Главная
Конференции
Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика
Особенности формирования пространственно-временных представлений у детей дошколь...

Особенности формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Усенко Юлия Сергеевна

Орлова Екатерина Сергеевна

Блинова Елизавета Андреевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

пространственные представления
временные представления
дошкольники
ориентировка

Аннотация статьи

В статье раскрывается процесс формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. В современном мире социальная необходимость ежедневно сталкивает человека и с проблемой времени. Во времени живет и ребенок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.

Пространственно-временная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и времени их словесного обозначения пространственно-временных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Определение времени опирается на общепринятую систему мер-эталонов: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Именно понимание пространственно-временных категорий стоит в основе формирования пространственно-временных представлений детей дошкольного возраста.

Формирование пространственно-временных представлений –длительный и сложный процесс, требующий от человека немалых усилий. Особенно ярко это демонстрирует ребенок, без специального организованного обучения, с ограниченным жизненным опытом не способный определить, измерить, дифференцировать пространственно-временные характеристики. Большая роль в процессе усвоения ребенком пространственных представлений принадлежит взрослому. Пространственно-временные представления в жизни ребенка дошкольного возраста имеют приоритетное значение, поскольку они одновременно с восприятием являются основой для развития внимания, мышления, памяти, речи и воображения. Современные исследования свидетельствуют, что детям дошкольного возраста доступно восприятие ценностно-значимого смысла времени и пространства в жизни человека. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени и пространства являются опосредованность, смещение пространственно-временных понятий, отсутствие точности в речевом обозначении этих категорий, согласованности собственных действий во времени и пространстве.

Пространственное ориентирование осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местонахождение, удаленность, пространственные отношения между предметами). Однако несмотря на то, что пространственные различия возникают довольно рано, они являются более сложным процессом, чем различия качеств предмета. Пространственные представления человека, которые формируются в период дошкольного детства, включают следующие аспекты: представление о форме предметов и их размеры, способность различать предметы в пространстве, оценивать расстояния размещения предметов и объектов по отношению к человеку и друг от друга, направлений их нахождения.

Формирование временных представлений у детей происходит позже и имеет свою специфику. Восприятие времени является одним из самых сложных видов восприятия именно из-за его специфических особенностей. Так, интерес ребенка дошкольного возраста привлекает все конкретное, видимое: он с удовольствием стремится обследовать различные предметы, игрушки, «испытать» их возможности, сравнить их между собой. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, организовывать, планировать свою деятельность, регулировать темп, ритм своих действий, учитывая фактор времени. Один и тот же отрезок времени воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, которую выполняет ребенок, его состояния и ожиданий: например, если он ждет привлекательное событие, то кажется, что время идет медленно и ребенок стремится «ускорить» его, «подгоняя» время. Много положительных качеств личности ребенка возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например, целеустремленность, организованность и т.п. Восприятие времени, в частности, такие важные его компоненты, как темп и ритм играют значительную роль в трудовой деятельности. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Восприятие времени – отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.

У ребенка ознакомление со временем начинается с усвоения выработанных человечеством обозначений и мер времени. В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позже и имеет свою специфику. Так, небольшие отрезки времени дети учатся определять на основе своей деятельности. Полезно при этом ознакомление детей с определенными промежутками времени и соответствующими комбинированиями между отрезком времени и той деятельностью, которой занят ребёнок. Однако без соответствующего обучения даже 6-7-летние дети не имеют представлений о продолжительности небольших отрезков времени. Они слышат слово «минута», но не представляют, сколько она продолжается. Одни считают, что за минуту можно пообедать, другие – поиграть, третьи – сходить в магазин. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия – утром умываются, завтракают; днем – играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать; ночью спят. Легче всего они определяют ночь и утро, несколько труднее – вечер и ночь. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени (утро – «свет, когда солнышко встает» и т.д.). Усвоение представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольное учреждение, чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональной насыщенности, особой значимости (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник - снова идти в дошкольное учреждение). Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень «дни недели» они могут включить слова «суббота, воскресенье, завтра, вчера» или «воскресенье, понедельник, май, новый год». Особенно трудно дается им усвоение представлений о сути понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и тому подобное. Положительные изменения в этом происходят во второй половине дошкольного периода: дети усваивают временные обозначения, начинают правильно их употреблять, беря за точку отсчета представление о сегодняшнем дне. Однако представление об исторических периодах, последовательность событий во времени, продолжительность жизни людей, существования вещей и т.п. еще не сформированы, поскольку они не имеют для понимания этих представлений определенных стандартов, не могут опереться на собственный опыт. Предметный характер психических процессов имеет специфические особенности восприятия времени. Например, дошкольник ищет материального выразителя времени (часы), уверен, что если стрелки перевести, время изменится (скорее наступит завтра), не осознает, что время не зависит от желания людей (не понимает объективности времени). Поэтому ведущая роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, который выделяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша, обозначает их словом, включает в различные жизненные ситуации.

Список литературы

  1. Моргачева, К.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений [Текст] / К.Н. Моргачева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 212 с.
  2. Сивцова В. А. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. А. Сивцова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 93-100.

Поделиться

607

Усенко Ю. С., Орлова Е. С., Блинова Е. А. Особенности формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста // Технические, естественные, гуманитарные науки: проблемы, теория, практика : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 дек. 2022г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 98-101. URL: https://apni.ru/article/5093-osobennosti-formirovaniya-prostranstvenno-vre

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая