Основная миссия образования в условиях современности заключается в том, чтобы помочь человеку «выйти из пространства предметов в пространство человеческой деятельности, жизненных смыслов и ценностей» [2, с. 22-23]. Через ценностные ориентиры инновационного развития системы начального общего образования раскрывается развивающий потенциал современных образовательных стандартов.
Научно-технический прогресс, социально-экономические условия и другие факторы корректируют векторы развития образования и образовательной среды, а также определяют новые образовательные тренды, которые необходимо учитывать при выстраивании образовательной политики.
Управленческая деятельность при этом не является статичной и представляет собой непрерывный процесс адаптации к возможностям и обстоятельствам. Для выстраивания и эффективного функционирования управленческого процесса необходимо обладать в полной мере объективной, надежной и достоверной информацией, основанной на реальных данных,
их анализе и интерпретации.
В этой связи принципиальной задачей государственной политики в области развития образовательной среды в регионах РФ является повышение управляемости системы образования, а также ее качества. Одним из путей решения этой задачи выступает полноценное включение органов власти в вопросы управления системой образования [2].
Согласно концепции ФГОС НОО, развивающая образовательная среда должна быть адекватна задачам достижения духовно-нравственного, социального, обще-интеллектуального, общекультурного и физического развития обучающихся:
- обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- быть комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Федеральным институтом оценки качества образования в 2021 году был проведен мониторинг эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (письмо Управления оценки качества образования и контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора от 25.05.2021 г. No 08-99).
Оценка проводилась по 12 показателям, разбитым на 3 группы.
1 Результаты обучения школьников:
- достижение минимального уровня подготовки,
- достижение высокого уровня подготовки,
- образовательное равенство,
- функциональная грамотность;
2. Практикоориентированность школьного образования:
- использование лабораторного оборудования,
- использование компьютеров,
- поступление в образовательные организации СПО своего региона,
- поступление в вузы своего региона;
3. Управление системой школьного образования:
- объективность оценочных процедур,
- эффективность механизмов управления качеством образования,
- эффективность организационно-технологического обеспечения процедур ЕГЭ-2020,
- аналитика и интерпретация результатов ГИА.
По их результатам определился сводный рейтинг [4].
Возглавляют рейтинг г. Санкт-Петербург (92,1 балла) и г. Москва (92 балла), а в Топ-5 вошли также Ленинградская область (77,1), Калининградская область (76,5) и Ярославская область (76,2).
Но есть регионы, набравшие в рейтинге менее 20 итоговых баллов: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Тыва, Чеченская Республика, Забайкальский край [4].
Основным вопросом развития качественной образовательной среды в регионах РФ является материальное обеспечение. Несмотря на внимание к ресурсному обеспечению системы образования со стороны государства, потенциал развития образовательной инфраструктуры регионов реализован не в полной мере (среднее значение по РФ интегрального образовательного индекса составляет 0,48). В системе образования, безусловно, за последнее время улучшилась ситуация с общим состоянием зданий, однако уровень обеспеченности обучающихся учебными площадями по-прежнему весьма невысок (0,47). Также крайне низок индекс показателя, касающегося возможности использования в образовательных учреждениях высокоскоростного доступа к сетевым ресурсам сети Интернет (0,19); не так много организаций имеют учебно-опытный участок, электронную библиотеку, оставляет желать лучшего и индекс укомплектованности обычных библиотек.
Также, опираясь на результаты оценки муниципальных механизмов управления качеством образования, проводимой в 2020 и 2021 году, можно констатировать низкую степень вовлеченности отдельных муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования.
К причинам сложившейся ситуации можно отнести:
- значительное разнообразие образовательных организаций (городские и сельские, крупные и малокомплектные, с различными запросами на получение образования), что предполагает вариативность в применении управленческих моделей;
- сложность механизмов анализа образовательных результатов обучающихся (разнообразие оценочных процедур, недостаточное количество квалифицированных специалистов по анализу и интерпретации результатов оценочных процедур);
- недостаточная методическая проработанность механизмов использования данных оценки качества образования для принятия управленческих решений.
В связи с этим наиболее эффективным представляется включение муниципального уровня управления в обеспечение решения задач в рамках конкретных направлений региональной управленческой деятельности, с учетом особенности территории.
Рис. Механизмы управления качеством образования [2]
Задачей государственной политики, в рамках формирования эффективной образовательной среды в регионах РФ, является повышение качества образования в Российской Федерации за счет модернизации образовательной среды и значительного увеличения доступности современных образовательных условий для всех учеников. Для этого в Москве и российских регионах должны появиться:
а) пилотные инновационные школы, работающие с пространствами и средой на современном международном уровне и готовые в перспективе стать стажировочными площадками для педагогов, дизайнеров, архитекторов, проектировщиков, руководителей образовательных организаций;
б) ряд эффективных типовых решений для редизайна уже имеющихся пространств.
Для реализации означенных целей, с точки зрения применения описания критериев современной образовательной среды, необходимо отметить следующие необходимые шаги:
Возможная конкретизация ФГОС разных уровней образования (начального, основного общего, среднего общего), а также примерных образовательных программ таким образом, чтобы они отражали критерии современной образовательной среды.
В качестве организационного шага предлагается проведение экспертно-аналитического семинара, где будут собраны предложения и разработаны рекомендации для Министерства образования и науки РФ [3].
Тщательный анализ правил и норм, которые являются барьерами для реализации сформулированных экспертами характеристик (параметров) современной образовательной среды. СанПиНы и СП должны быть проанализированы синхронно, так как в некоторых пунктах могут противоречить друг другу. Целесообразно подготовить формулировки кратких дополнений (оговорок), акцентирующих внимание на том, каким образом можно реализовывать современный образовательный процесс, включающий в том числе командную и индивидуальную проектно-исследовательскую работу.
Анализ процесса и логики разработки и согласования санитарных и строительных правил и норм. Необходимо разработать предложения по оптимизации процедур таким образом, чтобы имело место согласование с представителями системы образования.
Организация и проведение исследования взаимосвязи средовых компонентов и качества образования с применением валидного с международной точки зрения инструментария.
Анализ практик применения существующей нормативной базы. Некоторые пункты, имеющие на самом деле рекомендательный характер, на местах представляются проверяющими органами как обязательные к выполнению. Целесообразно несение предложений по разработке соответствующих подзаконных актов и внутриведомственных инструкций, а также повышению компетентности работников проверяющих органов.
Преодоление процедурной отчужденности представителей системы образования от составления документации при проведении строительных и ремонтных работ. Разработка предложений по корректировке существующей практики закупочной деятельности, включая обучение педагогических работников работе с проектной документацией.
Разработка предложений по организации системы закупок, настроенной на инновационные архитектурно-пространственные решения.
Разработка методических рекомендаций для региональных институтов развития образования и повышения квалификации по совершенствованию компетентности руководителей образовательных организаций и педагогов при работе с инновационными пространственными решениями.
Организация и проведение переговорных площадок с девелоперскими компаниями с тем, чтобы аргументированно донести до них идею о том, что нестандартная инновационная школа в новом микрорайоне существенно увеличивает продажи жилья [3].
Организация переговорных площадок с представителями региональных администраций по внесению изменений и дополнений в региональные программы развития образования.
Таким образом, в конечном счете, наряду с улучшением формальных образовательных результатов (ЕГЭ, оценки и т.д.) и развитием компетенций учащихся (навыки социализации, адаптации, получения новых знаний, работы с информацией и т.д.), правильное позиционирование и развитие современной образовательной среды приведет к улучшению восприятия школы и образования обществом (родителями, другими заинтересованными сторонами).