного и физического развития обучающихся:

  • обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • быть комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Федеральным институтом оценки качества образования в 2021 году был проведен мониторинг эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (письмо Управления оценки качества образования и контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора от 25.05.2021 г. No 08-99).

Оценка проводилась по 12 показателям, разбитым на 3 группы. 

1 Результаты обучения школьников:

  • достижение минимального уровня подготовки,
  • достижение высокого уровня подготовки,
  • образовательное равенство,
  • функциональная грамотность;

2. Практикоориентированность школьного образования:

  • использование лабораторного оборудования,
  • использование компьютеров,
  • поступление в образовательные организации СПО своего региона,
  • поступление в вузы своего региона;

3. Управление системой школьного образования:

  • объективность оценочных процедур,
  • эффективность механизмов управления качеством образования,
  • эффективность организационно-технологического обеспечения процедур ЕГЭ-2020,
  • аналитика и интерпретация результатов ГИА.

По их результатам определился сводный рейтинг [4].

Возглавляют рейтинг г. Санкт-Петербург (92,1 балла) и г. Москва (92 балла), а в Топ-5 вошли также Ленинградская область (77,1), Калининградская область (76,5) и Ярославская область (76,2).

Но есть регионы, набравшие в рейтинге менее 20 итоговых баллов: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край [4].

Основным вопросом развития качественной образовательной среды в регионах РФ является материальное обеспечение. Несмотря на внимание к ресурсному обеспечению системы образования со стороны государства, потенциал развития образовательной инфраструктуры регионов реализован не в полной мере (среднее значение по РФ интегрального образовательного индекса составляет 0,48). В системе образования, безусловно, за последнее время улучшилась ситуация с общим состоянием зданий, однако уровень обеспеченности обучающихся учебными площадями по-прежнему весьма невысок (0,47). Также крайне низок индекс показателя, касающегося возможности использования в образовательных учреждениях высокоскоростного доступа к сетевым ресурсам сети Интернет (0,19); не так много организаций имеют учебно-опытный участок, электронную библиотеку, оставляет желать лучшего и индекс укомплектованности обычных библиотек.

Также, опираясь на результаты оценки муниципальных механизмов управления качеством образования, проводимой в 2020 и 2021 году, можно констатировать низкую степень вовлеченности отдельных муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования.

К причинам сложившейся ситуации можно отнести:

  • значительное разнообразие образовательных организаций (городские и сельские, крупные и малокомплектные, с различными запросами на получение образования), что предполагает вариативность в применении управленческих моделей;
  • сложность механизмов анализа образовательных результатов обучающихся (разнообразие оценочных процедур, недостаточное количество квалифицированных специалистов по анализу и интерпретации результатов оценочных процедур);
  • недостаточная методическая проработанность механизмов использования данных оценки качества образования для принятия управленческих решений.

В связи с этим наиболее эффективным представляется включение муниципального уровня управления в обеспечение решения задач в рамках конкретных направлений региональной управленческой деятельности, с учетом особенности территории.

Рис. Механизмы управления качеством образования [2]

Задачей государственной политики, в рамках формирования эффективной образовательной среды в регионах РФ, является повышение качества образования в Российской Федерации за счет модернизации образовательной среды и значительного увеличения доступности современных образовательных условий для всех учеников. Для этого в Москве и российских регионах должны появиться:

а) пилотные инновационные школы, работающие с пространствами и средой на современном международном уровне и готовые в перспективе стать стажировочными площадками для педагогов, дизайнеров, архитекторов, проектировщиков, руководителей образовательных организаций;

б) ряд эффективных типовых решений для редизайна уже имеющихся пространств.

Для реализации означенных целей, с точки зрения применения описания критериев современной образовательной среды, необходимо отметить следующие необходимые шаги:

Возможная конкретизация ФГОС разных уровней образования (начального, основного общего, среднего общего), а также примерных образовательных программ таким образом, чтобы они отражали критерии современной образовательной среды.

В качестве организационного шага предлагается проведение экспертно-аналитического семинара, где будут собраны предложения и разработаны рекомендации для Министерства образования и науки РФ [3].

Тщательный анализ правил и норм, которые являются барьерами для реализации сформулированных экспертами характеристик (параметров) современной образовательной среды. СанПиНы и СП должны быть проанализированы синхронно, так как в некоторых пунктах могут противоречить друг другу. Целесообразно подготовить формулировки кратких дополнений (оговорок), акцентирующих внимание на том, каким образом можно реализовывать современный образовательный процесс, включающий в том числе командную и индивидуальную проектно-исследовательскую работу.

Анализ процесса и логики разработки и согласования санитарных и строительных правил и норм. Необходимо разработать предложения по оптимизации процедур таким образом, чтобы имело место согласование с представителями системы образования.

Организация и проведение исследования взаимосвязи средовых компонентов и качества образования с применением валидного с международной точки зрения инструментария.

Анализ практик применения существующей нормативной базы. Некоторые пункты, имеющие на самом деле рекомендательный характер, на местах представляются проверяющими органами как обязательные к выполнению. Целесообразно несение предложений по разработке соответствующих подзаконных актов и внутриведомственных инструкций, а также повышению компетентности работников проверяющих органов.

Преодоление процедурной отчужденности представителей системы образования от составления документации при проведении строительных и ремонтных работ. Разработка предложений по корректировке существующей практики закупочной деятельности, включая обучение педагогических работников работе с проектной документацией.

Разработка предложений по организации системы закупок, настроенной на инновационные архитектурно-пространственные решения.

Разработка методических рекомендаций для региональных институтов развития образования и повышения квалификации по совершенствованию компетентности руководителей образовательных организаций и педагогов при работе с инновационными пространственными решениями.

Организация и проведение переговорных площадок с девелоперскими компаниями с тем, чтобы аргументированно донести до них идею о том, что нестандартная инновационная школа в новом микрорайоне существенно увеличивает продажи жилья [3].

Организация переговорных площадок с представителями региональных администраций по внесению изменений и дополнений в региональные программы развития образования.

Таким образом, в конечном счете, наряду с улучшением формальных образовательных результатов (ЕГЭ, оценки и т.д.) и развитием компетенций учащихся (навыки социализации, адаптации, получения новых знаний, работы с информацией и т.д.), правильное позиционирование и развитие современной образовательной среды приведет к улучшению восприятия школы и образования обществом (родителями, другими заинтересованными сторонами).

Список литературы

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс
  2. Создание развивающей образовательной среды начальной школы как интегративный результат выполнения требований ФГОС начального общего образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования / авт. – сост. А. Г. Пачина ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. – 71 с.
  3. Национальные исследования качества образования в РФ – URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%9E%202020.pdf
  4. Рейтинг регионов по качеству образования 2021 – URL: https://eduinspector.ru/2021/03/13/rosobrnadzor-vpervye-predstavil-rejting-regionov-rossii-po-kachestvu-obrazovaniya/

Поделиться

1128

Волчкова С. Ю. Повышение эффективности образовательной среды в субъектах РФ // Актуальные исследования. 2022. №48 (127). Ч.II.С. 15-19. URL: https://apni.ru/article/5092-povishenie-effektivnosti-obrazovatelnoj-sredi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря